РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2017г. Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.М. при секретаре Тарасенко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-3116/2017 по иску Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области к Жигулину Г.М. Жигулиной Т.В., Миромановой О.Б. Сухановой Е.А., Алтыник Н.В., Алтыник В.Н., Алтыник Н.Н., Алтыник Г.А., Мокроусовой И.М., Непомнящих И.А. об обязании провести противоаварийные работы по защите объекта культурного наследия, получить задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области (далее – Служба) обратилась в Кировский районный суд г.Иркутска с исковым заявлением (уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ) к Б.В.Н., Жигулину Г.М., Жигулиной Т.В., Миромановой О.Б., Сухановой Е.А., Алтыник Н.В., Алтыник В.Н., Алтыник Н.Н., Алтыник Г.А., Мокроусовой И.М., Непомнящих И.А. об обязании провести противоаварийные работы по защите объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия в порядке установленном ст. 45 Федерального закона №73-Ф3 - в срок шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, получить в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», в службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> - в срок два месяца со дня вступления решения суда в законную силу, указав, что здания, по <адрес>, в <адрес>, (по данным Службы: <адрес> <адрес> являются объектом культурного наследия регионального значения - «Городская усадьба: два дома жилых с амбаром» кон. XIX-нач. XX. вв., регистр. № в «Списке памятников истории и культуры <адрес>, подлежащих государственной охране - 2000 г.» (далее - объект культурного наследия).
Согласно Выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № помещения в объекте культурного наследия принадлежит на праве собственности Б.В.Н., Алтыник Н.В., Алтыник В.Н., Алтыник Н.Н., Алтыник Г.А., ФИО11, Непомнящих И.А. В комплекс зданий, расположенных по вышеуказанному адресу, входит объект культурного наследия регионального значения «Амбар» (адрес по данным службы: <адрес> представляет собой двухэтажное каменное здание с подвалом, прямоугольное в плане, под односкатной кровлей. Должностным лицом службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области в рамках мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия было установлено: большая часть конструкций крыши основного объема утрачена, так же утрачена часть навеса галереи второго этажа, демонтирована лестница, часть крыши и перекрытий второго этажа амбара находится в рунированном состоянии, остальная часть отсутствует, что подтверждается актом технического состояния объекта культурного наследия от 20.07.2016 г. В данной постройке общей площадью 134,5 кв.м., находятся инженерные коммуникации (система теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения) стояки с наличием запорной и регулирующей арматуры - вентили и задвижки, обслуживающие жилые здания, входящие в состав объекта культурного наследия.
Как следует из положений пп. «ж», п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491"Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества входят иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, что говорит о том, что данная постройка является общим имуществом собственников многоквартирных домов входящих в состав объекта культурного наследия.
Вместе с тем п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14"0 некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что при рассмотрении споров, возникающих в связи с реализацией собственником своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему жилым помещением, судам следует учитывать, что законом установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в том, что собственник обязан: использовать жилое помещение по назначению, то есть для проживания граждан, поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с требованиями законодательства собственниками жилых помещений в объекте культурного наследия были получены охранные обязательства и зарегистрировано обременение своего права собственности, о чем свидетельствует Выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №.
Со ссылкой на ст.ст. 11, 47.3, 56.1. Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», просит суд обязать ответчиков провести противоаварийные работы по защите объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия в порядке установленном ст. 45 Федерального закона №-Ф3 - в срок шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; получить в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», в службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> - в срок два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 10.10.2017г. производство по делу прекращено в части требований, направленных к ФИО21
В судебном заседании истец Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области, извещенный о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, отсутствует, просит об отложении судебного заседания в связи с занятостью представителя в другом судебном заседании. При рассмотрении ходатайства истца об отложении судебного заседания, суд учитывает следующее.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Как усматривается из материалов гражданского дела, истец Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом заблаговременно, о чем свидетельствует соответствующая расписка.
Истец является юридическим лицом, в связи с чем, занятость одного из представителей в другом судебном заседания не является уважительной причиной неявки в судебное заседание.
При этом, доказательств участия представителя в другом судебном заседании суду не представлено.
С учетом указанных обстоятельств, в целях своевременного рассмотрения дела, недопущении волокиты при рассмотрении дела, соблюдения процессуальных сроков рассмотрения дела, необходимости соблюдения прав других участников процесса, запрета в злоупотреблении предоставленными правами, в удовлетворении ходатайства Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области об отложении судебного разбирательства отказано, суд рассматривает дело в отсутствие истца Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области.
В судебном заседании ответчики Алтыник Н.В., Суханова Е.А. заявленные исковые требования не признали, полагали их незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению, просили отказать в удовлетворении требований.
В судебном заседании представители ответчиков Непомнящих И.А., ФИО9 – Н.В.М., А.О.А., действующие на основании доверенностей, заявленные исковые требования не признали по основаниям, изложенным в представленных в материалы дела письменных возражениях на исковое заявление.
В судебном заседании ответчики ФИО7, ФИО8, ФИО9, Алтыник В.Н., Алтыник Н.Н., ФИО19, ФИО11, Непомнящих И.А., извещенные о дате, месте и времени судебного заседания, отсутствуют, о причинах неявки суд не уведомили, что не является препятствием к рассмотрению дела.
Выслушав участника процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу пункта 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 25.06.2002г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" он регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 6 указанного закона, под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (ч. 1 ст. 40 Федерального закона №73-Ф3).
Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия регламентирован ст. 45 Федерального закона №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Согласно положениям статьи 47.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия).
Судом установлено, что на основании решения Исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, здание, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> «Городская усадьба: два дома жилых с амбаром (кон. XIX – нач. XXв.) было отнесено к памятникам истории и культуры <адрес> к категории местного значения и поставлено на государственную охрану (№ Приложения № к решению «Список отнесенных памятников истории и культуры под государственную охрану к категории местного значения»).
На момент включения спорного объекта в перечень объектов культурного наследия местного значения, принимаемого на государственную охрану, действовали Постановление Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры», Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденная Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года № 203.
Пунктом 13 Положения было установлено, что государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся. Государственный учет памятников истории и культуры включает выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.
Порядок государственного учета памятников истории и культуры и формы учетных документов устанавливаются Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.
Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры (пункт 27 Положения). Государственные органы охраны памятников устанавливают на каждом недвижимом памятнике истории и культуры охранную доску, содержащую краткую характеристику памятника и указание о том, что памятник охраняется государством (пункт 28 Положения).
В соответствии с пунктом 59 Положения, Порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.
Разделом II Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года № 203, установлен порядок государственного учета памятников истории и культуры.
Согласно пункту 72 Инструкции, порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором (Приложение № 8), охранным договором (Приложение № 9) или охранным обязательством (Приложения № 10 и № 11). В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.
Представленный в материалы дела паспорт на объект культурного наследия – Амбар по адресу: <адрес> <адрес>) от 20.11.1981г. содержит описание памятника, согласно которому исторических сведений не найдено, на плане 1899г. здание не обнаружено. Осмотр позволяет датировать постройку началом XXв. Амбар расположен в Усадьбе, в глубине двора <адрес> протяженным фасадом обращен на северо-запад. Двухэтажное каменное здание с подвалом, прямоугольное в плане, с небольшим скосом западного угла, под односкатной кровлей. По второму этажу главное фасада проходит открытая галерея на выносных деревянных консолях. Вход на нее с юго-западной стороны по наружной лестнице. Входные и оконные проемы в подвал находятся на главном фасаде. Вход в подвал с юго-восточного фасада. Единственный элемент декора – неширокая доска с зубчатым пропилом, подшитая к свесу кровли. Стены амбара сложены из небольших блоков песчаника, размером примерно 20х30см. Толщина стен 67 см. Фундаменты бутовые, ленточные (по данным БТИ). Общие размеры 16х6 м. Одна из немногих сохранившихся в Иркутске хозяйственных построек начала ХХ века. Указано, что системы охраны не имеется, охранная зона не установлена. Находится на балансе Кировского РЖУ, используется под склад, охранного документа не имеется.
Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН следует, что жилые помещения в жилых домах по адресу: <адрес> <адрес> принадлежат на праве собственности: <адрес> – ФИО21, <адрес> – ФИО7 (4/7 доли), ФИО8 (3/7 доли), <адрес> – ФИО9, <адрес> – ФИО10, <адрес> – Алтыник Н.В. (1/4 доля), Алтыник В.Н. (1/4 доля), Алтыник Н.Н. (1/4 доля), ФИО19 (1/4 доля), <адрес>,5 – ФИО11, <адрес> – Непомнящих И.А.
Из представленных в материалы дела актов технического состояния памятника истории и культуры от 23.07.2012г. (приложение к охранному обязательству № от 05.09.2012г.), от 28.07.2008г. (приложение к охранному обязательству № от 28.07.2008г.), от 15.10.2012г. (приложение к охранному обязательству № от 26.10.2012г.), от 02.11.2004г. (приложение к охранному обязательству № от 02.11.2004г.), от 10.01.2013г. (приложение к охранному обязательству № от 222.05.2013г.), следует, что между истцом и ответчиками заключены охранные обязательства в отношении принадлежащих ответчикам на праве собственности жилых помещений, входящих в состав объекта культурного наследия.
Согласно акта технического состояния памятника истории и культуры от 23.07.2012г., являющемуся приложением к охранному обязательству, заключенному с Жигулиной Т.В. – собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес> в целях сохранения памятника собственник принял обязательство силами лицензированных специалистов выполнить следующие работы: совместно со всеми собственниками объекта принять участие в выполнении инженерного обследования в срок до 01.12.2012г., по результатам обследования совместно со всеми собственниками объекта принять участи в разработке мероприятий по сохранению памятника, представить на согласование в госорган в срок до 01.06.2013г., совместно со всеми собственниками объекта принять участие в выполнении работы в соответствии с согласованной проектной документацией и в установке информационной надписи и обозначения, предварительно получив письменное разрешение «Госоргана» в срок до 01.12.2014г., предоставить отчет о выполненных работах не позднее трех месяцев по их окончании.
Согласно акта технического состояния памятника истории и культуры от 28.07.2008г., являющемуся приложением к охранному обязательству, заключенному с Миромановой О.Б. – собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес> в целях сохранения памятника собственник принял обязательство силами лицензированных специалистов выполнить следующие работы: выполнить инженерное обследование памятника, по итогам обследования разработать мероприятия по сохранению памятника с изготовлением необходимой проектной документации (включая архитектурную часть), демонтировать поздний самовольно возведенный пристрой, в том числе, предусмотреть восстановление лестницы, необходимой для доступа в помещения второго этажа, предоставить на согласование в госорган до 01.06.2009г., выполнить работы в соответствии с проектной документацией, предварительно получив письменное разрешение «Госоргана» на производство работ в срок до 01.01.2011г., представить в Госорган отчет о проведенных работах не позднее трех месяцев после их окончания.
Согласно акта технического состояния памятника истории и культуры от 15.10.2012г., являющемуся приложением к охранному обязательству, заключенному с Сухановой Е.А. – собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес> в целях сохранения памятника собственник совместно с другими собственниками принял обязательство силами лицензированных специалистов выполнить следующие работы: в качестве первоочередных мероприятий установить наличники левого окна северо-восточного фасада на прежнее место, совместно со всеми собственниками объекта принять участие в выполнении инженерного обследования в срок до 01.04.2013г., по результатам обследования совместно со всеми собственниками объекта принять участи в разработке мероприятий по сохранению памятника, представить на согласование в госорган в срок до 01.10.2013г., совместно со всеми собственниками объекта принять участие в выполнении работы в соответствии с согласованной проектной документацией и в установке информационной надписи и обозначения, предварительно получив письменное разрешение «Госоргана» в срок до 01.04.2013г., предоставить отчет о выполненных работах не позднее трех месяцев по их окончании.
Согласно акта технического состояния памятника истории и культуры от 02.11.2004г., являющемуся приложением к охранному обязательству, заключенному с Алтынник Г.А. собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес> в целях сохранения памятника собственник принял обязательство силами лицензированных специалистов выполнить следующие работы в части занимаемых помещений: выполнить инженерное и архитектурное обследование в срок до 01.12.2005г., по итогам обследования разработать мероприятия по сохранению памятника, представить на согласование в ЦСН в срок до 01.05.2006г., выполнить мероприятия по сохранению памятникам в соответствии с согласованной документацией, предварительно получить письменное разрешение ГУ ЦСН, сдать госоргану выполненные работы по Акту с привлечением представителей ГУ ЦСН в срок до 01.02.2007г., предоставить научный отчет о выполненных работах не позднее трех месяцев после завершения ремонтно-реставрационных работ.
Согласно акта технического состояния памятника истории и культуры от 10.01.2013г., являющемуся приложением к охранному обязательству, заключенному с Непомнящих И.А. – собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес> кВ.2, ком. 5,6, в целях сохранения памятника собственник принял обязательство силами лицензированных специалистов выполнить следующие работы в части занимаемых помещений: выполнить инженерное и архитектурное обследование в срок до 01.10.2013г., по результатам обследования разработать мероприятия по сохранению памятника с исполнением необходимой проектной документации, представить на согласование в Госорган в срок до 01.04.2014г., выполнить ремонтно-реставрационные работы в соответствии с согласованной проектной документацией, предварительно получив письменное разрешение Госоргана в срок до 01.12.2014г., предоставить отчет о выполненных работах не позднее трех месяцев по их окончании.
Согласно акта технического состояния объекта культурного наследия от 02.12.2016г., составленного Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Городская усадьба: два дома жилых с амбаром», кон. ХIХ – нач. ХХ вв., расположенного по адресу: <адрес> (двухэтажный деревянный жилой дом) общее состояние объекта удовлетворительное.
Согласно акта технического состояния объекта культурного наследия от 09.08.2016г., составленного Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Городская усадьба: два дома жилых с амбаром», кон. ХIХ – нач. ХХ вв., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (двухэтажный многоквартирный жилой дом), общее состояние объекта: ближе к неудовлетворительному; наблюдается значительный крен здания на северо-восток, повреждения карниза, утраты декоративных элементов.
Согласно акта технического состояния объекта культурного наследия от 20.07.2016г., составленного Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Городская усадьба: два дома жилых с амбаром», кон. ХIХ – нач. ХХ вв., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> В (Амбар), согласно паспорт объекта культурного наследия от 20.11.1984г. и учетной карточки: Амбар расположен в усадьбе дома <адрес>. Главным фасадом обращен на северо-запад. Двухэтажное каменное здание с подвалом, прямоугольное в плане, под односкатной кровлей. По второму этажу главного фасада проходит открытая деревянная галерея на выносных деревянных консолях. Вход на нее с юго-западной стороны по наружной лестнице. Входные и оконные проемы в амбар находятся на главном фасаде. Вход в подвал с юго-восточного фасада. Единственный элемент декора – неширокая доска с зубчатым пропилом, подшитая к свесу кровли. Стены амбара сложены из песчаника, толщина их 67 см. Фундаменты бутовые, ленточные. Общие размеры 16х6м. Амбар является одной из немногих сохранившихся в Иркутске хозяйственных построек начала ХХ в. В настоящее время двухэтажное здание с подвальным этажом в юго-западной части здания, прямоугольное в плане, с небольшим скосом западного угла, под односкатной крышей. В уровне второго этажа главного северо-западного фасада проходит устроенная на выносных деревянных консолях, открытая галерея с выходом по наружной лестнице. Основные входные и оконные проемы находятся на главном фасаде, вход в подвальный этаж устроен с торцевого юго-западного фасада. Единственный элемент декора – неширокая доска с зубчатым пропилом, подшитая к свесу крыши. Наружные стены амбара сложены из небольших блоков песчаника, перегородки деревянные. Большая часть конструкций крыши основного объема утрачена. Также, утрачена часть навеса галереи второго этажа, демонтирована лестница. Часть крыши и перекрытий второго этажа амбара находится в руинированном состоянии, остальная часть отсутствует. Общее состояние – аварийное.
В едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объект культурного наследия регионального значения «Городская усадьба», кон. ХIХ в. – нач. ХХ в.(ансамбль), расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, зарегистрирован лишь 26.04.2017г., ему присвоен регистрационный №, что подтверждается представленным в материалы дела Приказом Министерства культуры РФ №-р от 26.04.2017г.
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия, регламентированы положениями Федерального закона от 25 июня 2002 года №73 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Согласно положениям статьи 47.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия).
Указанные ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Закона N 73-ФЗ.
Согласно ст. 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ обязанности по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, по обеспечению требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия устанавливаются охранным обязательством.
Пунктами 2 - 3 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, охранным обязательством устанавливаются следующие требования:
1) к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона;
2) к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона;
3) к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со статьей 47.4 настоящего Федерального закона;
4) к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае необходимости соответствующие органы охраны объектов культурного наследия, определенные пунктом 7 настоящей статьи, вправе устанавливать дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия.
В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В силу ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены ст. 12 Гражданского кодекса РФ, в том числе защита гражданских прав может осуществляться путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Сторона, заинтересованная в защите своего нарушенного права, вправе выбрать способ его защиты, эффективность которого обусловлена среди прочего характером нарушенного права и природой каждого способа защиты. ГК РФ не ограничивает субъекта в выборе способа защиты нарушенного права. Граждане и юридические лица в силу ст. 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, но избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения и в конечном счете привести к восстановлению нарушенного права.
Обращаясь к ответчикам с настоящим иском, истец просит суд обязать всех ответчиков провести противоаварийные работы по защите объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия в порядке установленном ст. 45 Федерального закона №-Ф3 - в срок шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; получить в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», в службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> - в срок два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», согласно п. 1 статьи 308.3, статье 396 ГК РФ, в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 309 и 310 ГК РФ должник не вправе произвольно отказаться от надлежащего исполнения обязательства.
При предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным.
Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения ГК РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 308.3 ГК РФ, в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с действующими положениями ГК РФ требование об исполнении в натуре является по общему правилу средством защиты в рамках любого правоотношения. В то же время для его реализации необходимо соблюдение ряда условий, одним из которых выступает возможность исполнения обязательства.
Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.12.2002 г. № 3782/97 было отмечено, что понуждение ответчика к исполнению обязательства в натуре требует выяснения двух обстоятельств: возможности реального исполнения обязательства исходя их положений Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и возможности реальной защиты нарушенного права посредством осуществления такого способа защиты права. Помимо этого, Президиум указал на необходимость определения порядка, механизма и сроков исполнения обязательства.
Невозможность исполнения является одним из оснований, препятствующих удовлетворению обязательств в натуре.
Как указано выше, охранные обязательства выданы ответчиками в отношении жилых помещений, принадлежащим им на праве собственности, входящих в состав жилого дома по адресу: <адрес>, в связи с чем, собственники жилых помещений несут обязательства в пределах принятых охранных обязательств.
В соответствии со ст. 56.1 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства.
В случае, если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в отношении объекта культурного наследия в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нем, а также общего имущества в многоквартирном доме.
Охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Охранные обязательства, содержащие требования в отношении жилых помещений в многоквартирном доме, подлежат выполнению собственниками таких жилых помещений.
Охранное обязательство, содержащее требования в отношении жилого помещения в многоквартирном доме, занимаемого по договору социального найма, подлежит выполнению нанимателем указанного помещения.
Охранное обязательство, содержащее требования в отношении общего имущества многоквартирного дома, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежит выполнению наймодателем жилого помещения по договору социального найма.
Охранные обязательства, содержащие требования в отношении жилых и нежилых помещений специализированного жилищного фонда, подлежат выполнению лицами, к компетенции которых относится принятие решений о предоставлении гражданам указанных помещений.
Истцом не конкретизированы требования в части действий каждого из ответчиков по выполнению противоаварийных работ, объем указанных работ и степень участия каждого собственника в проведении таких работ, несмотря на то, что такое право истцу было разъяснено.
Кроме того, объект недвижимого имущества, в отношении которого заявлено истцом – амбар <адрес> в усадьбе <адрес>, является отдельностоящим зданием от жилых домов литер А и литер Б <адрес> в <адрес>.
По материалам инвентаризации БТИ, на кадастровый учет по адресу: <адрес> поставлено два жилых многоквартирных дома с литерами <адрес> Заявленный в спор объект – Амбар (<адрес> на кадастровом учете не состоит. На кадастровом учете, отраженном на официальном сайте Росреестра, значатся только жилые дома.
Таким образом, спорный объект – амбар, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> - на кадастровом учете не стоит.
В соответствии с требованиями земельного законодательства, и Федерального закона № от 13.07.2015г. «О государственной регистрации недвижимости», объект, нежилое строение, должно быть надлежащим образом откоординировано в границах земельного участка, на котором расположен. Затем, объект может быть поставлен на кадастровый учет и зарегистрировано право собственности.
На собственника объекта могут быть возложены предусмотренные действующим законодательством обязанности по содержанию, распоряжению, владению своим имуществом.
Доводы истца о том, что в здании – Амбаре по адресу: <адрес>, <адрес> находятся инженерные системы и коммуникации, обслуживающие дома с литером А и Б по <адрес>, в <адрес>, в связи с чем, он является общим имуществом собственников квартир в жилых домах с литерами А и Б <адрес> в <адрес>, не принимается судом, поскольку в обоснование данного довода не представлено каких-либо доказательств, в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона №-Ф3, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу ст. 45 Федерального закона №-Ф3, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются, в том числе региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.
Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Порядок подготовки и согласования проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, порядок утверждения формы разрешения и выдачи разрешения на проведение работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
На момент подачи иска, какие-либо виды работ по сохранению объекта культурного наследия и сроки их проведения ответчикам не определены и с ними не согласованы. Вместе с тем, пункт 3 статьи 45 Закона № 73-ФЗ устанавливает, что задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта.
Порядок выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержден Приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ N 1278.
Настоящий порядок выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия определяет процедуру выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия.
В соответствии с п. 4 Порядка заявителем на получение Задания является собственник (физическое лицо либо юридическое лицо) или иной законный владелец объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия.
Согласно п. 6 Порядка выдача Задания в отношении объектов культурного наследия, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, осуществляется соответствующим Органом охраны объектов культурного наследия на основании следующих документов: 1) заявление о выдаче Задания (приложение N 2 к Порядку), подписанное уполномоченным лицом; 2) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о выдаче Задания, копия документа, подтверждающего право собственности или владения.
Пунктом 7 Порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержден Приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ N 1278, предусмотрена возможность отказа в выдаче задания.
Отказ в выдаче Задания осуществляется соответствующим Органом охраны объектов культурного наследия в срок не более 30 рабочих дней с даты регистрации документов (присвоения входящего номера) в Органе охраны объектов культурного наследия в следующих случаях: 1) указанные в заявлении работы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и правовых актов субъектов Российской Федерации в области сохранения объектов культурного наследия, а также требованиям охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в Реестр; 2) заявление о выдаче Задания подписано неуполномоченным лицом; 3) не представлены документы, указанные в подпункте 2 пункта 6 настоящего Порядка.
Таким образом, действующим нормативным актом предусмотрена возможность отказа в выдаче задания, при наличии определенных оснований, и данное решение принимается органом государственной власти, не зависит от воли заявителя.
Порядок подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия утвержден приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ N 1749.
Процедуре согласования проектной документации предшествует ее экспертиза.
В соответствии с п. 3 Порядка, для согласования проектной документации Органу охраны объектов культурного наследия необходимы следующие документы: 1) заявление о согласовании проектной документации по рекомендуемому образцу (Приложение N 1 к Порядку), подписанное руководителем юридического лица, физическим лицом, либо их уполномоченными представителями (далее - Заявитель), подлинник в 1 (одном) экземпляре;2) положительное заключение акта государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, подлинник в 2 (двух) экземплярах на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF); 3) проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, подлинник, в прошитом и пронумерованном виде в 2 (двух) экземплярах на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF); 4) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление (выписка из приказа о назначении на должность либо доверенность на право подписи (для юридического лица), копия документа, подтверждающего право собственности или владения (для физического лица).
Таким образом, все процедуры по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия носят регламентированный административный характер.
Ответственность за нарушение обязательств предусмотрена главой 25 ГК РФ.
Исполнение обязательства в натуре как мера ответственности применяется к должнику в случае, если речь идет о ненадлежащем исполнении.
В отношении объектов культурного наследия законодательно предусмотрена разработка охранных обязательств на основании нормативных требований к сохранению объекта культурного наследия, с обязательным составлением акта его технического обследования, которые должны обеспечить его сохранение, содержание и использование. Охранные обязательства определяются с учетом вида объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования на дату выдачи.
Судом установлено, что как до регистрации объекта культурного наследия «Городская усадьба», кон. ХIХ в., нач. ХХ в. По адресу: <адрес>, <адрес>, в качестве объекта культурного наследия регионального наследия (26.04.2017г.), так и на момент рассмотрения дела судом, какие-либо виды работ по сохранению объекта культурного наследия и сроки их проведения ответчикам не определены и с ними не согласованы, доказательств обратного истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ в материалы дела не представлено.
Проанализировав фактические обстоятельства дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что без определения объема работ по проведению противоаварийных работ в отношении объекта культурного наследия и степени участия каждого собственника в проведении таких работ, при отсутствии согласования работ по сохранению объекта культурного наследия и сроков их проведения с ответчиками, возложение на них обязанности получить в Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по адресу: <адрес>, <адрес> является преждевременным.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Истцом не указано на конкретные действия, которые каждый из ответчиков должен выполнить в части сохранения объекта культурного наследия, в связи с чем, избранный истцом способ защиты права не приведет к его восстановлению.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области к Жигулину Г.М., Жигулиной Т.В., Миромановой О.Б., Сухановой Е.А., Алтыник Н.В., Алтыник В.Н., Алтыник Н.Н., Алтыник Г.А., Мокроусовой И.М., Непомнящих И.А. об обязании провести противоаварийные работы по защите объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия в порядке установленном ст. 45 Федерального закона №73-Ф3 - в срок шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, получить в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», в службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> - в срок два месяца со дня вступления решения суда в законную силу – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья А.М. Тимофеева
Мотивированный текст решения изготовлен 24.10.2017г. Судья.