Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Центральный районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего: судьи Губановой А.Ю.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставить жилое помещение, указав в обоснование заявленных требований, что он, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мать, ФИО2, в ДД.ММ.ГГГГ году лишена родительских прав, а в ДД.ММ.ГГГГ году умерла, отец, ФИО3, умер. Распоряжением главы района имени <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р истец был определен в детский дом. По гарантийному письму Святогорской сельской администрации района имени <адрес> истцу гарантировали жилое помещение в <адрес>. После выпуска из школы-интерната в ДД.ММ.ГГГГ году, истец поступил в КГОУ НПО «Профессиональное училище №», закончил в ДД.ММ.ГГГГ году. После окончания училища истец вселился по месту проживания родителей, в котором проживал старший брат с семьей. Жилье на тот момент находилось в антисанитарийном и полуразрушенном состоянии. В ДД.ММ.ГГГГ году Постановлением администрации района имени <адрес> №-по от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> имени Лазо признан непригодным и подлежит сносу. Жилья в собственности не имеет, администрация сельского поселения другого жилья истцу предоставить не может, так как строительства на территории поселения нет. Приобрести жилье в собственность не может, нет средств. В настоящее время истец работает дворником в МБДОУ детский сад № <адрес>. С братом отношения не складываются, он гонит из дома, так как по договору является нанимателем жилья. В феврале ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился в Министерство жилищно-коммунального хозяйства с заявлением о включении в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, но получил отказ. В связи с чем истец просит обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> включить его в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда <адрес> в районе имени Лазо.
Истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не прибыл, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в судебное заседание не прибыл, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, в возражениях на исковое заявление указал, что в соответствии с абз. 4 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Как следует из взаимосвязанных положений преамбулы и ст. 1 данного закона, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижении ими 23-х летнего возраста. Законом от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лиц из их числа, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда края до ДД.ММ.ГГГГ и не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего закона, включаются в список со дня вынесения решения о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда края и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и по основаниям, установленным настоящим законом. Так, по достижении 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Если же данные лица не встали на учет до достижения 23-х летнего возраста, то указанное право ими утрачивается, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет. С заявлением о включении в список ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в министерство не обращался. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в министерство с заявлением об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в ранее занимаемых жилых помещениях. Распоряжением министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-р заявителю было отказано в рассмотрении заявления об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении на основании пункта 2 части 7 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. На момент обращения с вышеуказанным заявлением истцу исполнилось 29 лет. Обстоятельств, препятствующих ФИО1 своевременно обратиться в уполномоченные органы с заявление о постановке на учет, а также оснований для восстановления пропущенного срока для решения вопроса о включении в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору специализированного найма жилого помещения, не имеется. В настоящий момент в силу утраченного права на включение в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору специализированного найма жилого помещения, у министерства отсутствуют законные основания для включения в список ФИО1 В связи с чем просит в удовлетворении исковых требований отказать.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ч.ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса по представленным доказательствам.
Изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1).
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.
Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (ст. 39 ч. 2 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать истца, ФИО2, решением нарсуда района им. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, ДД.ММ.ГГГГ умерла; отец, ФИО3, решением суда района им. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишении родительских прав, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из преамбулы названного Федерального закона, а также ст. 1, его положение распространяется на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, из содержания названного Закона следует, что право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет, но только в том случае, если это право было реализовано в течение 5 лет (с 18 до 23 лет) путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилыми помещениями должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
В судебном заседании установлено, что в Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> с заявлением о включении в список ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до настоящего времени не обращался, на момент обращения с настоящим иском в суд достиг возраста 29 лет.
Обращаясь с требованием об обязании ответчика включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, истец ссылается на то, что по объективным причинам не смог реализовать свое право до достижения возраста 23 лет.
С данным доводом истца суд согласиться не может, поскольку обстоятельств, препятствующих ему своевременно реализовать данное право, ФИО1 не приведено и в ходе рассмотрения дела не установлено.
Как отмечалось выше, по достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, если они не реализовали это право в течение 5 лет (с 18 до 23 лет) путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья.
Между тем, в силу закона, предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии с п. 1 ст. 21 ГК РФ, способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
После достижения совершеннолетия, как уже отмечалось ранее, право на приобретение жилья сохраняется, но только в том случае, если это право было реализовано в течение пяти лет (от 18 до 23 лет) путем подачи заявления самим лицом, оставленным без попечения родителей, о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.
В связи с тем, что материалы дела не содержат информации о том, что дееспособность ФИО1 ограничивалась, суд пришел к выводу, что ФИО1 самостоятельно должен был обратиться в органы исполнительной власти после достижения им возраста 18 лет в ДД.ММ.ГГГГ году и до достижения 23 летнего возраста в ДД.ММ.ГГГГ году для постановки на учёт.
Иных доводов в подтверждение наличия уважительных причин, препятствующих реализации истцом названного права на жилое помещение на протяжении всего периода времени (с 18 до 23 лет) не приведено.
Доказательств наличия уважительным причин пропуска срока для обращения с заявлением о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений с момента достижения совершеннолетия и до настоящего времени истцом, в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Как следует из представленных истцом документов, ФИО1 до момента обращения в суд с настоящим иском в апреле ДД.ММ.ГГГГ года нуждающимся в предоставлении жилого помещения не признавался, с заявлением о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений, не обращался.
При таких обстоятельствах суд признает обоснованным утверждение ответчика о том, что поскольку с достижением 23 лет, утрачивается статус лица, оставшегося без попечения родителей, положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ на ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ и достигшего на момент обращения в суд возраста 29 лет не распространяются, поскольку до достижения возраста 23 лет ФИО1 на учёт принят не был.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований ФИО1 об обязании Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и предоставить жилое помещение, надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставить жилое помещение, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Дата составления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: судья Губанова А.Ю.