РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2017 года город Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Лукьяновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-805/2017 по исковому заявлению Волошиной М.А., Афанасьевой А.Б., Минаевой Т.А., Афанасьева А.Б. к администрации г. Иркутска об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к администрации г. Иркутска об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания в пределах города Иркутска.
В обоснование искового заявления истцы указали, что они проживают в жилом помещении, в котором нельзя проживать, квартира находится в аварийном состоянии, дом, в котором находится жилое помещение истцов, обветшал, разрушается. Истцы включены на очередь в список многодетных семей с ДД.ММ.ГГГГ года. Просят суд обязать администрацию г.Иркутска предоставить Волошиной М.А., Афанасьевой А.Б., Минаевой Т.А., Афанасьеву А.Б. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение взамен непригодного для проживания в черте г. Иркутска.
Определением суда от 14.03.2017г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Минаева М.А. в лице законного представителя Вершининой Т.В.
Истцы Волошина М.А., Минаева Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Истец Афанасьева А.Б. в судебном заседании отсутствует, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом.
Истец Афанасьев А.Б., законный представитель третьего лица Минаевой М.А.- В.Т. в судебном заседании отсутствуют, ходатайствуют о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третье лицо Минаева М.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что притязаний на жилое помещение по адресу: <адрес> не имеет, поставлена в очередь на получение жилого помещения как ребенок сирота.
Ответчик администрация г. Иркутска в судебном заседании отсутствует, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие, в письменном отзыве на иск исковые требования не признала.
Исследовав представленные по делу доказательства, в их совокупности суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 10, 13, 14 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относятся определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 01.03.2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Как следует из материалов дела, истцы проживают в жилом помещении № многоквартирного дома по адресу: <адрес>, пользуются жилым помещением на основании договора социального найма жилого помещения, что следует из ордера № серии АБ, выданного исполнительным комитетом Куйбышевского городского Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ. гражданке Минаевой (Волошиной) М.А.. Однокомнатная квартира, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> было предоставлено Минаевой (Волошиной) М.А., ее сыну М.Р., дочери Минаевой Т.А., дяде О.В.
Член семьи нанимателя О.В., согласно свидетельству о смерти I-СТ № от <данные изъяты>
Член семьи нанимателя М.Р., согласно свидетельству о смерти II-СТ № от <данные изъяты>
Согласно поквартирной карточке в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированы: Волошина М.А. ДД.ММ.ГГГГ.р. с ДД.ММ.ГГГГ., внучка – Афанасьева А.Б. ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ., дочь Минаева Т.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ., сын Афанасьев А.Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в поквартирной карточке указана внучка несовершеннолетняя Минаева М.А., сведения о регистрации которой, в карточке отсутствуют.
В настоящее время Минаева М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. обучается в ГБПОУ «<данные изъяты>» по очной форме, на бюджетной основе, на втором курсе, <данные изъяты>. Находится на полном государственном обеспечении, <данные изъяты>
Приказом управления от ДД.ММ.ГГГГ. №/од несовершеннолетней Минаевой М.А. назначен опекун – ее родная бабушка Волошина М.А. и сохранено право пользование жилым помещением по адресу: <адрес>.
Распоряжением Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству г. Иркутска №/ру от ДД.ММ.ГГГГ. п. 3 Приказа управления от ДД.ММ.ГГГГ. №/од, в части сохранения за несовершеннолетней Минаевой М.А. права пользование жилым помещением по адресу: <адрес>, отменен. Опекуна Волошина М.А. обязали обратиться в отдел учета и предоставления жилья департамента правовой и кадровой работы аппарата администрации г.Иркутска для внесения несовершеннолетней в единый список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Распоряжением межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № от ДД.ММ.ГГГГ. №-рц, над несовершеннолетней Минаевой М.А. установлено попечительство. Попечителем назначена В.Т. Минаева М.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области по иркутскому районному муниципальному образованию.
Таким образом, у несовершеннолетней Минаевой М.А. право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, прекращено и возникло право на получение жилого помещения как ребенка, оставшегося без попечения родителей, в связи с чем, оснований полагать, что вынесенным решением по настоящему делу будут нарушены права несовершеннолетней Минаевой М.А., не имеется.
По сведениям БТИ г.Иркутска Волошина М.А. какого-либо жилого помещения в собственности не имеет.
Распоряжением комитета по управлению Правобережным округом администрации г. Иркутска № от ДД.ММ.ГГГГ. Минаева Волошина М.А., на основании личного заявления включена в очередь в список многодетных семей на получение жилого помещения, номер очереди №.
Заключением № от ДД.ММ.ГГГГ. Межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
При разрешении заявленных требований суд учитывает следующее.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Разделом IV Положения предусмотрен Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации перечислены категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе и гражданам, жилые помещения, которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания.
Таким образом, частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрены исключения из общего правила предоставления жилых помещений гражданам в них нуждающихся.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм и установления судом того обстоятельства, что жилое помещение признано непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГг. и распоряжения заместителя мэра г. Иркутска, которые не оспорены и незаконными не признаны, Андреевы состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, у органа местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
При этом признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
При указанных обстоятельствах доводы администрации г. Иркутска, что для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке, помимо признания жилого помещения непригодным для проживания необходимо также признание жилого помещения неподлежащим ремонту и реконструкции основаны на неверном толковании права, противоречат п. 47 Положения, в котором содержится исчерпывающий перечень решений, которые могут быть приняты межведомственной комиссией, не предусмотрено принятие такого решения как признание жилого помещения не подлежащим ремонту и реконструкции. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ответчику надлежало разрешить вопрос о предоставлении истцу жилого помещения вне очереди на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом требований статей 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Право на предоставление жилого помещения в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания имеют все проживающие в данном жилом помещении граждане.
Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и норма предоставления жилого помещения не применяется.
При этом, как указал Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при предоставлении жилых помещений по основаниям ст.ст. 86 - 88 ЖК РФ, предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, поскольку такое помещение предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства такие как учетная норма жилья на одного человека, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах доводы истцов о предоставлении им двухкомнатной квартиры не могут быть учтены.
Волошина М.А., Афанасьева А.Б., Афанасьев А.Б., Минаева Т.А. проживают в жилом помещении на условиях социального найма.
Согласно заключению МУП БТИ г. Иркутска по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м.
При указанных обстоятельствах, жилое помещение, которое должно быть предоставлено истцам на условиях социального найма и должно быть не менее <данные изъяты> кв.м.
Часть 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007г., предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.
Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Следовательно, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен определять срок, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Волошиной М.А., Афанасьевой А.Б., Минаевой Т.А., Афанасьева А.Б. удовлетворить.
Обязать администрацию г. Иркутска предоставить Волошиной М.А., Афанасьевой А.Б., Минаевой Т.А., Афанасьеву А.Б. вне очереди по договору социального найма пригодное для проживания жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в черте города Иркутска, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения изготовлен 27.03.2017г. Н.Н. Исакова