8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий № 2-2107/2017 ~ М-2091/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

                                                                                   Дело № 2-2107/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 октября 2017 года                                                                         г. Казань

    

Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Солдатовой С.В.,

при секретаре Волковой А.Д.,

с участием истца Тукаленко Т.М., представителя истца по устному ходатайству Тугушевой Л.В., представителя ответчика Давлетбаевой А.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, третьего лица Тукаленко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тукаленко Т.М. к муниципальному казенному учреждению «А. К. и <адрес>ов Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» об оспаривании решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Тукаленко Т.М. обратилась в суд с иском к МКУ «А. К. и <адрес>ов Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» об оспаривании решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование исковых требований указано, что в 2012 году она обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Распоряжением главы А. К. и <адрес>ов <адрес> истец с семьей в составе двух человек включена в список семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ между истцом, ее дочерью Тукаленко И.А. и НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» заключен договор социальной ипотеки №, условия которого истцом исполнялись. Для внесения первоначального взноса по договору социальной ипотеки Тукаленко И.А. получила кредит в размере 100000 руб., указанная денежная сумма внесена на счет. Во исполнение договора истцом внесено на счет в общей сумме 350000 руб. В 2016 году истец подала в орган местного самоуправления документы о перерегистрации учетного дела. При проведении перерегистрации, Распоряжением главы А. К. и <адрес>ов <адрес> 19.06.2017г. №, истцу отказано во внесении изменений в учетное дело с последующим снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, в связи с тем, что выявлены сведения не соответствующие в указанном заявлении и предоставленных документах, послуживших основанием для принятия на учет. На приеме у ответчика, истцу разъяснено, что истцом не предоставлен договор купли-продажи жилого дома с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ. О том, что такие сведения необходимо предоставлять, истец не знала, добросовестно представила ответчику все запрашиваемые документы. После продажи жилого дома с участком прошло шесть лет. Истец со своей дочерью, супругом (юридически брак с которым расторгнут) фактически с февраля 2004 года проживает в комнате площадью 10,7кв.м., расположенной по адресу: <адрес> комн.44, приобретенной по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, другого жилья у них нет. В связи с чем, истец просит признать распоряжение главы А. К. и <адрес>ов ИК МО <адрес> «Об отказе в перерегистрации и внесении изменений в учетные дела семей, состоящих на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки» №р от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Тукаленко Т.М. с семьей в составе двух человек во внесении изменений в учетное дело № со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, незаконным. Обязать МКУ «А. К. и <адрес>ов» ИК МО <адрес> перерегистрировать и внести изменения в учетное дело Тукаленко Т.М. с восстановлением ее с семьей в составе двух человек на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Некоммерческая организация «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан».

В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика в суде исковые требования не признала, пояснила, что истцу отказано во внесении изменений в учетное дело и перерегистрации с последующим снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, поскольку при постановке на учет Тукаленко Т.М. не предоставила сведения о продаже жилого дома с земельным участком в <адрес>. В комнате, где проживает истец с семьей, на каждого члена семьи приходится площадь 9,75 кв.м. Продажей жилого дома в <адрес>, истец намеренно ухудшила свои жилищные условия для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по программе социальная ипотека. Просит в удовлетворении иска отказать.

Третье лицо Тукаленко И.А. исковые требования поддержала, просит иск удовлетворить.

Представитель третьего лица НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» в суд не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому, семья Тукаленко Т.М. в составе двух человек снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, поскольку выявлены сведения не соответствующие в указанном заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет. Ввиду утраты оснований, дающих право на улучшение жилищных условий по системе социальной ипотеки, семья снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий законно и обоснованно. Просит рассмотреть исковые требования с учетом республиканских нормативных актов, регулирующих отношения по государственной поддержке в улучшении жилищных условий нуждающихся граждан, вставших на учет по программе социальной ипотеки.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В соответствии с пунктом 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

В соответствии с преамбулой Закона Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в <адрес>" настоящий Закон направлен на реализацию конституционного права граждан на жилище, объединение усилий государственных органов, органов местного самоуправления и организаций всех форм собственности по развитию жилищного строительства и формирование рынка доступного жилья в <адрес>.

В силу пункта 1 части 1 статьи 11 данного Закона основные требования, предъявляемые к государственной поддержке развития жилищного строительства в системе социальной ипотеки, включают в себя принятие соответствующими органами правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.

В соответствии с пунктом 5 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 190 от ДД.ММ.ГГГГ, основаниями постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, являются:

5.1. Общеобязательные:

подача Заявителем заявления по месту жительства или месту работы о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки;

осуществление трудовой деятельности Заявителями и трудоспособными членами семьи;

совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы принятия на учет, определенной пунктом 3 настоящих Правил и порядка;

наличие ежемесячного совокупного дохода на одного члена семьи, обеспечивающего суммарно прожиточный минимум каждого члена семьи и гарантирующего своевременное погашение ежемесячных текущих платежей по выкупу жилых помещений в собственность;

5.2. Дополнительные:

проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, - независимо от нормы принятия на учет для приобретения жилья по социальной ипотеке;

признание жилого помещения аварийным, ветхим;

необходимость сноса занимаемых помещений по градостроительным планам;

участие организаций по месту работы членов семьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке, в финансировании программы развития жилищного строительства;

иные случаи, установленные действующим законодательством.

Согласно положениям пункта 18 указанных Правил, право состоять в Реестре специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") сохраняется за Заявителем до выбора семьей отдельной квартиры, за исключением случаев:

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет;

утраты им оснований, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил и порядка; выявления в ходе перерегистрации сведений, не подтверждающих права гражданина на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.

Согласно положениям п. п. 2.2, 2.3, 2.5 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в <адрес>, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N 190 (далее - Правила) под нормой постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки понимается размер общей площади в объектах жилищных прав, приходящийся на одного члена семьи; под совокупным уровнем обеспеченности общей площади в объектах жилых прав - суммарный размер общей площади всех жилых помещений (доли жилых помещений), занимаемых членами семьи по договору найма и (или) принадлежащих им на праве собственности; под членами семьи собственника жилого помещения - проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его дети, родители и супруг.

В соответствии с положениями пункта 3 Правил норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.

В силу пункта 5 названных Правил одним из общеобязательных оснований для постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, является совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы принятия на учет, определенной пунктом 3 названных Правил.

Пунктом 7 Правил установлено, что для рассмотрения вопроса о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки Заявитель: подает заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящим Правилам и порядку на имя руководителя органа местного самоуправления по месту жительства или на имя руководителя организации по месту работы о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Заявление подписывается всеми дееспособными членами семьи; заполняет анкету Заявителя с указанием всех необходимых сведений по форме согласно приложению N 2; представляет обосновывающие документы по перечню согласно приложению N 3.

Согласно пункту 19 Правил заявители, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в государственной поддержке в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в системе социальной ипотеки не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Статья 56 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Тукаленко Т.М. обратилась в МКУ «А. <адрес> ИК МО <адрес>» с заявлением о включении ее в список семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки (л.д.39).

Распоряжением главы А. К. и <адрес>ов ИК МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Тукаленко Т.М. в с семьей в составе двух человек включена в список семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. В данном распоряжении указано, что совокупный уровень обеспеченности общей площадью на 1 члена семьи 4,94 кв. м, совокупный доход на 1 члена семьи в месяц 12215 руб., номер учетного дела 1656-001463, работник бюджетной сферы (л.д.31).

Согласно свидетельству о регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Тукаленко Т.М. является собственником квартиры, общей площадью 28,10 кв. м, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.51).

В соответствии с выпиской из домовой книги в указанном жилом помещении проживают и зарегистрированы: Тукаленко Т.М., Тукаленко И.А., Тукаленко А.Н. (л.д.50).

Финансово-лицевой счет открыт на имя Тукаленко Т.М. (л.д.45).

ДД.ММ.ГГГГ между Тукаленко Т.М. и Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан заключен договор социальной ипотеки № (л.д.91-96).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по договору социальной ипотеки на счет НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" Тукаленко Т.М. внесен задаток за будущую собственную квартиру в общей сумме 344000 руб. Выбор квартиры не осуществлялся (л.д.143-147).

Распоряжением Главы А. К. и <адрес>ов ИК МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Тукаленко Т.М. с семьей в составе двух человек, отказано во внесении изменений в учетные дела и в прохождении перерегистрации с последующим снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, в связи с выявлением сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет; выявлением сведений, не подтверждающих права гражданина на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки; заявители, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с системе социальной ипотеки совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в государственной поддержке в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с системе социальной ипотеки не ранее пяти лет со дня совершения указанных намеренных действий (л.д.88).

В пункте 16 анкеты, приложенной к заявлению о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ, Тукаленко Т.М. указала, что гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, приведшие к ухудшению жилищных условий, в последние 5 лет им и членами ее семьи не проводились (л.д.33-38).

Между тем установлено, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Тукаленко Т.М. продала земельный участок площадью 1633 кв.м. и размещенную на нем квартиру, расположенную на первом этаже одноэтажного дома, состоящую из четырех комнат общей площадью 96,3 кв.м., в том числе жилой площади 50,9 кв.м., находящиеся по адресу: <адрес> (л.д.13).

Суд полагает, что ответчик верно исходил из того, что до продажи квартиры по адресу: <адрес>, совокупный объем обеспеченности общей площадью жилых помещений на каждого члена семьи истца необходимо исчислять из следующего расчета:

площадь дома по адресу: <адрес> - 96,3 кв.м., в этом доме было зарегистрировано три человека (л.д.73-74), следовательно, на каждого зарегистрированного в доме приходилось по 32,1 кв.м. общей площади дома;

общая площадь комнаты в квартире по адресу: <адрес> - 14,83 кв.м., на каждого зарегистрированного члена семьи приходится по 4,95 кв.м.

Следовательно, после регистрации ДД.ММ.ГГГГ в комнате по адресу: <адрес>, до продажи квартиры по адресу: <адрес>, на семью истца с учетом всех проживающих приходилось 111,13кв.м. общей площади жилого помещения, а на каждого члена семьи истца - 37,05кв.м.

Таким образом, до продажи квартиры по адресу: <адрес>, совокупный уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи истца превышал учетную норму постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по программе социальной ипотеки. Тукаленко Т.М. ухудшила свои жилищные условия и не могла быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ранее чем через пять лет после отчуждения права.

После продажи квартиры ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, совокупный уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения уменьшился с 37,05 кв.м. до 4,95 кв.м., то есть жилищные условия ухудшились.

Указанное обстоятельство в силу положений пунктов 10, 18, 19 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в <адрес> могло являться основанием для отказа истцу в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеке, поскольку уровень обеспеченности истца общей площадью составлял более 18 кв.м.

Однако сведения об этом не были представлены истцом при первоначальной постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеке.

Следовательно, решение ответчика об отказе истцу в перерегистрации в целях подтверждения на момент выбора жилого помещения права на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки и снятии ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеке является правомерным.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Тукаленко Т.М. к муниципальному казенному учреждению «А. К. и <адрес>ов Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» о признании незаконным распоряжения главы А. К. и <адрес>ов Исполнительного комитета <адрес> «Об отказе в перерегистрации и внесении изменений в учетные дела семей, стоящих на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки» №р от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа Тукаленко Т.М. с семьей в составе двух человек во внесении изменений в учетные дела и в прохождении перерегистрации с последующим снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Московский районный суд <адрес> Республики Татарстан.

Судья                                                                                      Солдатова С.В.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн