8 499 577 04 24
Бесплатная консультация Москва
8 800 511 38 27
Другие регионы РФ

Решение суда об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке № 2-860/2017 ~ М-330/2017

Смотреть все судебные практики о Другие жилищные споры

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 марта 2017 года                             г. Иркутск

Кировский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Безъязыковой М.Л., при секретаре судебного заседания Ворониной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-860/2017 по исковому заявлению Седых Е.Г., действующей в интересах Овчинникова Э.И., к Администрации г. Иркутска об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Седых Е.Г. обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с иском в интересах Овчинникова Э.И., к Администрации г. Иркутска, требуя обязать ответчика предоставить во внеочередном порядке на условиях договора социального найма Овчинникову Э.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с составом семьи в количестве 4 человек (мать – Седых Е.Г., брат – Желонкин М.В., отчим – Желонкин В.Н.) благоустроенное жилое помещение площадью не менее 75 кв.м., в составе не менее 2 комнат.

В обоснование требований указано, что Овчинникову Э.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была установлена первая группа инвалидности с детства, что подтверждается справкой МСЭ-2014 №. Согласно выписке из протокола врачебной комиссии Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Иркутский областной психоневрологический диспансер» № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Овчинников Э.И. страдает хроническим заболеванием, которое подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ Овчинников Э.И. признан недееспособным Распоряжением Межрайонного управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 № от ДД.ММ.ГГГГ, опекуном признанного недееспособным Овчинникова Э.И. назначена мать – Седых Е.Г. Приказом начальника департамента правовой работы аппарата администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № признаны малоимущими и приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, Овчинников Э.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с составом семьи (мать – Седых Е.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, брат – Желонкин М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения). Этим же приказом Овчинников Э.И. был включен в список граждан, имеющих права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Приказом начальника департамента правовой работы администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № в состав семьи Овчинникова Э.И. включен отчим – Желонкин В.Н. ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию г. Иркутска было подано обращение по вопросу обоснования причин, по которым жилое помещение Овчинникову Э.И. с составом семьи в количестве 4 человек до настоящего времени не предоставлено в нарушение установленного принципа на внеочередное его получение. В ответ на поступившее обращение ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Иркутска указано на отсутствие финансирования, несмотря на то, что предоставление жилого помещения истцу не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств.

Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 03 февраля 2017 г. к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Желонкин М.В., Желонкин В.Н.

В судебном заседании истица Седых Е.Г., ее представитель Климова И.И., допущенная к участию в деле на основании устного ходатайства истицы, заявленные требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить их по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации г. Иркутска Пачу М.В., уведомленная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, обратилась с ходатайством о рассмотрении дела без ее участия, представила в материалы дела письменные возражения на исковое заявление, согласно которым просила отказать в удовлетворении исковых требований Седых Е.Г., поскольку обеспечение жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, установленными Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 г. не относится к полномочиям администрации г. Иркутска. Возложение на администрацию г. Иркутска, не обеспеченную средствами соответствующего бюджета, указанной обязанности, влечет причинение убытков бюджету г. Иркутска.

Представитель третьего лица Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 Мамонов И.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования Седых Е.Г. по отношению к Администрации г. Иркутска полагал подлежащими удовлетворению.

Третьи лица Желонкин М.В., Желонкин В.Н., уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела без их участия. При этом в ходе судебного разбирательства по делу Желонкин В.Н. полагал заявленные истицей требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив все представленные по делу письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 10, 13, 14 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относятся определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ).

В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 01.03.2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» во исполнение ст. 51 ЖК РФ утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, где указаны хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Согласно части 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 указанной статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Судом установлено, что решением Свердловского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ Овчинников Э.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был признан недееспособным.

Распоряжением Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 от ДД.ММ.ГГГГ №, над недееспособным Овчинниковым Э.И. была установлена опека.

Опекунами Овчинникова Э.И., согласно указанному постановлению от ДД.ММ.ГГГГ №, были назначены Седых Е.Г. и Штогрин А.В.

Реализуя свои права опекуна Седых Е.Г. обратилась в суд с настоящим иском в интересах Овчинникова Э.И.

Из материалов дела следует, что Овчинников Э.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет заболевание, которое включено в Перечень, установленный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», что подтверждается выписками из протокола ВК ОГБУЗ «Иркутский областной психоневрологический диспансер» № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, представленными в материалы дела.

Согласно справке серии МСЭ-2014 №, Овчинникову Э.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была установлена инвалидность первой группы «инвалид с детства».

Как усматривается из справки отдела адресно – справочной работы УВМ ГУ МВД России по Иркутской области № от ДД.ММ.ГГГГ, Овчинников Э.И. зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

Указанное жилое помещение было предоставлено ФИО11, ФИО12, Седых Е.Г., Желонкину М.В., Овчинникову Э.И., в целях выполнения мероприятий по реализации муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города Иркутска в 2013 – 2016 г.г. в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-Фз «О фонде содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства», на 2014 г., утвержденной постановлением администрации г. Иркутска от 24.04.2013 г. № 031-06-841/13-1, муниципальным образованием г. Иркутск по акту, составленному и подписанному сторонами ДД.ММ.ГГГГ

Как усматривается из поквартирной карточки и справки паспортного стола Ленинского округа МКУ «Сервисно – регистрационный центр» № № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющихся в материалах дела, в указанную квартиру, помимо Овчинникова Э.И., страдающего хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, были вселены ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Седых Е.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО12,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Штогрин А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и несовершеннолетний Желонкин М.В,. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

По сведениям, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и ОГУП «ОЦТИ – Областное БТИ» на запросы суда, сведений о принадлежности объектов недвижимого имущества Овчинникову Э.И. не имеется.

Приказом начальника департамента правовой работы аппарата Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №, Овчинников Э.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, с составом семьи из 3 человек (мать – Седых Е.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, брат – Желонкин М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения). Кроме того, Овчинников Э.И. был включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Приказом начальника департамента правовой работы аппарата администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № признан малоимущим и принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включен в состав семьи Овчинникова Э.И., принятого на указанный учет приказом начальника департамента правовой работы аппарата администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №, отчим Желонкин В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>.

Согласно ответу администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № на обращение опекуна Овчинникова Э.И. – Штогрина А.В. по вопросу обеспечения Овчинникова Э.И. во внеочередном порядке, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 г. осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В силу п.п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации – законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Положениями п. 3 ст. 20 вышеназванного Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на цели материальных ресурсов и финансовых средств. На основании изложенного, 24.06.2016 г. и 22.08.2016 г. администрацией г. Иркутска с целью решения жилищной проблемы инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в администрации города Иркутска и включенных в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, направлены письма с просьбой рассмотреть возможность выделения денежных средств из бюджета Иркутской области для решения особо значимого социального вопроса. В настоящее время средства на приобретение жилья инвалидам, вставшим на учет после 01.01.2005 г., из бюджета Иркутской области в бюджет города Иркутска не поступали. В связи с чем, приобрести жилое помещение и обеспечить Овчинникова Э.И. жильем до поступления средств из бюджета области не представляется возможным.

Вместе с тем, принимая во внимание, что Овчинников Э.И., будучи не способен понимать значения своих действий и руководить ими, был признан недееспособным, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при наличии которого невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, отдельной жилой площадью не обеспечен, суд приходит к выводу о наличии у Овчинникова Э.И. права на внеочередное предоставление жилья, в связи с чем, находит заявленные его опекуном требования к Администрации г. Иркутска о возложении обязанности предоставить Овчинникову Э.И. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в г. Иркутске, подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что исполнение обязанности по предоставлению гражданам, имеющим заболевания, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не относится к полномочиям органов местного самоуправления, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей – инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей – инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Смотреть все судебные практики о Другие жилищные споры

Статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» подлежит применению в системной взаимосвязи с положениями этого же Федерального закона и нормами жилищного законодательства.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 28.2 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Законом Иркутской области от 04.04.2008 г. № 6-оз «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области", предусмотрены категории граждан, для которых определяется форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем.

В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области от 04.04.2008 г. № 6-оз «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области", форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем определяется для следующих категорий граждан, имеющих право на обеспечение жильем:

1) отдельных категорий ветеранов и членов их семей - в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ);

2) инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, - в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 4(1) Закона Иркутской области от 4 апреля 2008 года N 6-оз "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области", статьей 21 Устава Иркутской области, Положением о министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 18 сентября 2009 года N 261/40-пп, уполномоченным на предоставление таких выплат органом определено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 13.08.2014 N 123-мпр "Об организации предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям ветеранов и членов их семей" (вместе с "Положением об организации предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям ветеранов и членов их семей").

При этом внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не устанавливает.

Предоставление гражданам жилых помещений в соответствии со ст. 4 Закона " Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области" осуществляется путем приобретения жилых помещений в собственность граждан с использованием социальных выплат, в то время как вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма относятся к компетенции органов местного самоуправления.

На основании п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Иркутской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма» № 127-оз от 17.12.2008г. граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения органом, осуществляющим ведение учета.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 указанного Закона учет ведется по спискам, сформированным отдельно в отношении каждой категории граждан, указанной в статье 2 настоящего Закона, и в отношении граждан, имеющих в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации право на получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди.

В соответствии со ст. 7 указанного Закона право состоять на учете сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации оснований снятия их с учета.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

При этом в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения    муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 12 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения у вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1563-0-0).

В согласовании с изложенными нормами находится и часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающая, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 2 пункта 2.2 Определения от 17 декабря 2009 года N 1563-0-0, содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, является в силу совокупности условий, содержащихся в Конституции Российской Федерации (статья 12,40, 130 (часть 1), 132 (часть 1), Федеральном законе от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (включая статьи 2, 14, 16, 50), Жилищном кодексе Российской Федерации (статьи 14, 19, 49, 51, 57), полномочием органа местного самоуправления.

Иной порядок обеспечения малоимущих граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, действующим законодательством не определен.

Предметом данного гражданского спора является предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, которое отнесено федеральным законодателем для категории малоимущих граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, страдающих тяжелыми видами хронических заболеваний, к полномочиям органа местного самоуправления. При этом для правильного разрешения данного спора с участием физического лица не имеет правового значения источник финансирования расходных обязательств соответствующего бюджета.

При этом, суд также учитывает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

Согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена решением Думы г.Иркутска от 05 июля 2005г. № 004-20-140161/5 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Иркутске» и составляет 15,0 кв.м общей площади на одного человека.

На основании ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

Выпиской из протокола ВК ОГБУЗ «Иркутский областной психоневрологический диспансер» № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается право Овчинникова Э.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдающего хроническим заболеванием, на дополнительную площадь.

Таким образом, суд полагает возможным возложить на Администрацию г. Иркутска обязанность предоставить Овчинникову Э.И. по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к г. Иркутску в черте г. Иркутска, площадью не менее 30 кв.м., с учетом права на дополнительную площадь.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для возложения обязанности на ответчика предоставить жилое помещение на состав семьи (мать – Седых Э.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, брат – Желонкин М.В,. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отчим – Желонкин В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения), поскольку к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, относится Овчинников Э.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, тогда как иные члены его семьи таким правом не обладают. Таким образом, исковые требования о предоставлении Овчинникову Э.И. во внеочередном порядке по договору социального найма жилого помещения площадью не менее 75 квадратных метров в черте г. Иркутска на состав семьи из 4 человек, противоречат положениям п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Седых Е.Г. – удовлетворить частично.

Возложить на Администрацию г. Иркутска обязанность предоставить во внеочередном порядке Овчинникову Э.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на условиях социального найма жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к г. Иркутску в черте г. Иркутска, площадью не менее 30 кв.м., с учетом права на дополнительную площадь.

В удовлетворении оставшейся части заявленных требований о внеочередном предоставлении жилого помещения площадью не менее 75 квадратных метров в черте г. Иркутска на состав семьи из 4 человек, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                      М.Л. Безъязыкова

Мотивированный текст решения изготовлен 31 марта 2017 г.

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по жилищным вопросам с 10 по 21 января 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.