8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма в связи с расселением № 2-3877/2017 ~ М-3939/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело № 2-3877/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 октября 2017 года    город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Казанцевой Н.А. при секретаре судебного заседания Василёвой К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рау Л.М. к Администрации города Омска, департаменту жилищной политики Администрации города Омска об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма в связи с расселением,

УСТАНОВИЛ:

    Истец Рау Л.М. обратилась в суд с названным иском к ответчикам, в обоснование требований указав, что на основании ордера на жилое помещение № от 16 октября 1987 года истцу Pay (до брака - Храмовой) Л.М. была предоставлена <адрес>, состоящая из одной комнаты жилой площадью 9,0 кв.м. Квартира предоставлялась на состав семьи 2 человека, в том числе на дочь Храмову Ю.А. В настоящее время согласно копии лицевого счета в <адрес> постоянно зарегистрированы и проживают истица с членами семьи составом 5 человек: Рау Л.М. – наниматель, Р.О.В. - муж, Р.Е.О. - сын, В.Ю.А. - дочь, В.Е.Е. - внук. Родство подтверждается свидетельствами о рождении, о заключении брака. Истец со своей семьей проживает в указанной квартире на условиях договора социального найма жилого помещения. Постановлением администрации города Омска от 08.07.2013 № 761-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» на основании заключения межведомственной комиссии города Омска от 29.05.2003 № 603, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом 1961 года постройки, двухэтажный, кирпичный, непригоден для эксплуатации с дальнейшим проживанием. Согласно постановления Администрации г. Омска от 08.07.2013 № 761-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» установлен срок для отселения физических лиц – до 29 мая 2015 года. В настоящее время истец и члены его семьи фактически проживают в аварийном доме в <адрес>, состоящей из одной комнаты жилой площадью 9 кв.м. Фактически в пользовании истца находится не только жилая комната, но и помещения общего пользования. Таким образом, общая площадь определяется путем сложения жилой площади комнаты и площади помещений общего пользования, приходящейся на долю истца и членов семьи, проживающих в помещении. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции е подлежат. Просит суд возложить на Администрацию города Омска обязанность по предоставлению истцу на условиях договора социального найма на состав семьи из пяти человек в связи со сносом дома, благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее, жилой – 9 кв. м, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта город Омск (л.д. 5-9).

В судебном заседании истец Рау Л.М. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснила, что жилую площадь комнаты указала согласно сведениям, содержащимся в ордере. В настоящее время в комнате проживают истец, ее муж и их сын Р.Е.О. Дочь истца с детьми временно проживают отдельно, так как дом в аварийном состоянии, фундамент дома разрушен, имеются трещины, потолки обваливаются. Просили иск удовлетворить.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, письменного отзыва не представили, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Третье лицо Р.О.В., действующий также в интересах своего несовершеннолетнего ребенка Р.Е.О., третье лицо В.Ю.А., действующая также в интересах своего несовершеннолетнего ребенка В.Е.Е., исковые требования Рау Л.М. поддержали, просили удовлетворить, дополнительно пояснили, что в их комнате имеются трещины к соседям, стены промерзают. В.Ю.А. после развода вместе со своими малолетним сыном В.Е.Е., 2005 года рождения, вынуждена снимать квартиру из-за боязни проживать в аварийном доме.

Представитель третьего лица департамента имущественных отношений Администрации города Омска, привлеченного судом, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, письменного отзыва не представили.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно п. 33 указанного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

- ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

- изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Из п. 34 указанного Положения следует, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 7 Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с распоряжением Мэра г. Омска от 24 марта 2006 г. № 93-р создана межведомственная комиссия г. Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно Своду правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» (введен в действие постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. № 153) ограниченно работоспособное состояние - категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации.

Недопустимое состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования.

Согласно п. 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения – о продолжении процедуры оценки;

- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Пункт 2 статьи 2 Федерального закона № 185-ФЗ определяет переселение граждан из аварийного жилищного фонда как принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В судебном заседании установлено, что комната <адрес> является собственностью муниципального образования городской округ город Омск (л.д. 63), что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества города Омска от 21.10.2015 г. (л.д. 61-64).

На основании заключения от 29.05.2013 № 603 межведомственной комиссии города Омска о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (л.д. 168-171), постановления Администрации города Омска от 08.07.2013 № 761-п «О сроках отселения физических лиц и юридических лиц в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» жилой дом № 7 по улице Сурикова в городе Омске признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения физических и юридических лиц – до 29.05.2015 г. (л.д. 58).

Техническое состояние указанного аварийного жилого дома приводится в отчете НТООО (л.д. 172-239).

В соответствии с частью 1 статьи 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

В судебном заседании установлено, что Храмова (после замужества Рау) Л.М. на основании ордера на жилое помещение серии № от 16.10.1987 года, выданного согласно решению № от 08.05.1987 года исполкома Куйбышевского райсовета на семью из 2-х человек, была вселена в <адрес> вместе со своей дочерью Храмовой (ныне Ващенко) Юлией Александровной (л.д. 73, 74, 75).

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Факт родства Ващенко (Храмовой) Юлии Александровны с Рау (Храмовой) Ларисой Михайловной подтверждается свидетельством о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому матерью Храмовой Ю.А. указана Храмова Л.М. (л.д. 14).

После заключения брака Храмовой Ю.А. с Ващенко Е.В. жене была присвоена фамилия «Ващенко», что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 18).

Согласно свидетельству о рождении у В.Ю.А. имеется сын В.Е.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 15).

Согласно свидетельству о заключении брака серии № от ДД.ММ.ГГГГ между Р.О.В. и Храмова Л.М. ДД.ММ.ГГГГ был заключен брак, с присвоением жене фамилии «Рау» (л.д. 17).

От указанного брака у истца имеется ребенок Р.Е.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 16).

Согласно копии лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО «УК ЖК», в <адрес> прописаны и проживают с ДД.ММ.ГГГГ Рау Л.М. - основной квартиросъемщик, с ДД.ММ.ГГГГ В.Е.Е. - внук, с ДД.ММ.ГГГГ В.Ю.А. - дочь, с ДД.ММ.ГГГГ Р.Е.О. - сын, с ДД.ММ.ГГГГ Р.О.В. – муж (л.д. 243).

Факт родства между истцом и третьими лицами Р.О.В., Р.Е.О., В.Ю.А. и В.Е.Е. и факт их регистрации по месту жительства в указанном жилом помещении ответчиком не оспорен, в связи с чем, указанные лица в силу закона признаются членам семьи истца.

Основания вселения, законность владения и пользования <адрес> ответчиком также не оспорены, доводов об отсутствии у семьи истца права на предоставление жилого помещения фонда социального использования ответчиком не приведено.

Согласно ответу Департамента жилищной политики администрации города Омска от 14.09.2017 г. № ДЖП/5415, Рау Л.М. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области не состоит. Рау Л.М. проживает в муниципальном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> состоящем из одной комнаты, общей площадью 16,3 кв.м, жилой площадью 10,8 кв.м., составом семьи 5 человек (она, муж, сын – Р.Е.О., дочь – В.Ю.А., Внук – В.Е.Е.). На основании заключения межведомственной комиссии города Омск от 29.05.2013 г. № 603 постановлением Администрации города Омска от 08.07.2013 г. № 761-п жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с указанным постановлением срок отселения физических и юридических лиц из указанного аварийного жилого дома установлен 29.05.2015 г. В связи с недостаточным финансированием и невключением указанного дома в адресную программу, жилые помещения для переселения из аварийного <адрес> семье Рау Л.М. не предлагались. Мероприятия по изъятию объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд и предоставлению возмещения осуществляется в отношении собственников жилых помещений, Рау Л.М. является нанимателем жилого помещения муниципального жилищного фонда (л.д. 51-53).

Указанные фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение прав Рау Л.М. и членов ее семьи обусловлено неправомерным бездействием Администрации <адрес> в связи с признанием жилого дома, в котором расположено жилое помещение, нанимателем которого является Рау Л.М., аварийным и подлежащим сносу и расселению.

Как следует из заключения межведомственной комиссии ДД.ММ.ГГГГ №, техническое состояние многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> оценено как аварийное, техническое состояние характеризуется повреждениями и деформациями, несущими опасность обрушения. В качестве итогового вывода межведомственной комиссией указано на то, что жилой <адрес> непригоден для эксплуатации с дальнейшим проживанием, является аварийным и подлежащим сносу (л.д. 54-56).

Проанализировав представленные сторонами доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд приходит к выводу, что состояние жилого <адрес> представляет опасность для жизни и здоровья проживающих в нем граждан. Признание жилого дома аварийным и подлежащим сносу предполагает, что иных показателей непригодности, при которых домостроение может быть приведено в состояние, пригодное для проживания (капитальный ремонт, реконструкция), не имеется.

Кроме того, органом местного самоуправления в установленном законом порядке признан факт непригодности жилого дома для проживания и принято на себя обязательство по расселению граждан путём включения домостроения в перечень домов, подлежащих сносу и расселению.

Исследуя вопрос о предпринятых Администрацией города Омска мерах по расселению жилого <адрес>, суд исходит из следующего.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного Федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 11 части 1 статьи 14, статья 16 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»).

В связи с признанием жилого <адрес> после 01.01.2012 г., указанный дом не включен в Региональную адресную программу Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах, утвержденную Постановлением Правительства Омской области от 24.06.2013 N 140-п.

Частью 3 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

При таких обстоятельствах, поскольку жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, непригодность жилого помещения, в котором проживает истец со своей семьей, для проживания производна от технического состояния жилого дома, учитывая сложившуюся неопределенность в правах Рау Л.М. на получение жилого помещения фонда социального использования, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Разрешая вопрос о характеристиках жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу и членам ее семьи, суд учитывает, что порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда установлен ст.ст. - 89 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не относится к числу законов, на которые указывает отсылочная норма части 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из системного толкования названных выше положений материального закона, суд приходит к выводу, что действующим законодательством предусмотрено, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью обеспечения жилым помещением, в данном случае, является не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение предоставляется гражданам в связи с признанием дома аварийным, предоставляемое жилье должно быть равнозначным ранее занимаемому жилому помещению, отвечать уровню благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в населенном пункте, жилищные условия вселяемых в него граждан не должны быть ухудшены.

Как следует из технического паспорта на многоквартирный жилой <адрес> (л.д. 147-157), жилое помещение № состоит из одной комнаты, имеет общую площадь 13,2 кв.м., жилую площадь 10,8 кв.м (л.д. 154, 156).

При определении общей площади помещения, суд учитывает секционный тип строения жилого дома.

В соответствии с Приложением № 2 СНиП 2.08.01-89. «Жилые здания», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78, площадь квартир следует определять как сумму площадей жилых комнат и подсобных помещений без учета лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров. Пункт 2 предусматривает, что общую площадь квартир следует определять как сумму площадей их помещений, встроенных шкафов, а также лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3, для веранд и холодных кладовых - 1,0.

Общую площадь помещений общежитий следует определять как сумму площадей жилых комнат, подсобных помещений, помещений общественного назначения, а также лоджий, балконов и веранд, подсчитываемых согласно указанию п. 2.

Суд отмечает, что Жилищный кодекс РФ не содержит определения того, что составляет общую площадь комнаты, расположенной в коммунальной квартире, и не регулирует порядок определения доли площади помещений вспомогательного использования коммунальной квартиры, приходящейся на лиц, занимающих комнаты в такой квартире по договору социального найма. В этой связи, возможно применение в соответствии с частью 1 статьи 7 ЖК РФ по аналогии положений статей 15, 16, 42 ЖК РФ.

Исходя из содержания положений названных статей Жилищного кодекса РФ в их взаимосвязи следует, что в общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.

Учитывая приведенный расчетный механизм, суд учитывает общую площадь секции № (100,5 кв.м), в которой расположена рассматриваемая комната № (л.д. 156 оборот), жилую площадь секции 4 (66,6 кв.м), соотношение общей и жилой площади секции 4 (100,5 кв.м/66,6 кв.м = 1,5) и определяет приведенную общую площадь <адрес> как 16,2 кв.м (10,8 х 1,5).

Иной расчет общей площади жилого помещения, ответной стороной не представлен.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению с возложением на ответчика Администрацию города Омска обязанности по предоставлению истцу и членам ее семьи на условиях договора социального найма жилого помещения, отвечающего санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта город Омск, общей площадью не менее 16,2 кв.м.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ

Исковые требования Рау Л.М. удовлетворить.

Обязать Администрацию города Омска предоставить Рау Л.М. и членам ее семьи: Р.О.В., Р.Е.О., В.Ю.А., В.Е.Е., в связи с признанием жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение фонда социального использования, взамен занимаемого по адресу: <адрес>, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта город Омск, общей площадью не менее 16,2 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                      Н.А. Казанцева

Мотивированное решение изготовлено 13.10.2017

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн