Копия дело № 2-5195/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18сентября 2017 года г. Казань РТ
Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составепредседательствующего судьи Хуснутдинова А.И.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО13 ФИО14 Муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани»о признании незаконным распоряжения об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по постановке на указанный учет,
УСТАНОВИЛ:
Ахмедоваобратилась в суд с иском к ФИО4 казенному учреждению «Администрация Вахитовского и <адрес>ов Исполнительного комитета ФИО4 образования <адрес>» (далее по тексту Администрация Вахитовского и <адрес>ов) в вышеизложенной формулировке, в обоснование указав, что является вынужденной переселенкой, стоит на учете в ФМС с ноября 2002года. С целью встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку не имеет в собственности своего жилья истец временно регистрировалась у родственников, при этом неоднократно меняла место регистрации поскольку собственники жилых помещений требовали снятия с регистрационного учета, в то же время ФИО13 со своей семьей была вынуждена снимать жилье в найм. Так с 2002года по 2004год истец была зарегистрирована по адресу: <адрес>, далее с 2004года по 2012год были зарегистрированы в <адрес> РТ, <адрес>, где при регистрации был оформлен нотариальный документ о том, что истец и её семья не претендует на их жилье, лишь регистрация без права на проживание, откуда в 2012году были вынуждены сняться с регистрационного учета, с 2012 года по 2013год была зарегистрирована у коллеги по работе по адресу: <адрес> городок-33, <адрес>, в настоящее время зарегистрирована с семьей в квартире свекрови без права проживания по адресу: <адрес>, при этом проживают в съемной квартире по адресу: <адрес>, <адрес>.
Однако ответчик отказал в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, поскольку совокупный уровень обеспеченности общей площадью жилья на одного члена в семье составляет 21,12 кв.м., при этом учтена площадь садового дома, который не имеет газа, инфраструктурного обустройства.
С отказом ответчикаистец не согласна, просит признать отказ АдминистрацииВахитовского и Приволжского районовг.Казани в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ. №недействительным, обязать ответчика поставить ФИО2 и членов её семьи мужа и двоих детей на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как вынужденную переселенку.
В судебном заседании истец и её представительисковые требования уточнили, просили признать отказ ответчика недействительным и обязать ответчика поставить ФИО2, мужа- ФИО10, детей –ФИО11 и ФИО6 на учет нуждающихся по договору социального найма статус вынужденного переселенца.
Представитель ответчика в судебном заседании с уточненными требованиями не согласился, просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 19.02.1993г. №4530-1 «О вынужденных переселенцах», пунктов 37,38 Положения о жилищном благоустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляют органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья, и предоставляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилье» на 2015-2020 годы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы « Жилище » на 2015-2020 годы установлен Правилами.
В соответствии с пп. «ж» п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органахместного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Применительно к условиям программы членами семьи вынужденного переселенца – участника подпрограммы, признаются проживающие с гражданином – участником подпрограммы независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца, его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке (подп. «б» п. 17 Правил).
Согласно пунктам 19,21,24,26 Правил для участия в программе граждане, указанные в пункте «ж» пункта 5 настоящих Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участии в подпрограмме, а также предоставляют определенный подпунктом «д» пакет документов, по результатам проверки которых принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которые содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
В силу п.п. «б» п. 17 Правил, применительно к условиям под программы членами семьи гражданина – участника подпрограммы признаются граждане, указанные в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил, - постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях.
В соответствии со статьей 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации; определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.В свою очередь, Решением Казанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма » установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В соответствии с пунктом 2 части 1, частью 2 статьи 51Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно пункту 10 вышеуказанных Правил заявителю в постановке на учет отказывается в случаях:
представления документов, которые не подтверждают права постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, закрепленных в пункте 7.1 настоящих Правил и порядка;
отсутствия необходимых документов, прилагаемых к заявлению в соответствии с приложением N 3 настоящих Правил и порядка, и полноты их заполнения;выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах;неполного истечения срока, предусмотренного пунктом 15 настоящих Правил и порядка;
Из материалов дела судом установлено, что ФИО2 является вынужденным переселенцем, что подтверждается удостоверением от 08.10.2007г. серии АД №(л.д.14).
Согласно выписке из распоряжения главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ №р «О постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ №», ФИО2 с семьей в составе четырех человек (в том числе супруг, сын и дочь), с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированной в квартире общей площадью 72,70 кв.м. по адресу:<адрес>, собственниками которой являются мать супруга заявителя-ФИО7 (5/8 долей) и брат супруга заявителя (3/8 долей). Всего на указанной площади зарегистрированы шесть человек.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ФИО7 и ФИО8 являются собственниками жилого дома общей площадью 54,00кв.м. по адресу: Пестречинский муниципальный район Республики Татарстан, СНТ «Тверетиновка», уч.18
Совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена в семье составляет 21,12 кв.м.
В тоже время из указанного распоряжения следует, что заявителем предоставлено заявление, заверенное у нотариуса от 12.09.2013г. согласно которому ФИО2 зарегистрирована по адресу: <адрес> без предоставления жилой площади и без права проживания до приобретения ею собственного жилья.
Кроме того ФИО2 представлено заключение специалиста РГУП «БТИ» на предмет обследования дома, расположенного по адресу: <адрес>, Кощаковский с/с, садов.тов. «Тверетиновка», уч.18, согласно которому, данный дом не пригоден для круглогодичного проживания.
Согласно выписке из домовой книги жилого помещения по адресу: <адрес> зарегистрированными значатся 7 человек: ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО6, ФИО11 и ФИО2
Согласно выписке из государственногореестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> зарегистрировано за ФИО7 5/8 доли в праве и за ФИО8 доля в праве 3/8.
Жилой дом по адресу: <адрес>, Кощаковский с/с, садов.тов. «Тверетиновка», у.18 зарегистрирован на праве собственности за ФИО7 5/8 доли в праве и за ФИО8 доля в праве 3/8, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 16.10.2013г.
Согласно заключению специалиста РГУП БТИ №дом рассоложенный по адресу: <адрес>, Кощаковский с/с, садов.тов. «Тверетиновка», уч.18 не пригоден для круглогодичного (постоянного) проживания.
Согласно абзацу 2 статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовый земельный участок – это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Данное положение закона постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан» было признано противоречащим Конституции Российской Федерации в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством в данном случае будет установление пригодности для постоянного проживания садового домика, а не сам факт наличия его в собственности.
Таких доказательств в материалах дела не имеется, следовательно, вывод администрации о том, что дом, расположенный на садовом земельном участке по адресу: <адрес>, <адрес>, пригодным для постоянного проживания, правильным признан быть не может и, следовательно, не могло учитываться при исчислении нормы постановки на учет, предусмотренной пунктом 3 указанных выше Правил и порядка.
При таких обстоятельствах отказ МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» впостановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найманельзя признать законным, поскольку суммарная площадь всех жилых помещений, составляетменее учетной нормы.
При данных обстоятельствах суд находит требования ФИО2 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ
Иск ФИО13 ФИО17 к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о признании незаконным распоряжения об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по постановке на указанный учетудовлетворить.
Признать Распоряжение главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ №р «О постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ №», в части отказа ФИО13 ФИО16 в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социальногонайманезаконным.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» поставить ФИО13 ФИО15 семьей в составе четырех человек (в том числе супруг, сын и дочь) на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в апелляционном порядке через Приволжский районный суд г. Казани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья /подпись/
Копия верна:
Судья Приволжского
районного суда г. Казани РТ А.И. Хуснутдинов