Дело № 2-3356/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Омск 05 сентября 2017 года
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Баловой Т.А., при секретаре судебного заседания Баевой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску О.М.К. к Администрации г. Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска об определении и взыскании выкупной цены жилого помещения и судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с названным иском, в обоснование требований указав, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 36 кв.м., жилая 19,3 кв.м., состоящее из одной комнаты, кухни, коридора и санузла.
Согласно заключению межведомственной комиссии г. Омска по признанию жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от 18.04.2007, Постановлением Мэра г. Омска от 17.07.2007 №-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» многоквартирный <адрес> признан подлежащим сносу и включен в Программу по этапу 2013 года.
В рамках программы этапа 2013 года, в целях переселения истца в муниципальную собственность города Омска, Администрацией г. Омска было приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Однако между истцом и Администрацией города Омска не было достигнуто соглашение о предоставлении ей жилого помещения взамен изымаемого, в связи с тем, что указанное жилое помещение не устраивало ее по территориальному местонахождению.
12.03.2015 решением Куйбышевского районного суда в удовлетворении исковых требований Администрации г. Омска о выселении истца из жилого помещения по адресу: <адрес>, с предоставлением другого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признании за ней права собственности на указанное помещение, а также признании права собственности за муниципальным образованием г. Омска на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, отказано.
Апелляционным определением Омского областного суда от 20.05.2015 решение Куйбышевского районного суда от 12.03.2015 оставлено без изменений, апелляционная жалоба Администрации г. Омска оставлена без удовлетворения.
истец обратилась с заявлением в прокуратуру Центрального АО города Омска об обязании Администрации города Омска предоставить ей взамен аварийного жилого помещения другое благоустроенное жилое помещение, расположенное в пределах района г. Омска, ограниченного улицами: Омская, Богдана Хмельницкого, Маяковского, Маршала Жукова, отвечающее всем установленным требованиям, общей площадью не менее 36 кв. м, жилой площадью не менее 19,3 кв. м. или произвести расчет выкупной цены жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом рыночной стоимости жилья в указанном районе, а также стоимости доли в праве собственности на общее имущество - земельный участок под аварийным домом подлежащем сносу, с последующим выкупом (изъятии) жилого помещения принадлежащего истцу на праве собственности, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанное заявление было перенаправлено в Администрацию города Омска для рассмотрения по существу.
В соответствии с ответом Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 27.04.2017, иные варианты жилых помещений для переселения истца у Администрации города Омска отсутствуют. Расчет выкупной цены жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом рыночной стоимости жилья в указанном районе, а также рыночной стоимости общего имущества в многоквартирном доме с учетом доли в праве общей собственности на такое имущество - земельный участок под аварийным домом подлежащем сносу, а также иных убытков, до настоящего времени Администрацией города Омска не произведен. Мероприятия, определенные ст. 32 Жилищного кодекса РФ, по изъятию принадлежащего истцу жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> настоящее время приостановлены, в то время как у иных собственников жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, в отношении которых завершились судебные разбирательства, изъятие аварийного жилого фонда произведено путем выплаты.
истец обратилась в Администрацию города Омска с претензией о предоставлении ей взамен аварийного жилого помещения другого равнозначного благоустроенного жилого помещения, расположенного в пределах района г. Омска, ограниченного улицами: Омская, Богдана Хмельницкого, Маяковского, Маршала Жукова, отвечающее всем установленным требованиям, общей площадью не менее 36 кв. м, жилой площадью не менее 19,3 кв. м. или произведения расчета выкупной цены жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом рыночной стоимости жилья в указанном районе, а также рыночной стоимости общего имущества в многоквартирном доме с учетом доли в праве общей собственности на такое имущество - земельный участок под аварийным домом подлежащем сносу и иных убытков, с последующим выкупом (изъятии) жилого помещения принадлежащего мне на праве собственности, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно ответу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 13.06.2017, иные варианты жилых помещений для моего переселения у Администрации <адрес> отсутствуют. Расчет выкупной цены жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом рыночной стоимости жилья в указанном районе, а также рыночной стоимости общего имущества в многоквартирном доме с учетом доли в праве общей собственности на такое имущество - земельный участок под аварийным домом подлежащем сносу, а также иных убытков, до настоящего времени Администрацией города Омска не произведен. Мероприятия, определенные ст. 32 Жилищного кодекса РФ, по изъятию принадлежащего истцу жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> настоящее время приостановлены, в то время как у иных собственников жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, в отношении которых завершились судебные разбирательства, изъятие аварийного жилого фонда произведено путем выплаты.
Проживание в многоквартирном <адрес>, который заключением межведомственной комиссии г. Омска № 17 от 18.04.2007 признан аварийным и подлежащим сносу и постановлением Мэра г. Омска от 17.07.2007 №-п включен в Программу по этапу 2013 года, в настоящее время создает постоянную угрозу для жизни и здоровья истца, а также ее близких родственников, в том числе двух несовершеннолетних детей. Не смотря на то, что основной задачей Программы является обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в жилищном фонде, признанном непригодным для постоянного проживания, в настоящее время Администрация г. Омска бездействует в предоставлении истцу иного жилого помещения или в предоставлении денежной компенсации за изымаемое жилое помещение, размер которой также не определен.
В связи с этим, истец заключила договор № от 19.07.2017 с ООО «A-Экспертное бюро», на основании которого была произведена независимая оценка рыночной стоимости спорного жилого помещения, с учетом стоимости доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме. Согласно отчету № от 27.07.2017, составленному ООО «A-Экспертное бюро», по состоянию на 19.07.2017 жилое помещение по адресу: <адрес>, с учетом рыночной стоимости доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе стоимости в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом №, корпус № по <адрес>, кадастровый №, площадью 1055 +/- 11 кв. м., оценено в <данные изъяты> рублей.
Для проведения независимой оценки, потребовались технический паспорт на многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> стоимостью <адрес> рублей; выписка из ЕГРН на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> стоимостью <данные изъяты> рублей; выписка из ЕГРН на земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом №, корпус № по <адрес>, кадастровый № стоимостью <данные изъяты> рублей.
Ссылаясь на положения ст. 32 ЖК РФ, ст. 445 ГК РФ, просит обязать Администрацию г. Омска осуществить выкуп жилого помещения, находящегося в ее собственности, расположенного по адресу: <адрес> по выкупной цене в размере <данные изъяты> рублей, с последующим прекращением ее права собственности на указанное жилое помещение и переходом права собственности на указанное жилое помещение Администрации г. Омска.
Установить для Администрации города Омска месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для выкупа у нее жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с Администрации г. Омска в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с Администрации города Омска в свою пользу денежные средства по оплате расходов на получение технического паспорта на многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, выписки из ЕГРН на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, выписки из ЕГРН на земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом №, корпус № по <адрес>, кадастровый №, на общую сумму в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с Администрации г. Омска в свою пользу денежные средства по оплате расходов по составлению отчета об оценке жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> размере <данные изъяты> рублей (том № 1 л.д.3-6).
В порядке ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска.
С учетом положений ст. 39 ГПК РФ истец исковые требования уточнила по основаниям, изложенным в иске, просит взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска выкупную стоимость жилого помещения с учетом доли в праве на общее имущество, расположенное по адресу, <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей, а также понесенные по делу расходы: по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, услуг эксперта в размере <данные изъяты> рублей, а также расходы, связанные с получением документов, в размере <данные изъяты> рублей (том № 2 л.д.____).
Истец в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что согласно заключению комиссии спорное жилое помещение признано непригодным для проживания. В рамках программы в 2013 году Администрацией г. Омска приобретено жилое помещение по ул. Верхнеднепровская, однако соглашение с истцом по ее переселению в указанное жилое помещение не достигнуто. В 2015 году Администрация г. Омска обращалась в Куйбышевский районный суд г. Омска с исковым заявлением о выселении О.М.К. из спорного жилого помещения с предоставлением иного жилого помещения, однако, в удовлетворении исковых требований было отказано. Аварийное жилое помещение создает угрозу жизни и здоровья проживающим в нем лицам. Согласно отчету об оценки рыночная стоимость спорного жилого помещения составляет <данные изъяты> рублей. До настоящего времени выкуп принадлежащего истцу жилого помещения не произведен. С учетом изложенного, просит удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска Е.Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (том № 2 л.д.____), не согласилась с методикой расчета рыночной стоимости спорного жилого помещения, полагает, что при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей долевой собственности на такое имущество. Следовательно, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе, общее имуществом в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество являются комплексными объектами и не могут являться самостоятельными объектами оценки. Рыночная стоимость земельного участка, приходящегося под спорный объект, также проведена как самостоятельный объект оценки, что противоречит п. 7 ст. 32 ЖК РФ. С учетом того, что в многоквартирном доме собственнику кроме жилого помещения принадлежит и доля в праве общей собственности на общее имущество, которая не может отчуждаться отдельно от права собственности на жилое помещение и не подлежит выделу в натуре, в денежную компенсацию включается и рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом доли собственника в праве общей собственности на такое имущество. Несмотря на неточности и ошибочность проведенной оценки, не оспаривала рыночную стоимость объектов недвижимости в размере 1 281 000 рублей, поскольку данная стоимость соответствует диапазону цен на рынке недвижимости на дату проведения оценки. Требование истца о возмещении расходов, понесенных в связи с предоставлением документов на жилое помещение для проведения досудебной рыночной оценки, не подлежит удовлетворению, поскольку указанные документы должны иметься у собственника жилого помещения. Технический паспорт составляется на жилье при первичной инвентаризации, то есть впервые при описании квартиры, его получение на конкретную квартиру является обязанностью собственника жилья. Собственник квартиры обязан провести техническую инвентаризацию, паспортизацию и технический учет квартиры в органах технической инвентаризации. Технический паспорт должен храниться у собственника жилья. Кроме того, документы, указанные истцом при проведении рыночной оценки являются не обязательными, поскольку оценка проводится на основании правоустанавливающих документов и осмотра объекта оценки. Досудебная оценка рыночной стоимости спорного объекта проводилась по собственной инициативе истца, расходы по ее проведению включают в себя стоимость оценки, не более того.
Представитель Администрации г. Омска в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск (том № 1 л.д.152-154), в котором указано, что у Администрации г. Омска отсутствует обязанность по возмещению выкупной стоимости за жилое помещение и земельный участок, а также расходов, связанных с рассмотрением гражданского дела, поскольку эта обязанность содержится в положении Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, в связи с чем, возложить обязанность по указанным в иске требованиям необходимо на муниципальное образование городской округ г. Омск Омской области в лице Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска. Кроме того, Администрация г. Омска считает заявленную истцом сумму в размере <данные изъяты> рублей за жилое помещение площадью 36 кв.м. в здании, признанном аварийным, завышенной и подлежащей определению только путем повторного проведения экспертизы.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности с позиции относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что К.М.К. принадлежит на праве собственности <адрес>, общей площадью 36 кв.м.
Данное обстоятельство подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права (том № 1 л.д.9), выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (том № 1 л.д.149-150).
В соответствии со свидетельством о перемене имени К.М.К. переменила фамилию на «Поручиди» (том № 1 л.д.111).
Согласно свидетельству о заключении брака П.М.К. вступила в брак с О.А.С., в связи с чем, ей присвоена фамилия «О.» (том № 1 л.д.110)
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (том № 1 л.д.130-133), право собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:090109:1062, площадью 1055 +/- 11 кв.м., на котором расположен многоквартирный жилой <адрес>, не зарегистрировано.
В соответствии с техническим паспортом на многоквартирный жилой <адрес> (том № 1 л.д. 112-121), площадь застройки составляет 516,2 кв.м.
В судебном заседании установлено, что на основании заключения межведомственной комиссии г. Омска по признанию жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от 18.04.2007, Постановлением Мэра г. Омска от 17.07.2007 №-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» многоквартирный жилой дом по адресу: г. Омск, ул. 20 лет РККА, д. № 7, корп. 2 был признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанный многоквартирный дом включен в «Региональную адресную программу Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах», утвержденную Постановление Правительства Омской области от 24.06.2013 года №-п, по этапу финансирования 2013 года.
В настоящее время снос многоквартирного жилого дома по адресу: г. Омск, ул. 20 лет РККА, д. № 7, корп. 2 не осуществлен; постановление об изъятии земельного участка, занимаемого указанным многоквартирным жилым домом, для муниципальных нужд Администрацией г. Омска не выносилось.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами то обстоятельство, что истцу было предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение, от переселения в которое истец отказалась. В связи с этим, Администрация г. Омска обратилась в суд с иском о выселении истца с предоставлением другого жилого помещения, признании за Администрацией г. Омска права собственности на жилое помещение истца.
Решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 12.03.2015 в удовлетворении данных требований было отказано (том № 1 л.д. 90-91).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20.05.2015 указанное решение было оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения (том № 1 л.д.92-94).
Между Администрацией г. Омска и собственником спорного жилого помещения, расположенного в аварийном доме, не достигнуто соглашение относительно стоимости изымаемого недвижимого имущества, что и послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Ранее, за защитой своих прав истец обращалась в прокуратуру Центрального АО г. Омска с заявлением, в котором просит обязать Администрацию г. Омска предоставить ей взамен аварийного жилого помещения другое благоустроенное жилое помещение, расположенное в пределах районов г. Омска, ограниченного улицами: Омская, Богдана Хмельницкого, Маяковского, Маршала Жукова, отвечающее всем установленным требованиям, общей площадью не менее 36 кв.м., жилой площадью не менее 19,3 кв.м. или произвести расчет выкупной цены жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом рыночной стоимости жилья в указанном районе, а также стоимости доли в праве собственности на общее имущество – земельный участок под аварийным домом, подлежащим сносу, для последующей выплаты (том № 1 л.д.99).
Указанное заявление было перенаправлено начальнику управления по работе с обращениями граждан Администрации г. Омска для рассмотрения по существу в рамках компетенции (том № 1 л.д.100).
Из ответа Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 27.04.2017 на вышеуказанное заявление следует, что в рамках реализации региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 24.06.2013 №o 140-п, О.М.К. как собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, было предложено для переселения жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В связи с отказом истца от переселения в рамках реализации Программы в квартиру №, а также учитывая, что иные варианты жилых помещений для ее переселения у Администрации г. Омска отсутствуют, департаменту необходимо провести мероприятия по изъятию квартиры № путем выплаты возмещения в порядке, определенном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с Решением Омского городского Совета от 14.12.2016 № 492 «О бюджете г. Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» на мероприятия по изъятию аварийного жилищного фонда на 2017 год департаменту предусмотрено 15 млн. рублей. Предусмотренные департаменту бюджетные ассигнования были направлены на выплату возмещения собственникам жилых помещений, в отношении которых завершились судебные разбирательства. Учитывая недостаточный размер бюджетных ассигнований на указанные цели на 2017 год, проведение процедуры изъятия принадлежащей истцу квартиры № в настоящее время приостановлено. Департамент проведет мероприятия по изъятию принадлежащей истцу квартиры № после выделения бюджетных ассигнований на указанные цели в необходимом объеме, в том числе закажет отчет о размере возмещения, в который включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием (том № 1 л.д.101).
Аналогичный ответ был дан истцу департаментом имущественных отношений от 13.06.2017 на ее претензию в адрес Администрации г. Омска от 06.06.2017, в которой она просила Администрацию г. Омска предоставить ей взамен аварийного жилого помещения другое благоустроенное жилое помещение, расположенное в пределах района г. Омска, ограниченного улицами: Омская, Богдана Хмельницкого, Маяковского, Маршала Жукова, отвечающее всем установленным требованиям, общей площадью не менее 36 кв.м., жилой площадью не менее 19,3 кв.м. или произвести расчет спорного жилого помещения с учетом рыночной стоимости жилья в указанном районе, а также рыночной стоимости общего имущества в многоквартирном доме с учетом доли в праве общей собственности на такое имущество – земельный участок под аварийным домом подлежащем сносу, а также иных убытков с последующим выкупом жилого помещения, принадлежащего истцу на праве собственности (том № 1 л.д.102, 103).
Обратившись в суд с данным иском, О.М.К. просит о взыскании в ее пользу с Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска выкупной стоимости за жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом доли земельного участка, приходящейся на данную квартиру, в размере <данные изъяты> рублей и судебных расходов в размере <данные изъяты> рублей.
Разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, в частности ч. 10 настоящей статьи предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Кроме того, Федеральным законом от 31.12.2014 года № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в части 1-9 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, вступившие в силу с 01.04.2015 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ (в новой редакции) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Частью 2 настоящей статьи предусмотрено, что изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В силу положений ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Кроме того, с 01.04.2015 года введена в действие глава VII.1. Земельного кодекса РФ - «Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд» (статьи 56.2-56.11).
По общим правилам изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3. Земельного кодекса).
Согласно подпункту 4 пункта 2 названной статьи принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано, в частности, решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
В статье 56.8 Земельного кодекса РФ предусмотрены особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Из пункта 1 названной статьи следует, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения) определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 названной статьи при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством
В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
По правилам пункта 3 данной статьи при определении размера возмещения при изъятии земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, рыночная стоимость подлежащих прекращению прав на такие земельные участки устанавливается с учетом следующих особенностей:
1) в случае прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным юридическому лицу, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка на установленный законом предельный (максимальный) срок, а в случае отсутствия установленного законом предельного (максимального) срока - на сорок девять лет;
2) в случае прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения земельным участком, предоставленным гражданину или имеющей право на бесплатное предоставление в собственность изымаемого земельного участка организации, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость земельного участка;
3) в случае досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка до истечения срока действия указанных договоров.
В силу пункта 9 указанной статьи размер возмещения за принадлежащий нескольким лицам на праве общей собственности изымаемый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества определяется пропорционально долям в праве общей собственности на такое имущество.
Более того, в ч. 2 ст. 281 Гражданского кодекса РФ приводятся основные принципы возмещения за изымаемый земельный участок, аналогичные предусмотренным в земельном законодательстве: определение размера возмещения исходя из рыночной стоимости земельного участка и рыночной стоимости расположенных на нем объектов недвижимости; допустимость изъятия земельного участка только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Как предусмотрено в пункте 1 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 года № 499-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ (в редакции настоящего Федерального закона) и Земельным кодексом РФ (в редакции настоящего Федерального закона).
Таким образом, к правоотношениям сторон при разрешении спора об определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение в аварийном многоквартирном доме и изымаемый в связи с этим обстоятельством для муниципальных нужд земельный участок, на котором расположен такой дом, подлежат применению положения статьи 32 Жилищного кодекса РФ и статьи 281 Гражданского кодекса РФ (в новых редакциях), статьи 56.8. Земельного кодекса РФ.
Следовательно, с 01.04.2015 года при определении размера возмещения собственнику за изымаемое жилое помещение в многоквартирном доме, признанном аварийным, должна учитываться не только рыночная стоимость самого жилого помещения, но и рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который также подлежит изъятию для муниципальных нужд (пропорционально доли в праве общей собственности на такое имущество), а также убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием.
В судебном заседании установлено, что стороной ответчика самостоятельно размер возмещения истцам за изымаемое жилое помещение, не определялся.
В обоснование заявленных исковых требований истцом представлен отчет № от 27.07.2017, выполненный ООО «А-Экспертное Бюро» (том № 1 л.д.164-243), из которого следует, что рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 19.07.2017 округленно составляет <данные изъяты> рублей, в том числе, однокомнатная квартира в жилом доме, назначение: жилое, этаж: 1, общей площадью 36,0 кв.м., кадастровый №, инвентарный №, подсобные помещения (коридор, санузел, кухня), расположенной по адресу: <адрес>, рыночная стоимость которой составляет 1 166 000 рублей; доля в праве общей долевой собственности пропорциональной размеру общей площади помещения на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, общей площадью 1055 кв.м., кадастровый №, адрес: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. 20 лет РККА, д. 7, корп. 2, рыночная стоимость которой составляет <данные изъяты> рублей.
В случае возникновения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза (подпункт «з» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).
Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 ЖК РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.
В ходе рассмотрения дела, представителем Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска не оспаривалась рыночная стоимость спорного жилого помещения, а также доли земельного участка, приходящейся на данную квартиру, в связи с чем, ходатайства о назначении судебной оценочной экспертизы не поступало.
В соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ суд оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Проанализировав представленный истцом отчет ООО «А-Экспертное Бюро», суд приходит к выводу, что он выполнен в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка произведена экспертом, обладающим специальными познаниями, имеющим соответствующее образование, являющимся компетентным и соответствующим предъявляемым требованиям. Оснований не доверять выводам указанной оценки у суда не имеется, в них приведено конкретное нормативное и методическое обеспечение, которым руководствовался эксперт. При этом, при определении рыночной стоимости земельного участка под многоквартирным домом экспертами была учтена площадь земельного участка 1055 кв.м., его месторасположение в Октябрьском административном округе г. Омска и вид разрешенного использования – для размещения домов многоэтажной жилой застройки. Кроме того, при определении рыночной стоимости жилого помещения в качестве аналогов принимались близкие по техническому состоянию объекты недвижимости, с учетом корректировки на техническое состояние, торг в размере 2,5 % - по средней границе интервала, месторасположение объекта, качество отделки помещения, этаж, площадь. Аналоги были подобраны наиболее соответствующие своими потребительскими качествами объекту оценки. Основная характеристика, по которой подбирались аналоги – это квартиры, расположенные в приближенных микрорайонах.
По мнению суда, заключение ООО «А-Экспертное Бюро» достоверно отражает размер возмещения собственнику за изымаемое жилое помещение в многоквартирном доме, в связи с чем, может быть положено в основу решения.
Доводы представителя Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска о том, что земельный участок под многоквартирным домом не может быть объектом самостоятельной оценки, поскольку в силу прямого законодательного запрета не может быть отчужден на рынке, а потому при определении выкупной стоимости подлежащего изъятию жилого помещения не подлежит определению отдельно стоимость доли на земельный участок под многоквартирным домом, суд не может принять во внимание, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм действующего в настоящее время законодательства.
С учетом изложенного, суд считает возможным определить выкупную стоимость <адрес>, общей площадью 36,0 кв.м. с учётом рыночной стоимости доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе стоимости доли в праве на земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом №, корпус № по ул. 20 лет РККА в городе Омске, кадастровый №, площадью 1055+/-11 кв.м., в размере <данные изъяты> рублей.
При этом суд считает, что заявленные требования к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска подлежат удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с Положением о Департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска, утвержденным решением Омского городского Совета № 452 от 26.10.2011, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - департамент) является структурным подразделением Администрации города Омска (п. 1).
Департамент наделяется правами юридического лица в соответствии с настоящим Положением, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, лицевые счета, открытые в финансовом органе, исполняющем бюджет города Омска, и иные счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, гербовую печать, простые печати и штампы со своим наименованием, факсимиле заместителя Мэра города Омска, директора департамента, бланки и другие реквизиты, может от своего имени выступать истцом, ответчиком и третьим лицом в суде (п. 3 Положения).
Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему иску является Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из госпошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы, признанные судом необходимыми.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Разрешая требования о взыскании судебных расходов, суд исходит из следующего.
С целью определения выкупной цены жилого помещения, истцом понесены расходы, в частности, за получение технического паспорта на домовладение по адресу <адрес>, выписки из ЕГРН на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, выписки из ЕГРН на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по указанному адресу, на общую сумму в размере <данные изъяты> рублей.
Данные расходы суд признает необходимыми, поскольку вышеуказанные документы были запрошены у истца экспертным учреждением для проведения оценки, следовательно, понесенные истцом расходы в размере <данные изъяты> рублей подлежат взысканию с ответчика. Факт несения указанных расходов подтверждается доказательствами, соответствующими положениям ст. 71 ГПК РФ (том № 1 л.д.244-248).
Также 19.07.2017 между истцом и ООО «А-Экспертное Бюро» был заключен договор № на проведение оценки спорных объектов недвижимости (том № 2 л.д.1-5), согласно которому стоимость услуг оценщика составляет <данные изъяты> рублей. Согласно представленной в материалы дела квитанции № от 27.07.2017 на основании договора № от 19.07.2017 истцом оплачено <данные изъяты> рублей (том № 1 л.д.249).
При обращении в суд с настоящим иском, истцом также оплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается представленным в материалы дела чеком-ордером от 27.07.2017 (том № 1 л.д. 2).
С учетом изложенного, суд полагает возможным взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в пользу истца расходы по оплате услуг эксперта в размере <данные изъяты> рублей, расходы по получению технической документации для производства оценки в размере <данные изъяты> рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Определить выкупную стоимость <адрес>, общей площадью 36,0 кв.м. с учётом стоимости доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме и стоимости доли в праве на земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом № <адрес>, кадастровый №, площадью 1055 кв.м., в общем размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в пользу О.М.К. выкупную цену в связи с изъятием для муниципальных нужд квартиры <адрес>, включая стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок кадастровый №, в размере <данные изъяты> рублей.
Прекратить право собственности О.М.К. на жилое помещение - <адрес>, общей площадью 36,0 кв.м., признав право муниципальной собственности на данное жилое помещение после выплаты в пользу О.М.К. выкупной цены указанного жилого помещения в вышеуказанных присужденных суммах.
Настоящее решение является основанием для внесения регистратором соответствующих записей о переходе прав на жилое помещение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в пользу О.М.К. расходы по оплате услуг эксперта в размере <данные изъяты> рублей, расходы по получению технической документации для производства оценки в размере <данные изъяты> рубля, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: Т.А. Балова
Решение в окончательной форме принято 11.09.2017