8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об отселении Меньших Светланы Геннадиевны, Приходьковой Юлии Владимировны, ФИО12 № 2-3320/2017 ~ М-3110/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело № 2-3320/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2017 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Быченко С.И.,

при секретаре судебного заседания Шитиковой В.В.,

с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Долгалевой А.А., истцов Приходьковой Ю.В., Меньших С.Г., представителя ответчика Администрации города Ростова-на-Дону Касьяновой М.И., действующей на основании доверенности № 59-1/23 от 14.11.2016 г., представителя третьего лица Департамента ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону Мурадян Н.С., действующей на основании доверенности № 59-62-990/7 от 27.02.2017 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Меньших Светланы Геннадиевны, Приходьковой Юлии Владимировны, ФИО11 к Администрации города Ростова-на-Дону, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону, о возложении на Администрацию города Ростова-на-Дону обязанности вынести постановление о признании жилого помещения общей площадью 33,7 кв.м., в том числе жилой 21,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> непригодным для проживания, перевода его в нежилое, с разрешением вопросов об отселении Меньших Светланы Геннадиевны, Приходьковой Юлии Владимировны, ФИО12

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к Администрации города Ростова-на-Дону (далее - ответчик) с требованиями о возложении на ответчика обязанности вынести постановление о признании жилого помещения общей площадью 33,7 кв.м., в том числе жилой 21,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания, перевода его в нежилое, с разрешением вопросов об отселении Меньших Светланы Геннадиевны, Приходьковой Юлии Владимировны, ФИО13, указав в обоснование исковых требований, что Меньших Светлана Геннадиевна и несовершеннолетний ФИО14 являются собственниками, по 1/2 доли каждый, жилого помещения, общей площадью 33,7 кв. м, в том числе жилой 21,4 кв. м, расположенного по адресу: г<адрес>, на основании договора на передачу квартиры в частную долевую собственность граждан от 15.07.2005 г.

Вместе с ними в указанной квартире зарегистрированы и проживают в качестве членов семьи Приходькова Юлия Владимировна и несовершеннолетняя ФИО15

Истцы указывают, что указанное жилое помещение находится в подвале многоквартирного жилого дома, что, по мнению истцов, само по себе нарушает требования п. 23 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», согласно которому отметка пола жилого помещения, расположенного на первом этаже, должна быть выше планировочной отметки земли. Размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается.

При этом состояние этого жилого помещения является неудовлетворительным по всем возможным основаниям.

Согласно заключению о техническом состоянии строительных конструкций № 216/14-ОБ-ПЗ от 25.04.2016 г., выполненному ООО «ППФ ПРОМЭНЕРГОПРОЕКТ» в отношении квартиры № №, расположенной в жилом доме по адресу: <адрес> установлено, что несущие наружные и внутренние стены в пределах данной квартиры имеют дефекты в виде постоянного намокания, промерзания, коррозии и грибка. Причиной данного явления на стенах внутри помещений квартиры является замачивание стен в результате природно-климатических воздействий, с образованием конденсата на всю глубину стены. Коррозии подвергнуты участки наружных и внутренних несущих стен. Техническое состояние наружных и внутренних несущих стен в пределах данной квартиры допустимое, не отвечают требованиям технической надежности и эксплуатационной безопасности, а также санитарно-эпидемиологическим требованиям.

08.08.2016 г. Городской межведомственной комиссией по оценке жилых помещений жилищного фонда РФ (утв. Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 13.02.2015 г. № 63 было принято Заключение об оценке соответствия помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № 49 от 08.08.2016 г., которым выявлены основания для признания вышеуказанной квартиры непригодной для проживания.

28.09.2016 г. Городской межведомственной комиссией по оценке жилых помещений жилищного фонда РФ (утв. Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 22.09.2016 г. № 1346) было принято Заключение об оценке соответствия помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № 71 от 28.09.2016 г., которым выявлены основания для признания вышеуказанной квартиры непригодной для проживания.

Однако до настоящего времени ответчиком в пределах своих полномочий не вынесено постановление о признании спорной квартиры непригодной для проживания. Несмотря на все обращения, направленные в адрес ответчика, истцы только получают «отписки» о том, что для решения их вопроса необходимо признать аварийным весь дом.

Состояние жилого помещения систематически ухудшается, что отражается на здоровье проживающих в нем граждан, и прежде всего несовершеннолетних детей. Дети имеют <данные изъяты>, связанных с состоянием помещения, состоят на <данные изъяты>

На основании поручения Управления Роспотребнадзора по РО № 826 от 16.05.2017г., ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РО» проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза условий проживания с выполнением лабораторных испытаний параметров микроклимата, по результатам которой выдано экспертное заключение № 26-02.3-15.1/750 от 24.05.2017 г., согласно которому условия проживания в спорном помещении не соответствуют требованиям СанПин 2.1.2..2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Истцы считают, что бездействием ответчика нарушаются их права на безопасность жизни и здоровья, ссылаются на Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного домам аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», также поясняют, что в МУП УЖКХ Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону отказались принимать пакет документов на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, мотивировав это отсутствием Постановления Администрации о признании жилого помещения непригодным.

На основании изложенного, истцы просят суд возложить на Администрацию г. Ростова-на-Дону обязанность вынести постановление о признании жилого помещения общей площадью 33,7 кв. м, в том числе жилой 21,4 кв. м, расположенного по адресу: г. <адрес> непригодным для проживания, перевода его в нежилое, с разрешением вопросов об отселении Меньших Светланы Геннадиевны, Приходьковой Юлии Владимировны, ФИО16.

В судебное заседание истцы Приходькова Ю.В. Меньших С.Г. явились, исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Касьянова М.И. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что визуальный осмотр, на основании которого составлено заключение ООО «Проектно-производственная фирма «Промэнергопроект», без применения каких-либо измерительных приборов и приспособлений, является нарушением процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным в пункте 44 Положения, требованиям, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», заключение МВК не соответствует требованиям законодательства, основано исключительно на визуальном обследовании, что влечет незаконность решения органа местного самоуправления, кроме того, процедура признания спорной квартиры непригодной для проживания, находящейся в долевой собственности у истцов, не завершена, на заключение городской межведомственной комиссии правовым управлением Администрации города Ростова-на-Дону 18.10.2016 поданы замечания, соответствующее решение и распоряжение с выводом о пригодности или непригодности для проживания спорного жилого помещения ответчиком как уполномоченным органом не принято, между тем, понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции РФ принцип разделения властей.

Представитель Департамента ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону Мурадян Н.С., действующая на основании доверенности № 59-62-990/7 от 27.02.2017 г. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требования, пояснив, что, действительно, Городской межведомственной комиссией по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда (далее - Комиссия) принято решение в виде заключения от 28.09.2016 № 71 о выявлении оснований для признания помещения (квартира <адрес> непригодным для проживания. При этом постановление Администрации города Ростова-на-Дону о признании указанного жилого помещения на основании заключения Комиссии от 28.09.2016 до настоящего времени не принято. Основанием проведения комиссией оценки состояния многоквартирного дома послужило заявление Приходьковой Ю.В. от 29.08.2016 по вопросу признания жилого помещения непригодным для проживания, а также документы, представленные на рассмотрение Комиссии заявителем, в том числе заключение ООО «Проектно-производственная фирма «Промэнергопроект» по результатам визуального и инструментального обследования объекта. Указанный отчет составлен по результатам визуального и инструментального обследования технического состояния строительных конструкций здания жилого дома, целью работы являлось определение фактического состояния строительных конструкций. Следовательно, на основании поставленной задачи проведено инструментальное обследование строительных конструкций здания, при проведении работ по обследованию строительных конструкций здания были использованы приборы - лазерный дальномер, рулетка измерительная, цифровая камера. Департаментом ЖКХ и энергетики подготовлено письмо-разрешение на выпуск проекта постановления, в соответствии с Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 19.02.2016 № 150 «Об утверждении Порядка подготовки правовых актов Администрации города Ростова-на-Дону», на который поступили замечания правового управления Администрации города в части отсутствия в материалах дела, заключения специализированной организации подтверждающей проведение детального-инструментального обследования.

Старший помощник прокурора Ленинского района г.Ростова-на-Дону Долгалева А. А. в судебное заседание явилась, пояснив, что, поскольку вопрос об отселении не стоит, следовательно, у прокурора отсутствуют полномочия для дачи заключения по рассматриваемому делу.

Суд, выслушав стороны, представителя третьего лица, изучив материалы настоящего гражданского дела и оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующим выводам.

Статьей 15 Жилищного кодекса РФ определено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания но основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанных норм жилищного законодательства постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение о признании многоквартирного дома аварийным).

Пунктом 7 Положения о признании многоквартирного дома аварийным признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - Комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 42 Положения о признании многоквартирного дома аварийным Комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям на основании заявления собственника помещения.

В силу п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

-о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

-о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

-о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

-о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

-о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Судом установлено, что Меньших Светлана Геннадиевна и несовершеннолетний ФИО17 являются собственниками, по 1/2 доли каждый, жилого помещения, общей площадью 33,7 кв.м., в том числе жилой площадью 21,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора на передачу квартиры в частную долевую собственность граждан от 15.07.2005 г. (л.д. 15).

Вместе с ними в указанной квартире зарегистрированы и проживают в качестве членов семьи Приходькова Юлия Владимировна и несовершеннолетняя ФИО18 (л.д. 16).

Истцы полагают, что расположение указанного жилого помещения в подвале многоквартирного жилого дома, противоречит требованиям норм п. 23 Постановления Правительства РФ от ]28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", согласно которого отметка пола жилого помещения, расположенного на первом этаже, должна быть выше планировочной отметки земли.

В материалы дела представлено заключение о техническом состоянии строительных конструкций № 216/14-ОБ-ПЗ от 25.04.2016 г., выполненного ООО «ППФ ПРОМЭНЕРГОПРОЕКТ» в отношении квартиры <адрес>,согласно которому, несущие наружные и внутренние стены в пределах данной квартиры имеют дефекты в виде постоянного намокания, промерзания, коррозии и грибка. Причиной данного явления на стенах внутри помещений квартиры является замачивание стен в результате природно-климатических воздействий, с образованием конденсата на всю глубину стены. Коррозии подвергнуты участки наружных и внутренних несущих стен. Техническое состояние наружных и внутренних несущих стен в пределах данной квартиры допустимое, не отвечают требованиям технической надежности и эксплуатационной безопасности, а также санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Как следует из материалов дела, Городской межведомственной комиссией по оценке жилых помещений жилищного фонда РФ (утв. постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 13.02.2015 г. № 63 было принято заключение об оценке соответствия помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № 49 от 08.08.2016 года, которым выявлены основания для признания вышеуказанной квартиры непригодной для проживания (л.д. 20-22).

Кроме этого, городской межведомственной комиссией по оценке жилых помещений жилищного фонда РФ (утв. постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 22.09.2016 г. № 1346 было принято заключение об оценке соответствия помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № 71 от 28.09.2016 года, которым выявлены основания для признания вышеуказанной квартиры непригодной для проживания (л.д. 17-19).

При этом материалы дела свидетельствуют о том, что постановление Администрации города Ростова-на-Дону о признании жилого помещения непригодным для проживания на основании заключения Комиссии до настоящего времени не принято, что не оспаривалось сторонами.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Содержащийся в п. 47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

По смыслу приведенных выше норм, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

В силу пункта 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Пунктом 47 Положения регламентировано, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в данном Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в данном Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома

аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома

аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом ВС РФ 29.04.2014), визуальный осмотр, без применения каких-либо измерительных приборов и приспособлений, является нарушением процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным в пункте 44 Положения, требованиям, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с приказом Минстроя от 01.10.2015 № 709/пр «О создании Комиссии по вопросам качества жилых помещений, предоставленных гражданам при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» дефектом, при наличии которого многоквартирный жилой дом, его часть или конструктивный элемент функционально непригодны и может создать угрозу безопасности проживания граждан относительно подвального помещения является наличие осадки, просадки, трещин (сколов и т. д.), отсутствие продухов, сырость, вода в подвале.

Таким образом, исходя из изложенных правовых норм, для признания объекта непригодным для проживания необходимо наличия указанных условий, а не только сам факт расположения помещения в подвале, как указывают истцы.

Согласно абзацу седьмому пункта 44 Положения, в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования, составляется акт обследования помещения и на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, комиссией составляется заключение.

В соответствии с пунктом 46 Положения в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

В рассматриваемом случае МВК не было проведено каких-либо дополнительных испытаний, акт обследования не составлен в установленном порядке.

Постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 17.09.2012 года № 794 утвержден административный регламент № АР-212-01 муниципальной услуги «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Административный Регламент № АР-212-01).

Пунктом 3.1. Административного Регламента № АР-212-01 определено, что муниципальная услуга «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» включает в себя последовательность следующих административных процедур:

3.1.1. Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предоставляется в течение 30 дней с даты регистрации заявления (перечень документов, которые заявитель обязан предоставить, указаны в разделе 11 стандарта услуг № ст. 212-01-3.1) и состоит из следующих процедур:

получение пакета документов от заявителя; получение исполнителем заявления и пакета документов; визирование заявления специалистом отдела жилищного фонда (один экз. остается в Департамент ЖКХ и энергетики, второй экз. получает заявитель);

визирование заявления руководителем;

регистрация заявки;

проверка пакета представляемых заявителем документов и соответствия сведений указанных в них;

в случае отсутствия данных и/или документов, необходимых для принятия решения подготовка и направление запросов в соответствующие органы государственной власти (Управление Росреестра Ростовской области и Федеральная налоговая служба России);

подготовка материалов на рассмотрение городской межведомственной комиссии;

рассмотрения заявления и обосновывающих к нему документов на заседании городской межведомственной комиссии;

принятие решения городской межведомственной комиссией:

- соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки;

- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его непригодным для проживания;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; -о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

- об отложении рассмотрения материалов и необходимости: привлечения экспертов проектно-изыскательских организаций;

-необходимость выполнения мероприятий по установке инструментального контроля (инструментально-геодезическое наблюдение) за техническим состоянием МКД;

- необходимость проведения дополнительного обследования и составление акта обследования помещения (в случае принятия решения комиссией о проведении дополнительного обследования или предоставления дополнительных документов на заседание городской межведомственной комиссии, срок принятия решения комиссии приостанавливается на срок получения дополнительной информации или проведения дополнительного обследования);

составление заключения и акта обследования и его подписание; повторное заседание городской межведомственной комиссии.

В силу п. 3.1.2. Административного Регламента № АР-212-01 подготовка правового акта (оформляется Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону):

подготовку, согласование и выпуск проекта постановления Администрации города о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, осуществляет Департамент ЖКХ и энергетики города Ростова-на-Дону в течение от 30 до 180 дней, от даты принятия Комиссией решения (в виде заключения);

направление постановления в Администрацию района города; выдача заявителю копии постановления Администрации города, в течение 10 дней от даты принятия постановления Администрации города;

информирование Администрацией района города собственников жилых и нежилых помещений о принятом решении и необходимости проведении мероприятий к сносу жилого дома, в установленный постановлением Администрацией города срок.

В силу п. 3.4. Административного Регламента № АР-212-01 результатом предоставления муниципальной услуги является получение заявителем:

решения (в виде заключения) о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания

копии постановления Администрации города;

мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги.

В данном случае из материалов дела следует, что в настоящее время уполномоченными муниципальными органами проводится работа в рамках установленной Постановлением Правительства от 28 января 2006 г. № 47 процедуры издания соответствующего распоряжения, предусмотренного п. 49 указанного Постановления Правительства РФ, а также постановления администрации г. Ростова-на-Дону от 17.09.2012 года № 794.

Более того, по сведениям Департамента ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону подготовлено письмо-разрешение на выпуск проекта постановления, в соответствии с Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 19.02.2016 № 150 «Об утверждении Порядка подготовки правовых актов Администрации города Ростова-на-Дону», на который поступили замечания правового управления Администрации города в части отсутствия в материалах дела заключения специализированной организации подтверждающей проведение детального-инструментального обследования.

Таким образом, в настоящее время сведения о принятии решения об отказе в утверждении такого проекта отсутствуют, равно как и сведения об отказе в принятии решения в порядке п. 49 постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в связи с чем суд приходит к вводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов на момент разрешения спора.

Из положений ст. 11 ГК РФ следует о том, что защите в судебном порядке подлежат нарушенное либо оспоренное право.

В соответствии с положениями ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, по смыслу указанных норм защите подлежат лишь нарушенные или оспоренные права, при этом обязанность по доказыванию самого наличия такого права и его нарушения кем-либо, лежит на лице, обратившемся в суд.

При этом следует учитывать, что избираемый гражданином способ защиты права, которое лицо считает нарушенным, должен соответствовать нарушенному или оспариваемому праву, а также отвечать требованиям закона. Следовательно, обращение в суд должно быть обусловлено необходимостью защиты (восстановления) нарушенных прав, должно обеспечивать восстановление нарушенного права обращающегося в суд с заявлением лица, чтобы оно было не иллюзорным, а способы его защиты - реально действующими и эффективными.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).

Согласно п. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Согласно материалам дела жилой многоквартирный дом по <адрес>, в установленном порядке аварийным не признан. При таком положении дела само по себе признание квартиры № № аварийной в указанном доме путем обязания ответчика издать соответствующее постановление не приведет к возникновению у ответчика обязанности по изъятию данного жилого помещения и предоставлению возмещения за изымаемое помещение. В силу чего, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о возложении на ответчика обязанности вынести постановление о признании указанного жилого помещения непригодным для проживания, перевода его в нежилое, с разрешением вопросов об отселении истцов, полагая, что истцами избран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав.

Кроме этого, суд считает необходимым отметить, что представленное истцами в материалы дела заключение Роспотребнадзора к протоколу лабораторных измерений № 1.5.1.04013 от 22.05.2017 г. о несоответствии квартиры № № жилого дома по адресу: <адрес>, требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 2.1.2.2801-10 – в Муниципальную межведомственную комиссию, а также ответчику не представлялось.

При этом суд учитывает, что судебное принуждение возможно в случае нарушения уполномоченным органом местного самоуправления прав граждан. Такое нарушение прав может быть выражено в длительном невыполнении обязанностей, возложенных законом.

Между тем, согласно материалам дела, что ответчиком, третьи лицом выполняются мероприятия, направленные на выполнение требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Меньших Светланы Геннадиевны, Приходьковой Юлии Владимировны, ФИО19 к Администрации города Ростова-на-Дону, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону, о возложении на Администрацию города Ростова-на-Дону обязанности вынести постановление о признании жилого помещения общей площадью 33,7 кв.м., в том числе жилой 21,4 кв.м., расположенного по адресу: г. <адрес>, непригодным для проживания, перевода его в нежилое, с разрешением вопросов об отселении Меньших Светланы Геннадиевны, Приходьковой Юлии Владимировны, ФИО20 – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2016 года.

Судья

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн