дело № 2-04/2016
Решение
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2016 года г.Москва Коптевский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Чугаева Ю.А., с участием прокурора Аралиной М.В., при секретаре Воздвиженкской В. А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское
дело № 2-04/2016 по иску Федерального государственного бюджетного
учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова» к Божьевой НП о признании прекратившей право пользования и выселении из общежития и снятия с регистрационного учета и заявление Божьевой Н.П. об обжаловании распоряжения ДГИ г.Москвы об отказе в признании малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику Божьевой Н.П. о выселении из общежития и снятия с регистрационного учета, мотивируя требования тем, что ответчик уволена по сокращению штатов по п.2 ст. 81 ТК РФ и оснований для пользования жилой площадью в общежитии истца не имеет.
Представитель истца по доверенности Продайвода В.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Ответчик Божьева Н.П. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, кроме того, заявила требования о признании ее имеющей право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.
Суд, выслушав стороны, прокурора, полагавшего требования отклонить, изучив письменные материалы дела, находит исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова» подлежащими отклонению.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека установлено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года за № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
В силу ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 455-О от 03 ноября 2006 года, согласно Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1) Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2).
Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.
По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 17 (часть 3) и 55 (части 1 и 3), необходимость ограничений федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения жилым помещением предопределяется целями защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, а сами возможные ограничения указанных прав должны отвечать требованиям справедливости, быть пропорциональными, соразмерными, не иметь обратной силы и не затрагивать существо данных прав, т.е. не искажать основное содержание норм статей 35 (часть 2) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами.
В судебном заседании установлено, что квартира № 53 в студенческом общежитии Божьевой Н.П. предоставлена 24 февраля 1994 года на основании приказа № 183 от 22 февраля 1994 года и выдачи внутриведомственного ордера (без номера) Московского художественного училища прикладного искусства за подписью директора Толкачева А.Г. на право занятия жилой площади в студенческом общежитии по адресу: г. Москва, ул. Астрадамская, дом 1, корпус 4, кв.54, жилой площадью 19 м 2.
1 марта 1994 года паспортным столом № 1 отдела внутренних дел Тимирязевского района города Москвы Божьева Н.П. зарегистрирована по адресу: ***.
Божьева НП, приказом № 120 от 2 сентября 1971 года по Московскому художественно-промышленному училищу им. Калинина М.И. зачислена на должность лаборанта с исполнением обязанностей хранителя музея и с предоставлением педагогической нагрузки.
15 сентября 2012 года приказом № 2302 Министерства образования и науки Российской Федерации академия реорганизована путем присоединения к академии в качестве структурного подразделения государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московского художественного училища прикладного искусства, расположенного по адресу: город Москва, улица Стрелецкая 2, строение № 1,2,3.
По адресу: город Москва, ул. Астрадамская, дом 1, корпус 4 находится студенческое общежитие, которое является объектом имущества государственной собственности.
20 июня 2012 года деятельность колледжа как самостоятельного юридического лица прекращена путем реорганизации в форме присоединения к академии. Все права и обязанности колледжа перешли к академии им.
С.Г.Строганова.
В соответствии со свидетельством *** студенческое общежитие по адресу: город Москва, ул. Астрадамская, дом 1, корпус 4 передано академии им. С.Г.
Строганова в оперативное управление. На основании названного свидетельства истец владеет, пользуется и распоряжается имуществом.
В соответствии с приказом № 142 кк от 30 октября 2014 года Божьева Н.П. уволена из академии им. С.Г.Строганова на основании п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ по сокращению штата. В настоящее время Божьева Н.П. не является работником академии.
Согласно части 2 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу пункта 2 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях пенсионеры по старости.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 2 июля 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии с вышеприведенным положением закона невозможность выселения граждан, без предоставления другого жилого помещения, проживающих в жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрена лишь при одновременном наличии двух условий: указанные граждане должны быть отнесены к перечню лиц, выселение которых не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (статья 108 Жилищного кодекса РСФСР), а также такие граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма либо иметь право состоять на таком учете.
Так, статья 108 ЖК РСФСР содержала перечень лиц, которые в любом случае не могли быть выселены из общежития (а также из служебного жилого помещения) "без предоставления". Среди них: лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет; лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений; лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников; пенсионеры по старости, персональные пенсионеры; Таким образом, судом установлено, что к моменту вступления в силу ЖК РФ Божьева Н.П. проработала в организации более 10 лет. В 2001 году достигла пенсионного возраста, из чего суд делает вывод о невозможности выселения Божьевой Н.П. из общежития без предоставления жилого помещения.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о необоснованности требований истца о выселении Божьевой Н.П. из общежития, а потому в иске следует отказать.
Обсуждая заявление Божьевой Н.П. о признании незаконным распоряжения ДГИ г.Москвы об отказе в признании малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, суд приходит к следующему.
При признании граждан малоимущими Департамент городского имущества руководствуется законом города Москвы №7 от 25.01.2006 «О порядке признания жителей Москвы малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
Согласно п. 1 ст. 2 указанного закона, малоимущими гражданами признаются жители города Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
ДГИ г.Москвы представлен расчет, из которого следует, что для обеспечения Божьевой Н.П. площадью жилого помещения по норме предоставления необходимо 18 кв.м. Согласно ч. 3 ст. 2 указанного закона, стоимость общей площади жилого помещения, необходимого членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется по цене, устанавливаемой для расчета безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность.
В соответствии с п.4 Постановления Правительства Москвы от 26.10.2004 №729-ПП «О предоставлении жителям города Москвы субсидий на строительство или приобретение жилища» межведомственная комиссия ежеквартально определяет величину средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения.
На период вынесения оспариваемого распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 22.07.2015 средняя рыночная стоимость одного квадратного метра составляла 92 439 руб.
Таким образом, стоимость общей площади помещения, необходимой истцу, для обеспечения по норме предоставления (ч.3 ст. 2 закона Москвы №7 от 25.01.2006) составляет: 92 439 руб. * 18 кв.м. = 1 663 902 руб.
Согласно п.2 ст. 2 закона г. Москвы №7 от 25.01.2006, имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается. Порядок определения дохода за расчетный период и стоимости имущества устанавливается настоящим Законом. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, утверждается Правительством Москвы.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 закона г. Москвы №7 от 25.01.2006 года, Расчет дохода членов семьи за расчетный период определяется как произведение количества месяцев в расчетном периоде и среднего ежемесячного дохода всех членов семьи за вычетом величины прожиточного минимума в расчете на душу населения на каждого; члена семьи, установленного Правительством Москвы и действующего на дату обращения жителей города Москвы в уполномоченный орган для признания их малоимущими.
Расчетный период в данном случае составляет 20 лет - 240 месяцев (ч.1 ст. 3 закона г. Москвы №7 от 25.01.2006 года).
Учитывая, что Божьева Н.П. была уволена в 2014 году, то в расчет взята ее пенсия по старости и заработная плата в Академии В соответствии с ч. 2 ст. 4 закона г. Москвы №7 от 25.01.2006, доход истца за два года предшествующих подаче заявления о признании малоимущей составляет: 756 722,34 руб., из которых 647 574 руб. 48 коп. – заработная плата в академии.
Пенсионное обеспечение составило 109 147 руб. 86 коп.
Среднемесячный доход составляет: 756 722,34 руб./24 месяца (два года) = 31 530,0975 руб.
При расчете прожиточного минимума Департамент городского имущества города Москвы применял величину на душу населения в размере 12 542 руб.
(Постановление Правительства Москвы от 03.03.2015 №91-ПП).
Чистый среднемесячный доход истца составляет: 31 530,0975 - 12 542 = 18 988,0975 руб.
Таким образом, имущественная обеспеченность за расчетный период (20 лет- 240 месяцев) составляет: 18 988,0975 руб. * 240 месяцев = 4 557 143,40 руб.
Учитывая указанное, согласно п.2 ст. 8 закона г. Москвы №7 от 25.01.2006, имущественная обеспеченность истца (в виде денежного выражения дохода за расчетный период) больше стоимости общей площади жилого помещения, необходимого истцу, для обеспечения по норме предоставления, что составляет: 4 557 143,40 руб. - 1 663 902 руб. = 2 893 241.40 руб.
Суд, соглашаясь с данным расчетом, приходит к выводу об обоснованности отказа ДГИ г.Москвы в признании Божьевой Н.П. нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на момент принятия решения об отказе и считает, что при таких данных требования Божьевой Н.П. необоснованны в части признания ее нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Вместе с тем суд принимает во внимание то, что Божьевой Н.П. 69 лет, она является неработающим пенсионером по старости. Размер пенсии в настоящее время равен 16 686 руб. 03 коп., что для расчета чистого дохода составляет 16 686,03-12 542=4 144,03.
То есть за 20 лет ее имущественная обеспеченность составит 994 567 руб. 20 коп., что меньше стоимости общей площади помещения, необходимой Божьевой Н.П., для обеспечения по норме предоставления.
При таких данных, суд полагает возможным признать Божьеву Н.П. имеющей право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с момента отказа в признании нуждающейся 22.07.2015.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова» к Божьевой НП о признании прекратившей право пользования и выселении из общежития и снятия с регистрационного учета – отказать.
Заявление Божьевой НП об обжаловании распоряжения ДГИ об отказе в признании малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма – оставить без удовлетворения Признать Божьеву НП имеющей право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в г.Москве с 22.07.2015.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Коптевский районный суд г. Москвы в течение месяца.
Судья Ю.А. Чугаев.