Решение
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2016 года Никулинский районный суд г. Москвы в составе судьи Самороковской Н.В., при секретаре Фигуриной Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское
дело № 2-6106/16
по иску Махонина В.В. к Центральной жилищной комиссии войсковой части 95006, войсковой части 52583 о признании незаконными действия ЦЖК в/ч 95006, связанные с принятием решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении
УСТАНОВИЛ
Истец Махонин В.В. обратился в суд с исковыми требованиями к ответчикам к Центральной жилищной комиссии войсковой части 95006, войсковой части 52583 о признании незаконными действия ЦЖК в/ч 95006, связанные с принятием решения от *г. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства в г. *; об обязании ЦЖК в/ч 95006 отменить решение от *г. (протокол № 4) об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма, по избранному месту жительства в г. Чехов Московской области; об обязании ЦЖК в/ч 95006принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по избранному месту жительства в *; о взыскании расходов по оплате госпошлины в размере * руб.
Свои исковые требования мотивировал тем, что: Истец Махонин В.В.
проходил военную службу по контракту в войсковой части 52583 с *года по * года в должности дежурного инженера автослужбы.
* года Истец Махонин В.В. был уволен по статье 51 пункт 1 п/п «в», то есть по состоянию здоровья в связи с признанием ВВК негодным к военной службе.
Перед увольнением с Истцом Махониным В.В. проводилась беседа, в листе беседы Истец Махонин В.В. указал, что просит предоставить ему и членам его семьи жилое помещение по избранному месту жительства в г. Чехов Московской области.
С момента увольнения Истец Махонин В.В. до * года оформлял инвалидность, поскольку Истец Махонин В.В. является инвалидом 3 группы.
Состояние здоровья не позволило ему сразу после увольнения подать заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. После того как, Истец Махонин В.В. оформил инвалидность, он обратился в жилищную комиссию войсковой части 52583, где проходил службу с просьбой дать ему перечень документов для обращения в Центральную жилищную комиссию войсковой части 95006 для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку именно на войсковую часть 95006 возложена обязанность по жилищному обеспечению военнослужащих войсковой части 52583. В жилищной комиссии войсковой части 52583 Истцу Махонину В.В. дали перечень документов.
Истец Махонин В.В. * года направил весь пакет документов в Центральную жилищную комиссию войсковой части 95006.
Из Центральной жилищной комиссии Истец Махонин В.В. получил ответ, которым ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании пункта 2 части 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, то есть, из ответа следует, что представленные документы, не подтверждают право Истца Махонина В.В. состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Истец Махонин В.В. с данным решением не согласен, поскольку из направленного ответа, не представляется возможным понять, по какой именно причине отказано в постановке на учет, какие именно документы не подтверждает право Истца Махонина В.В.
Перечень документов, по которому были собраны документы, Истцом Махониным В.В. был получен в жилищной комиссии войсковой части 52583, которая в свою очередь получила его из Центральной жилищной комиссии войсковой части 95006. Истцом Махонин В.В. были собраны документы в соответствии с данным перечнем, представлены документы о выслуге лет, о том, что жилое помещение на праве собственности у Истца Махонина В.В.
отсутствует. Истец Махонин В.В. считает, что представленные документы в полной мере подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Истец Махонин В.В. имеет право быть признанным нуждающимся в жилом помещении. Считает, что данным решением Центральная жилищная комиссия войсковой части 95006 нарушает право Истца Махонина В.В. на обеспечение жилым помещением от Вооруженных сил РФ.
Свои требования основывает на ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
В судебное заседание истец Махонин В.В. явился, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить, согласно доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель ответчика ЦЖК в/ч 95006 – Филиппов А.С. явился, исковые требования не признал, просил в иске отказать.
В судебное заседание представитель ответчика в/ч 52583 не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Пояснил суду, что войсковая часть 52583 дислоцируется на территории закрытого военного городка * и является структурным подразделением войсковой части 95006 Лица, участвующие в деле не возражали против рассмотрения дела в отсутствие не явившегося ответчика в/ч 52583.
Суд, счел возможным рассматривать
дело в отсутствие не явившегося
ответчика в/ч 52583, извещенного надлежащим образом, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, проверив письменные материалы дела, приходит к выводу, что в удовлетворении заявленные исковых требований надлежит отказать, по следующим основаниям: Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела: Войсковая часть 52583 дислоцируется на территории закрытого военного городка * и является структурным подразделением войсковой части 95006, в связи с чем, надлежащим ответчиком является войсковой части 95006.
Истец Махонин В.В. проходил военную службу по контракту в войсковой части 52583 с * года по * года.
* года Истец Махонин В.В. обратился в ЦЖК с заявлением от *г. о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставленного по договору социального найма.
Решением ЦЖК от * г. (протокол № 4) Истцу отказано в признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 54 ЖК РФ в связи с тем, что предоставленные документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающимся в жилом помещении.
Указанное решение ЦЖК обусловлено следующим. Согласно п. 2, 5 ст. 5 ЖК РФ - Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из содержания статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на обеспечение Истца жилым помещением по избранному месту жительства возникает только при наличии определенных условий, а именно при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с частями 3 и 4 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений данных граждан. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 512 (далее - Правила), признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона (далее военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
Пунктом 3 Правил установлено, что для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства, с приложением соответствующих документов.
В соответствии с пунктом 1 Порядка обеспечения военнослужащих войсковой части 95006 жилыми помещениями по договору социального найма, утвержденного приказом командира войсковой части 59990 от *г. № 3 (зарегистрировано в Минюсте России * г. №) для признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие подают заявление лично (заказным письмом), по рекомендуемому образцу (приложение № 1 к Порядку) в уполномоченный орган, к которому прикладывают соответствующие документы. Военнослужащие вправе представлять другие документы, подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.
Из смысла пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что совокупность прав, свобод, гарантированных государством для военнослужащих, обусловлена их статусом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Таким образом, статус военнослужащих, обусловливающий права и свободы, в том числе в части жилищного обеспечения, действует в отношении граждан с начала военной службы и прекращает свое действие с момента окончания военной службы.
В соответствии с пунктом 10 и 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» началом военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, считается день вступления в силу контракта о прохождении военной службы.
Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Следовательно, после исключения из списков личного состава воинской части в отношении военнослужащего перестают действовать предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих» права, свободы и преимущества, в том числе право на обращение в уполномоченный орган с заявлением о принятии на жилищный учет как военнослужащего.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Из правового смысла п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что право на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства при наличии соответствующих условий имеют военнослужащие при увольнении с военной службы в связи с изменением места жительства.
Существенными для реализации такого права являются следующие обстоятельства: 1) гражданин, изъявивший желание получить жилое помещение по избранному месту жительства, должен обладать статусом военнослужащего; 2) желание военнослужащего об изменении места жительства после увольнения с военной службы должно быть заявлено при увольнении с военной службы.
Таким образом, жилищные гарантии, предусмотренные п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», с учетом положений пунктов 10 и 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащие вправе реализовать до момента исключения их из списков личного состава воинской части.
При прохождении военный службы в в/ч 52583, с Истцом был заключен контракт о прохождении военной службы в порядке п.п. «а» п. 5 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы (до наступления предельного возраста пребывания на военной службе).
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» для военнослужащих такой категории как истец предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 50 лет. Истец достиг предельного возраста пребывания на военной службе (50 лет) и подлежал увольнению с военной службы по достижении предельного возраста.
Согласно п. 8. данного Положения о порядке прохождения военной службы командир (начальник), который вправе заключать контракт с военнослужащим, желающим заключить новый контракт, принимает решение о заключении с военнослужащим нового контракта или об отказе в его заключении не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.
Срок действия контракта истекал * года, таким образом, Истец знал о наступлении событий увольнения с военной службы, соответственно должен был предпринять необходимые действия со своей стороны предшествующие увольнению с военной службы.
Как установлено в судебном заседании и не оспорено Истцом, командование воинской части * года в предшествии события увольнения Истца с военной службы произвело беседу с Истцом, что зафиксировано листом беседы от * г., в котором четко определено, что Истцу разъяснен порядок признания нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Вместе с тем, определением Верховного Суда РФ от 29.07.2014 г № 201- КГ14-16 выражена правовая позиция, что такая категория военнослужащих, как истец, подлежит постановки на учет получения жилья (быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства) за 3 года, до увольнения по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
Таким образом, перед увольнением с военной службы Истец имел возможность для осуществления действий по предоставлению документов, для принятии решения о признании нуждающимся в получении жилого помещения.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами ЖК РФ, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 Порядка обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, утвержденного приказом от 16 января 2013 г. № 3 «Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих» (далее - Порядок) (Зарегистрирован в Минюсте России 4 апреля 2012 г. № 23730) решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в уполномоченный орган.
Следовательно, для признания военнослужащего нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма необходимым и достаточным является наличие соответствующего заявления военнослужащего и документов, указанных в пункте 1 вышеназванного Порядка.
Указанный порядок действует и при принятии уполномоченным на то органом решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и по избранному ими при увольнении с военной службы постоянному месту жительства.
Таким образом, заявление о постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства может быть подано военнослужащим до момента его исключения из списков личного состава воинской части и до утраты им в связи с этим статуса военнослужащего.
Каждая сторона, если иное не предусмотрено федеральным законом, согласно положений части 1 статьи 55, части 1 статьи 56 и части 1 статьи 57 ГПК РФ, должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, путем представления суду соответствующих доказательств, содержащих сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, на основании изложенного и в силу ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что Истцом не представлено суду доказательств, в обосновании заявленных исковых требований, кроме того, Истец как в исковом заявлении, так и ходе судебного разбирательства не оспаривал тот факт, что до * года – до момента его исключения из списков личного состава воинской части и до утраты им в связи с этим статуса военнослужащего, с заявлением о признании нуждающимся в получении жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства в уполномоченные органы не обращался. Вместе с тем, судом установлено, что с Истцом командование воинской части * года в предшествии события увольнения с военной службы произвело беседу, что зафиксировано листом беседы от * г., в котором четко определено, что Истцу разъяснен порядок признания нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства. Таким образом, Истец, начиная с * года и до * года – до момента его исключения из списков личного состава воинской части и до утраты им в связи с этим статуса военнослужащего, имел возможность для обращения, с заявлением, о признании нуждающимся в получении жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства. Доводы Истца, о том, что позднее обращение в комиссию обусловлено, тем, что Истец оформлял инвалидность, являются не состоятельными и не заслуживающими внимания, поскольку порядок обращения регламентирован выше названными нормами права.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Махонина В.В. к Центральной жилищной комиссии войсковой части 95006, войсковой части 52583 о признании незаконными действия ЦЖК в/ч 95006, связанные с принятием решения от *г. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства в *; об обязании ЦЖК в/ч 95006 отменить решение от *г. (протокол №) об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма, по избранному месту жительства в *; об обязании ЦЖК в/ч 95006 принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по избранному месту жительства в *; о взыскании расходов по оплате госпошлины в размере * руб. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Никулинский районный суд г. Москвы.
Федеральный судья:.