РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2017 года г. Иркутск
Кировский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Безъязыковой М.Л., при секретаре судебного заседания Ворониной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Степановой Т. Ю., действующей в интересах несовершеннолетнего Степанова И. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Администрации <адрес> об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Степанова Т.Ю. обратилась в Кировский районный суд <адрес> с иском в интересах несовершеннолетнего Степанова И. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Администрации <адрес>, требуя обязать ответчика предоставить Степанову И. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма жилого помещения, находящееся в <адрес>, отвечающее установленным требованиям, учетной площадью не менее <данные изъяты> кв.м.
В обоснование требований указано, что Степанов И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком – инвалидом, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ и ему установлена ЕДВ по категории «Дети – инвалиды» в связи с имеющимся у него хроническим заболеванием, которое подпадает под действие постановления Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 п. 3 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». ДД.ММ.ГГГГ Степанова Т.Ю. обратилась с заявлением на имя начальника департамента правовой работы аппарата администрации <адрес> о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, состоящей из 3-х членов семьи: Степанова Т.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (мать), Степанов И. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (сын), <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочь). ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника департамента правовой работы аппарата Администрации <адрес> № принято решение о признании малоимущими и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Степанову Т.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающую по адресу: <адрес>, составом семьи, состоящей из трех человек: <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочь), Степанов И. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (сын). Учетный номер Степановой Т.Ю. по городу – 8244. Степанов И.С. включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения на основании ч. 2 ст. 52 ЖК РФ и п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Истица с детьми зарегистрирована по адресу: <адрес>. Указанный дом является одноквартирным, однокомнатным, неблагоустроенным, в котором зарегистрировано 6 человек. ДД.ММ.ГГГГ истица обратился к ответчику с заявлением о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения и сообщении учетного номера очереди, в которой состоит ее сын. ДД.ММ.ГГГГ истицей был получен ответ № о том, что учетный номер семьи по городу – №, а Степанов И.С. включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма под номером – №. ДД.ММ.ГГГГ истица снова обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, на которое был получен отказ в форме ответа на обращение за № от ДД.ММ.ГГГГ
Определением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства <адрес>.
В судебном заседании истица Степанова Т.Ю. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации г. Иркутска Меренкова Н.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований Степановой Т.Ю. по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. Суду объяснила, что обеспечение жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, не относится к полномочиям администрации г. Иркутска. Возложение на администрацию г. Иркутска, не обеспеченную средствами соответствующего бюджета, указанной обязанности, влечет причинение убытков бюджету г. Иркутска.
Представитель третьего лица Правительства Иркутской области Сокольникова Ю.С., уведомленная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, обратилась с ходатайством о рассмотрении дела без ее участия, представила в материалы дела письменные возражения, в которых указала, что обеспечением жильем граждан, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Третье лицо Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, уведомленное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направило, о причинах их неявки суд в известность не поставило, письменных возражений относительно исковых требований в материалы дела не представило.
Выслушав участников процесса, исследовав и оценив все представленные по делу письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 15 Конституции РФ Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Данный конституционный принцип выражается в трех юридических возможностях: стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм международного права).
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В соответствии со ст. 10, 13, 14 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относятся определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ).
В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 01.03.2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» во исполнение ст. 51 ЖК РФ утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, где указаны хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Согласно части 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 указанной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Судом установлено, что сын истицы ФИО8 - несовершеннолетний Степанов И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает заболеванием, которое включено в Перечень, установленный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», что подтверждается выпиской из протокола ВК ОГБУЗ «<адрес> психоневрологический диспансер» № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справке серии МСЭ-2015 №, несовершеннолетнему Степанову И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была установлена группа инвалидности – категория «ребенок – инвалид».
Справкой УПФ РФ (ГУ) в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Степанов И.С. является получателем пенсии по инвалидности.
Как усматривается из справки отдела адресно – справочной работы УВМ ГУ МВД России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетний Степанов И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Указанный жилой дом принадлежит на праве собственности ФИО9, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес>, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из справки паспортного стола <адрес> МКУ «Сервисно – регистрационный центр» № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющихся в материалах дела, в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, помимо Степановой Т.Ю., ее дочери <данные изъяты> и ее сына Степанова И.С., страдающего хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, зарегистрирована сестра истицы - <данные изъяты> которой принадлежит данное жилое помещение, вместе со своей семьей: мужем <данные изъяты> и дочерью <данные изъяты>
По сведениям, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и ОГУП «ОЦТИ – Областное БТИ» на запросы суда, сведений о принадлежности объектов недвижимого имущества <данные изъяты>., <данные изъяты> и <данные изъяты> не имеется.
Приказом начальника департамента правовой работы аппарата администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № признана малоимущей и принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Степанова Т.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес>, составом семьи три человека: дочь – <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын – Степанов И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Степанов И.С. был включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Согласно информационной справке начальника департамента правовой работы аппарата Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Степанова Т.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составом семьи три человека: сын – Степанов И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете граждан, в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в Администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа начальника департамента правовой работы аппарата администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Учетный номер Степановой Т.Ю. по <адрес> – №. На основании п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ Степанов И.С. включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Согласно ответу администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на обращение Степановой Т.Ю. по вопросу предоставления информации об очередности предоставления ее семье жилого помещения по договору социального найма, учетный номер истицы по <адрес> – 8234. Номер Степанова И.С. – №.
Согласно ответу администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на обращение Степановой Т.Ю. по вопросу обеспечения жилым помещением во внеочередном порядке, полномочия по обеспечению жильем инвалидов отнесено к совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилищный кодекс РФ, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях указанной категории граждан, не возлагает дополнительной обязанности по обеспечению инвалидов жильем во внеочередном порядке. Применительно к инвалидам, вставшим на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечение жильем должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, то есть бюджета <адрес>. Средства на обеспечение жильем инвалидов в бюджет <адрес> не поступают, несмотря на неоднократные обращения администрации <адрес> о выделении денежных средств для приобретения жилья указанной категории граждан.
Из пояснений истицы Степановой Т.Ю. в судебном заседании следует, что на момент рассмотрения спора, в связи с имеющимся у ее сына хроническим заболеванием, она вынуждена была выехать из жилого дома, принадлежащего ее сестре, и снять отдельное жилое помещение, заключив ДД.ММ.ГГГГ договор коммерческого найма.
По условиям представленного истицей в материалы дела договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между <данные изъяты> (наймодатель) и Степановой Т.Ю. (наниматель), наймодатель предоставляет нанимателю помещение, состоящее из 1 комнаты, расположенное по адресу: <адрес>, за плату, во временное пользование в целях проживания (п. 1.1).
Принимая во внимание, что несовершеннолетний Степанов И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком – инвалидом, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при наличии которого невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, отдельной жилой площадью не обеспечен, суд приходит к выводу о наличии у него права на внеочередное предоставление жилья, в связи с чем, находит заявленные прокурором <адрес> требования к Администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить Степанову И.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в <адрес>, подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что исполнение обязанности по предоставлению гражданам, имеющим заболевания, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не относится к полномочиям органов местного самоуправления, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ответу Министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на запрос суда, в списках граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, переданных администрациями муниципальных образований <адрес>, персональные данные Степановой Т.Ю. и ее несовершеннолетнего сына Степанова И.С. не значатся. Мера социальной поддержки по обеспечению жилым помещением в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в <адрес>» Степанову И.С. не предоставлялась.
Инвалиды и семьи, имеющие детей – инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей – инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» подлежит применению в системной взаимосвязи с положениями этого же Федерального закона и нормами жилищного законодательства.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 28.2 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Законом Иркутской области от 04.04.2008 г. № 6-оз «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области", предусмотрены категории граждан, для которых определяется форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области от 04.04.2008 г. № 6-оз «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области", форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем определяется для следующих категорий граждан, имеющих право на обеспечение жильем:
1) отдельных категорий ветеранов и членов их семей - в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ);
2) инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, - в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 4(1) Закона Иркутской области от 4 апреля 2008 года N 6-оз "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области", статьей 21 Устава Иркутской области, Положением о министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 18 сентября 2009 года N 261/40-пп, уполномоченным на предоставление таких выплат органом определено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 13.08.2014 N 123-мпр "Об организации предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям ветеранов и членов их семей" (вместе с "Положением об организации предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям ветеранов и членов их семей").
При этом внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не устанавливает.
Предоставление гражданам жилых помещений в соответствии со ст. 4 Закона " Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области" осуществляется путем приобретения жилых помещений в собственность граждан с использованием социальных выплат, в то время как вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма относятся к компетенции органов местного самоуправления.
На основании п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Иркутской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма» № 127-оз от 17.12.2008г. граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения органом, осуществляющим ведение учета.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 указанного Закона учет ведется по спискам, сформированным отдельно в отношении каждой категории граждан, указанной в статье 2 настоящего Закона, и в отношении граждан, имеющих в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации право на получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди.
В соответствии со ст. 7 указанного Закона право состоять на учете сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации оснований снятия их с учета.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
При этом в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 12 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения у вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1563-0-0).
В согласовании с изложенными нормами находится и часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающая, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 2 пункта 2.2 Определения от 17 декабря 2009 года N 1563-0-0, содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, является в силу совокупности условий, содержащихся в Конституции Российской Федерации (статья 12,40, 130 (часть 1), 132 (часть 1), Федеральном законе от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (включая статьи 2, 14, 16, 50), Жилищном кодексе Российской Федерации (статьи 14, 19, 49, 51, 57), полномочием органа местного самоуправления.
Иной порядок обеспечения малоимущих граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, действующим законодательством не определен.
Предметом данного гражданского спора является предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, которое отнесено федеральным законодателем для категории малоимущих граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, страдающих тяжелыми видами хронических заболеваний, к полномочиям органа местного самоуправления. При этом для правильного разрешения данного спора с участием физического лица не имеет правового значения источник финансирования расходных обязательств соответствующего бюджета.
При таких обстоятельствах, в целях обеспечения гарантий по социальной защите ребенка – инвалида, суд полагает возможным возложить на Администрацию <адрес> обязанность предоставить Степанову И.С. по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к г. Иркутску в черте г. Иркутска.
При этом рассматривая требования истицы о возложении обязанности на ответчика предоставить ее сыну жилое помещение площадью не менее 18 кв.м., суд не усматривает оснований для их удовлетворения.
Согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в <адрес>» и составляет 15,0 кв.м общей площади на одного человека.
Таким образом, несовершеннолетнему Степанову И.С. может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 15,0 кв.м.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
На основании ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Вместе с тем, доказательств наличия у несовершеннолетнего Степанова И.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, права на дополнительную площадь, в материалы дела не представлено, несмотря на то, что обязанность по доказыванию данного обстоятельства истице была разъяснена судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Степановой Т. Ю., действующей в интересах несовершеннолетнего Степанова И. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, – удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Администрацию <адрес> предоставить Степанову И. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма жилого помещения, находящееся в <адрес>, отвечающее установленным требованиям, площадью не менее <данные изъяты> кв.м.
В части требований по предоставлению жилого помещения большей площадью – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.Л. Безъязыкова
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ