Дело №2-5446/2017 11 сентября 2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)
Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
Председательствующего судьи Савченко И.В.
При секретаре Громадском Г.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Калининского района Санкт-Петербурга к Петрову Д.Б. об обязании устранить самовольную перепланировку и обеспечить доступ в нежилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Калининского района Санкт-Петербурга обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с исковыми требованиями к Петрову Д.Б. об обязании устранить самовольную перепланировку и обеспечить доступ в нежилое помещение.
В обоснование иска указано, что Петров Д.Б. является собственником нежилого помещения Х, подвал по Х переулку, дом Х на основании свидетельства о праве собственности от 11.08.2014.
В соответствии с обращением А. в администрацию Калининского района Санкт-Петербурга с заявлением о проведенной в спорном нежилом помещении незаконной перепланировки Межведомственная комиссии администрации с участием представителей Государственной жилищной инспекции, СПб ГКУ «Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга» произвела выход в адрес: Х - однако, доступ в указанное помещение собственником обеспечен не был.
Вместе с тем, комиссией с участием вышеперечисленных представителей государственных органов и организаций 11.03.2016 было установлено, что произведена разборка перегородок в помещениях №№ ХХХХХ, а также часть несущей стены между помещениями № № Х и Х в нежилом помещения Х, в виду чего в вышерасположенной квартире № Х этого же дома произошла просадка пола, увеличился его уклон, возникла вибрация деревянного настила, произошло расхождение швов линолеума.
22.03.2016 в адрес собственника спорного нежилого помещения Петрова Д.Б. направлено предписание о приведении нежилого помещения Х в прежнее состояние существовавшее до произведенной самовольной перепланировки в срок до 24.06.2016.
27.06.2016 комиссией в составе Межведомственной комиссии администрации с участием представителей Государственной жилищной инспекции, СПб ГКУ «Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга» был произведен выход в адрес: Х с составлением акта о неисполнении его собственником Петровым Д.Б. ранее выданного предписания от 22.03.2016 о приведении помещения в прежнее состояние существовавшее до произведенной самовольной перепланировки.
11.07.2016 в адрес собственника спорного нежилого помещения Петрова Д.Б. направлено уведомление о приведении спорного нежилого помещения Х в прежнее состояние, в срок до 26.08.2016. Предписание ответчиком не исполнено.
Истец просит обязать Петрова Д.Б. устранить самовольную перепланировку, восстановив перегородки в помещениях №№ ХХХХХ, а также часть несущей стены между помещениями №№ Х и Х нежилого помещения Х в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; Обязать Петрова Д.Б. предоставить администрации Калининского района Санкт-Петербурга доступ в нежилое помещение Х, для проведения проверки порядка использования принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения иосмотра на предмет наличия или отсутствия самовольной перепланировки и (или) переустройства.
Представитель Администрации Калининского района Санкт-Петербурга в судебное заседание явилась, исковые требования поддерживает.
Ответчик Петров Д.Б. о времени и месте судебного разбирательства извещен по месту регистрации по месту жительства, в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил.
3-и лица- Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга, СПб ГУ ЖА Калининского района Санкт-Петербурга о времени и месте судебного разбирательства извещены, в судебное заседание не явились, ГЖИ Санкт-Петербурга просила дело рассмотреть в отсутствие своего представителя, возражений не представили.
Суд, выслушав объяснения истца, проверив материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, в обоснование которых ссылается в своих требованиях и возражениях.
Материалами дела установлено, что Петров Д.Б. является собственником нежилого помещения Х на основании свидетельства о праве собственности от 11.08.2014.
11.03.2016 года обследованием было установлено, что произведена разборка перегородок в помещениях №№ ХХХХХ, а также часть несущей стены между помещениями № № Х и Х в нежилом помещения Х, установлено, что в помещении расположено кафе.
22.03.2016 в адрес собственника спорного нежилого помещения Петрова Д.Б. направлено предписание о приведении нежилого помещения Х в прежнее состояние существовавшее до произведенной самовольной перепланировки в срок до 24.06.2016.
27.06.2016 комиссией в составе Межведомственной комиссии администрации с участием представителей Государственной жилищной инспекции, СПб ГКУ «Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга» был произведен выход в адрес: нежилое помещение Х с составлением акта о неисполнении его собственником Петровым Д.Б. ранее выданного предписания от 22.03.2016 о приведении помещения в прежнее состояние существовавшее до произведенной самовольной перепланировки.
11.07.2016 в адрес собственника спорного нежилого помещения Петрова Д.Б. направлено уведомление о приведении спорного нежилого помещения Х в прежнее состояние, в срок до 26.08.2016. Предписание ответчиком не исполнено.
Факт проведения самовольной перепланировки в помещении Х подтверждается представленным ГУИОН ПИБ поэтажными планами и ведомостями площадей.
В соответствии с ч. 2 ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Переоборудование и перепланировка квартир и нежилых помещений в многоквартирных домах допускаются после получения разрешения органов местного самоуправления на основании проектов, разработанных организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими государственную лицензию на проектирование, согласованных и утвержденных в установленном порядке органами местного самоуправления.
Проекты на переоборудование и перепланировку квартир и нежилых помещений различных форм собственности должны разрабатываться и согласовываться с соблюдением норм ГК РФ, СНиПов и других действующих нормативных и правовых актов. Проекты на переоборудование и перепланировку квартир и нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, до представления на согласование органу местного самоуправления подлежат согласованию в органах государственного контроля использования и охраны памятников архитектуры, истории и культуры.
Организация работ по переоборудованию и перепланировке квартир и нежилых помещений в эксплуатируемых домах должна осуществляться с учетом требований действующего законодательства и Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории, утвержденных постановлением Правительства РФ.
Приемка выполненных работ по переоборудованию и перепланировке квартир и нежилых помещений осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления. Приемка выполненных работ по переоборудованию и перепланировке квартир и нежилых помещений, расположенных в домах, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, осуществляется с участием представителей органа местного самоуправления по государственному контролю использования и охраны зданий - памятников архитектуры, истории и культуры.
Контроль за осуществлением переоборудования и перепланировки квартир и нежилых помещений, правильностью выполнения скрытых работ и за качеством используемых материалов возлагается на орган местного самоуправления (уполномоченную им организацию) и территориальные органы Государственной жилищной инспекции.
Вопросы переоборудования и перепланировки квартир и нежилых помещений в многоквартирных домах находятся в компетенции органов местного самоуправления городов и иных поселений, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе указанные полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы. Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» администрации уполномочены представлять интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, а также принимать меры к устранению нарушений имущественных прав государства, предусмотренные действующим законодательством.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, самозащиты права, иными способами, предусмотренными законом.
Учитывая, что законом для нежилого помещения особый порядок переустройства, перепланировки и сохранения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии в случае самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки не предусмотрен, в силу статьи 6 ГК РФ, статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются из общих начал и смысла законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
В соответствии с положениями статьей 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 переоборудование (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, должен представить заявление о переустройстве и (или) перепланировке.
Положением о районной межведомственной комиссии, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.02.2005 № 112 предусмотрено, что районная межведомственная комиссия создается администрацией района Санкт-Петербурга. К полномочиям РМВК относится согласование проектов на переустройство и перепланировку жилых помещений. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии РМВК.
Таким образом, администрации районов Санкт-Петербурга, в том числе Калининского, наделены полномочиями по согласованию перепланировок и (или) переустройству нежилых помещений, тем самым обеспечивая контроль за сохранностью жилого фонда, поскольку производство самовольных перепланировок может отрицательно повлиять на дальнейшую его эксплуатацию, а также повлечь за собой нарушение прав и законных интересов граждан либо создать угрозу их жизни и здоровью.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса (решения о согласовании), или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Согласно ч. 3 ст. 29 ЖК РФ, собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Таким образом, суд соглашается в доводами истца о том, что вышеприведенные нормы действующего законодательства подтверждают полномочия администрации района на проведение жилищного контроля и обязанность собственника квартиры обеспечить доступ представителей контрольных органов в квартиру в заранее согласованное время.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, самозащиты права, иными способами, предусмотренными законом.
При таких обстоятельствах, учитывая, что установленными по делу обстоятельствами, подтверждены факты самовольной перепланировки в помещении, принадлежащем ответчику на праве собственности, учитывая, что ответчик в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представил суду доказательств, свидетельствующих о согласовании перепланировки, не обеспечил доступа в помещение не смотря на направленные ему предписания, суд полагает, что требования истца об обязании ответчика как собственника нежилого помещения Х о приведении его в состояние, существовавшее до незаконно произведенной перепланировки и обязании обеспечить доступ органу государственной власти на предмет осмотра наличия или отсутствия самовольной перепланировки подлежат удовлетворению.
Поскольку истец при предъявлении иска был освобожден от оплаты государственной пошлины, с ответчика в силу ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56,67,167,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Обязать Петрова Д.Б. устранить самовольную перепланировку, восстановив перегородки в помещениях №№ ХХХХ, а также часть несущей стены между помещениями №№ Х и Х нежилого помещения Х в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Петрова Д.Б. предоставить Администрации Калининского района Санкт-Петербурга доступ в нежилое помещение Х, для проведения проверки порядка использования принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения иосмотра на предмет наличия или отсутствия самовольной перепланировки и (или) переустройства.
Взыскать с Петрова Дмитрия Борисовича в доход государства государственную пошлину в размере 600 рублей (шестьсот рублей).
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Калининский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца.
Судья: