РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 октября 2017 года город Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе
председательствующего судьи Бакановой О.А.,
при секретаре Даудовой Л.Х.,
с участием представителя истца Закарян Л.С. – Мамонова И.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3158/2017 по иску Закарян Л.С. к Министерству имущественных отношений Иркутской области об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Закарян Л.С. обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с иском к Министерству имущественных отношений Иркутской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям города Иркутска, находящееся в черте г.Иркутска, не ниже установленных норм, указав, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование исковых требований истец указала, что постановлением муниципального образования г. Усолье-Сибирское от ДД.ММ.ГГГГ № истец была принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Согласно уведомлению Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району от ДД.ММ.ГГГГ истец включена в список детей- сирот, подлежащими обеспечению жилыми помещениями в Иркутской области.
Согласно уведомлению Министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № № жилое помещение будет предоставлено истцу после приобретения его за счет финансовых средств федерального и областного бюджета.
Полагает, что данный ответ противоречит закону Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Как указывает истец, она проживает в г. Иркутске у дальнего одственника, не имеет в собственности жилых помещений, не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения. Согласно справке Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № от ДД.ММ.ГГГГ № закрепленное право пользование жилым помещением у истца отсутствует.
Просит суд обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям города Иркутска, находящееся в черте г.Иркутска, не ниже установленных норм.
В судебное заседание истец Закарян Л.С., уведомленная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явилась, реализовала свое право на участие в судебном заседании через представителя по доверенности.
В судебном заседании представитель истца Закарян Л.С. по доверенности Мамонов И.В. доводы искового заявления поддержал в полном объеме, настаивал на его удовлетворении.
В судебном заседании ответчик Министерство имущественных отношений Иркутской области, извещенный о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, отсутствует, изложило свою позицию в представленных в материалы дела письменных возражениях на исковое заявление, в которых указало, что обеспечение истца жилым помещением должно осуществляться в хронологической последовательности, исходя из даты обращения лица с заявлением в соответствующий орган, а возложение обязанности предоставить истцу жилое помещение повлечет нарушение прав других граждан, относящихся к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, вставших на учет ранее истца.
Третье лицо Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 в судебное заседание представителя не направило, согласно письменному отзыву поясняет порядок предоставления жилых помещений в хронологической последовательности, установленной согласно списку.
Определением суда о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
В судебное заседание третье лицо Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, уведомленное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представителей не направило, обратилось с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подп. "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), вступившим в силу с 01.03.2005г., и специальным законом - ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (далее по тексту ФЗ РФ № 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции РФ, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абз.1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
На момент рассмотрения дела отношения по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области регулируются специальным законом - Законом Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области».
Согласно ст. 2 Закона Иркутской области от 28.12.2012 N 164-ОЗ "О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области (далее Закон № 164-ОЗ) детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном статьей 3 настоящего Закона, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Иркутской области (далее - жилые помещения) по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, может быть увеличен (уменьшен) не более чем на 5 квадратных метров.
В случае отсутствия возможности предоставить жилое помещение общей площадью, указанной в абзаце первом настоящей части, жилое помещение может быть предоставлено детям-сиротам общей площадью более 33 квадратных метров в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление в сфере имущественных отношений (далее - орган по управлению имуществом).
Орган опеки и попечительства формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), в разрезе муниципальных образований Иркутской области, исходя из места жительства детей-сирот.
В список включаются дети-сироты, указанные в ч. 1 ст. 2 настоящего Закона и достигшие возраста 14 лет (далее в настоящей статье - лица) (п. п.1, 2 ст. 4 Закона № 164-ОЗ).
В целях предоставления детям-сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений формируется специализированный жилищный фонд Иркутской области для детей-сирот. Формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот осуществляется органом по управлению имуществом в порядке, установленном Правительством Иркутской области (ст. 5 Закона № 164-ОЗ).
В соответствии с настоящим Законом лицам, указанным в ч. 1 ст. 2 настоящего Закона, включенным в список, однократно предоставляются органом по управлению имуществом жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Орган по управлению имуществом формирует список на предоставление жилых помещений в хронологической последовательности исходя из даты обращения лиц, указанных в ч. 2 настоящей статьи (п.п. 1-3 ст. 6 Закона №-ОЗ).
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ родителями Закарян Л.С. являются ФИО9 (отец), ФИО10 (мать).
Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ мать истца ФИО6 умерла.
Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ отец истца ФИО5 умер.
Распоряжением Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Закарян Л.С. установлено попечительство, согласно п. 3 указанного распоряжения жилье у несовершеннолетней отсутствует.
В судебном заседании установлено, что постановлением муниципального образования г. Усолье-Сибирское от ДД.ММ.ГГГГ № истец Закарян Л.С. принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Согласно уведомлению Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району от ДД.ММ.ГГГГ истец включена в список детей- сирот, подлежащими обеспечению жилыми помещениями в Иркутской области.
Согласно уведомлению Министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № истец включена в список на предоставление жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по Иркутской области, учетный номер в данном списке №; в списке, сформированном в целях учета детей – сирот в разрезе муниципальных образований для определения потребности в формировании специализированного жилищного фонда Иркутской области, по г. Иркутску учетный номер истца – 297.
Согласно сведений отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована по адресу: <адрес>.
По сведениям, предоставленным МУП «БТИ г. Иркутска» на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ., сведений о принадлежности объектов недвижимого имущества Закарян Л.С. не имеется.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правах на объекты недвижимости, зарегистрированные в Едином государственном реестре недвижимости за Закарян Л.С., отсутствуют.
Из письма Министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № судом установлено, что учетный номер истца по г. Иркутску – №.
Вместе с тем, несмотря на то обстоятельство, что Закарян Л.С. была включена в список на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в г. Иркутске, судом установлено, что до настоящего времени жилым помещением истец не обеспечена.
Из представленных в материалы дела документов следует, что истец достигла возраста 18 лет и включена в списки на предоставление жилого помещения по месту жительства в г.Иркутске в ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, право истца Закарян Л.С. на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма подтверждено представленными в материалы дела доказательствами.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Статьей 6 Закона Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» установлен порядок предоставления детям – сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений.
Основанием для обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан является их нуждаемость, включение в список лиц которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и наступление определенного законом возраста.
По заявлению в письменной форме лиц указанной категории, включенных в список, достигших возраста 18 лет жилые помещения им предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из приведенных выше правовых положений следует, что законодатель связывает предоставление жилых помещений указанной категории лиц с такими юридическими фактами как достижение возраста 18 лет и окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Закарян Л.С. принята на учет для предоставления жилья, при этом, жилое помещение до настоящего времени ей не предоставлено.
Таким образом, истец на момент рассмотрения настоящего дела имеет нереализованное право на обеспечение жилым помещением.
В соответствии с положениями ст. 6 Закона Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области», определяющей порядок предоставления детям – сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, Министерство имущественных отношений Иркутской области рассматривает поступившее заявление о предоставлении жилого помещения и документы и принимает решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения либо об отказе в его предоставлении в течение тридцати календарных дней со дня обращения лица, включенного в список.
Однако, данные действия ответчиком Министерством имущественных отношений Иркутской области совершены не были.
Ответчиком не оспорено, что до настоящего времени истцом жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не получено, доказательств обратного суду не представлено, в материалах дела отсутствуют.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что все условия и обстоятельства, при которых у лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает право на предоставление жилого помещения, у Закарян Л.С. имеются.
Право истца на предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет и формирования списка, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Закарян Л.С. к Министерству имущественных отношений Иркутской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям города Иркутска, находящееся в черте г.Иркутска, не ниже установленных норм, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Закарян Л.С. – удовлетворить.
Обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области предоставить Закарян Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного применительно к условиям г. Иркутска, находящееся в черте г. Иркутска, общей площадью не менее 33 кв.м. (+-5) кв.м.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения будет изготовлен 07.10.2017 г.
Председательствующий О.А. Баканова
Мотивированный текст решения изготовлен 07.10.2017 г.