8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об обязании включить в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения № 2-2841/2017 ~ М-2988/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело №2-2841/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июля 2017 года г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

судьи Тураевой Т.Е.,

при секретаре Акимовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой ФИО19 к Администрации города Ульяновска, Управлению муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска, Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, об обязании включить в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Макарова Л.П. обратилась в суд с вышеназванным иском к Администрации города Ульяновска, Управлению муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска. Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

В обоснование требований указано следующее.

Истец является <данные изъяты> участника Великой Отечественной Войны ФИО20

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предусмотрено в качестве меры социальной поддержки обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

03.02.2017 истец обратилась в Отдел по учету и распределению жилой площади при Администрации г.Ульяновска с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы ветерана ВОв 1941-1945 гг. в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, представила документы, подтверждающие статус вдовы участника ВОв и необходимость в улучшении жилищных условий.

Письмом от 07.04.2017 за № 4926-12 Управлением муниципальной собственностью Администрации г.Ульяновска ей отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что с учетом жилых помещений, принадлежащих членам семьи истца, она обеспечена жилым помещением.

Однако, при вынесении отказа не учтено, что квартира общей площадью 42,1 кв.м. по адресу: <адрес> приобретена в ипотеку, находится под обременением Сбербанка РФ, то есть фактически не принадлежит ФИО21 В случае невозможности в дальнейшем исполнять условия кредитного договора данная квартира отойдет банку. Кроме того, эта квартира приобретена для <данные изъяты> Макаровой, которые там зарегистрированы и постоянно проживают.

Согласно ЖК РФ членами семьи являются супруг, а также дети и родители. Внучка к членам семьи не относится.

В соответствии с Законом «О ветеранах», Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов ВОв 1941-1945 годов», Постановлением Правительства Ульяновской области № 138 от 02.05.2006 основанием предоставления жилищной субсидии является наличие в собственности (пользовании) у ветерана ВОв (равно вдовы) жилья равного или более учетной нормы жилой площади, установленной в конкретном регионе. Таким образом, главным критерием является нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Кроме того, ответчиком не учтено, что <данные изъяты>, она живет в довольно стесненных и не комфортных условиях. Также в силу своего возраста не может проживать самостоятельно, ей нужен постоянный уход. В доме, где она проживает, нет надлежащих условий, отсутствует туалет и вода.

Макарова Л.Н. просит признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать ответчика включить ее в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений», с выдачей Свидетельства о предоставлении социальной выплаты ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на приобретение (строительство) жилого помещения.

Истец Макарова Л.Н. в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика Администрации города Ульяновска Горничнова Л.Н. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что нуждающимся в улучшении жилищных условий признаются не все лица, попадающие под категорию ветеранов войны и приравненных к ним лиц, а только те, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с нормами Жилищного Кодекса РФ. Макарова Л.Н. обращалась в администрацию города по вопросу признания ее нуждающейся. Данный вопрос был рассмотрен на заседании жилищной комиссии. В удовлетворении заявления ей было отказано, поскольку Макарова Л.Н. проживает и зарегистрирована с составом семьи из 5 человек, а именно: <данные изъяты> в жилом доме общей площадью 58,22 кв.м, по адресу: <адрес> Собственником указанного жилого помещения является <данные изъяты> истца. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество у ФИО22 в собственности имеется квартира общей площадью 42,1 кв.м. по адресу: <адрес>, и квартира общей площадью 35,2 кв. М. по адресу: <адрес>

Таким образом, семья учётной нормой жилья суммарно обеспечена.

Ввиду изложенного решением комиссии по учёту распределению жилой площади администрации города Ульяновска 30.03.2017 (протокол № 6) истцу обоснованно отказано в признании нуждающейся в жилье в соответствии со статьями 51, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Обращает внимание на то, что после обращения истца в администрацию внук истца приобрел в собственность еще одну квартиру. Кроме того, в 2016 году истица подарила сыну принадлежащие ей доли в жилом доме, то есть намеренно ухудшила свои жилищные условия.

Просит в иске отказать в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также письменный отзыв на иск, в котором указал следующее.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 51, 54 ЖК РФ решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска от 30.03.2017 г. (протокол №6) истцу было отказано в признании нуждающейся в жилье.

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 года № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условии, возложены на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

В соответствии с п.3 «Порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны» органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области осуществляют постановку на учет граждан в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Министерство труда и социального развития Ульяновской области.

Главное управление на основе представляемых списков формирует в хронологической последовательности по дате постановки на учет список получателей по Ульяновской области.

В списках органа местного самоуправления Макарова Л.П. не значится.

Полагает, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

Представитель ответчика Управления муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, технический паспорт на жилой дом, дела правоустанавливающих документов, суд приходит к следующему.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Судом установлено, что Макарова Л.П., ДД.ММ.ГГГГ, является <данные изъяты> участника Великой Отечественной войны <данные изъяты>, что подтверждается копиями справки, свидетельства о браке, свидетельства о смерти ФИО23 а также копией удостоверения от 23.04.2010.

Макарова Л.П. обратилась в администрацию города Ульяновска с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы ветерана ВОв, и постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска от 30.03.2017 (протокол № 6) истице было отказано в удовлетворении заявления о признании ее нуждающейся в жилье в связи с тем, что семья истца учётной нормой жилья суммарно обеспечена.

Суд находит данный отказ комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска законным и обоснованным, а исковые требования Макаровой Л.П. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как на <данные изъяты> участника Великой Отечественной войны, на истицу распространяются положения ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», предусматривающие предоставление членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

Обеспечение жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, Федерального закона РФ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», которым предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОв по месту жительства в органе местного самоуправления.

Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех инвалидов и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Основания для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий предусмотрены статьей 51 ЖК РФ. Согласно указанной статье гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с пунктами 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Ульяновской Городской Думы № 136 от 13.07.2005 г. учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв. м общей площади на каждого члена семьи.

Как следует из ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Судом установлено, что согласно справке ф. № 8 Макарова Л.П. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в жилом доме по адресу: г<адрес>. Как указано в справке, она зарегистрирована в качестве члена семьи нанимателя - <данные изъяты>

Согласно кадастровому паспорту по состоянию на 15.07.2015 площадь указанного дома составляет 145,5 кв.м., из них не сдано в эксплуатацию 81,43 кв.м.

Собственником указанного жилого дома является ФИО24 право собственности у которого возникло на основании свидетельств о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, а также на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому истец Макарова Л.П. и ФИО27 (дарители) подарили ФИО26 (одаряемому) принадлежащие им (1\24 доли ФИО28 и 19/24 долей – Макаровой Л.П.) земельного участка и жилого дома общей площадью 58,22 кв.м. по адресу: <адрес>

Таким образом, истец Макарова Л.П. ДД.ММ.ГГГГ произвела отчуждение принадлежащих ей на основании свидетельства о праве собственности и свидетельства о праве на наследство по закону 19\24 долей вышеуказанного жилого дома, в котором она проживает с ДД.ММ.ГГГГ

Помимо истца с указанном жилом доме зарегистрированы: собственник ФИО29, <данные изъяты>

Как следует из сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставленных Управлением Росреестра, у ФИО30 в собственности имеется квартира общей площадью 42,1 кв.м. по адресу: город <адрес> а также квартира общей площадью 35,2 кв.м. по адресу: <адрес>

У ФИО31 в собственности имеется квартира общей площадью 41 кв.м. по адресу: <адрес>

Таким образом, на каждого члена семьи (учитывая всех зарегистрированных в доме лиц – членов семьи собственника, а также с учетом принадлежащих всем членам семьи жилых помещений) приходится более 12 кв.м. жилой площади ((58, 22 кв.м. + 42,1 кв.м. + 35,2 кв.м. + 41 кв.м.) : 5 = 35,31 кв.м.) Следовательно, истица обеспечена учетной нормой жилого помещения и нуждающейся в улучшении жилищных условий она не является.

При этом факт отсутствия у истицы на праве собственности жилого помещения не является самостоятельным основанием для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как вдовы ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Доводы стороны истца о том, что <данные изъяты> не является членом семьи истца, что квартира приобретена внучкой в ипотеку для иных родственников, являются не состоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании закона.

В силу ч. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Таким образом, истица является членом семьи собственника, также, как и ФИО32., имеет право пользования указанной жилой площадью, на которой она зарегистрирована и проживает.

Учитывая изложенное, принимая во внимание также то, что с момента отчуждения истцом принадлежащих ей на праве собственности 19/24 долей жилого дома, прошло менее 5 лет, в удовлетворении требования Макаровой Л.П. о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий надлежит отказать.

Что касается требования об обязании включить Макарову Л.П. в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, то оно не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 года № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов и членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условии, возложены на исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, то есть на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области осуществляют постановку на учет граждан в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006 N 49-ЗО "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".

Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области формируют списки граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, и направляют их в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган), в срок до 15 апреля текущего года.

Указанным Постановлением утвержден Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, в соответствии с которым мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

В соответствии с п.3 Порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются лицам, в том числе, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Поскольку судом не установлено оснований полагать истца нуждающейся в улучшении жилищных условий, не имеется оснований и для предоставления ей вышеуказанной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья в собственность, следовательно, и для включения ее в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.

На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. 12, 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Макаровой ФИО33 к Администрации города Ульяновска, Управлению муниципальной собственностью, Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, об обязании включить в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.Е.Тураева

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн