8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об обязании предоставить жилое помещение № 2-3620/2017 ~ М-3556/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2017 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Безъязыковой М.Л., при секретаре судебного заседания Ворониной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Пашиной О. Р. к Министерству имущественных отношений Иркутской области об обязании предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Пашина О.Р. обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с иском к Министерству имущественных отношений Иркутской области, требуя обязать ответчика предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного применительно к условиям г. Иркутска, находящегося в черте г. Иркутска, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. (+, - 5 кв.м.) во внеочередном порядке.

В обоснование требований указано, что Пашина О.Р. является лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась на воспитании в <данные изъяты>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <данные изъяты>, проживая в общежитии. В ДД.ММ.ГГГГ истица была включена в список детей – сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес>. Однако до настоящего времени ей не предоставлено жилое помещение, несмотря на то, что список на получение жилых помещений не предполагает формирование очереди и длительного ожидания. Не предоставлением ей жилья до настоящего времени нарушены его права, гарантированные ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ.

Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 22 сентября 2017 г. к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены Межрайонное управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

В судебном заседании истица Пашина О.Р., ее представитель Кириллова М.Г., допущенная к участию в деле по устному ходатайству истицы, заявленные требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Министерство имущественных отношений Иркутской области, надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного заседания, в суд своих представителей не направил, возражений относительно исковых требований Пашиной О.Р. не представил.

Представитель третьего лица Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Агафонова Н.Д., уведомленная о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась, представила в материалы дела отзыв на исковое заявление Пашиной О.Р., в котором указала на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица Межрайонного управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 Чернякова Т.А., надлежащим образом уведомленная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с ч. 1 подп. "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), вступившим в силу с 01.03.2005г., и специальным законом - ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившей в силу с 01 января 2013 года (далее по тексту ФЗ РФ № 159-ФЗ).

В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Судом установлено, что истица Пашина О.Р. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждается свидетельством о рождении №, выданным отделом по <адрес> / <данные изъяты> / управления службы ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ В сведениях о родителях указаны: мать – <данные изъяты>, отец – <данные изъяты>.

Заочным решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних дочерей <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Таким образом, истица <данные изъяты> в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о чем также свидетельствует справка Межрайонного управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 от ДД.ММ.ГГГГ №.

Приказом департамента семейной, демографической политики, опеки и попечительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетняя <данные изъяты> была определена в учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением комитета по управлению <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ за Пашиной О.Р. было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

Согласно справке ОГКУСО «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Иркутска» от ДД.ММ.ГГГГ №, Пашина О.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась воспитанницей ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» и находилась на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ истица окончила Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «Иркутский техникум транспорта и строительства», что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством об уровне квалификации №, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ Решением Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ей присвоена квалификация «<данные изъяты>».

Распоряжением Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № был установлен факт невозможности проживания Пашиной О.Р. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении составляет <данные изъяты> кв.м., что менее учетной номы площади жилого помещения, утвержденной по <адрес>.

Распоряжением Управления министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> по опеке и попечительству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/ру Пашина О.Р. была включена в список детей – сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по <адрес>.

Согласно уведомлению Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, истица Пашина О.Р. была включена в список на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по <адрес> под №. Жилое помещение может быть ей предоставлено в хронологической последовательности, установленной списком на предоставление жилых помещений, после его приобретения за счет финансовых средств федерального и областного бюджетов и включения в специализированный жилищный фонд <адрес>.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Между тем, жилое помещение истице Пашиной О.Р. на момент обращения в суд предоставлено не было.

Из пояснений истицы в судебном заседании следует, что в настоящее время она вынуждена продолжать проживать в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> в котором, в связи с неисполнением нанимателями обязанностей по оплате коммунальных услуг, была приостановлена подача воды.

Рассматривая требования Пашиной О.Р. к Министерству имущественных отношений <адрес> об обязании предоставить ей жилое помещение, как лицу, относящемуся к категории лиц, из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, суд находит их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На момент рассмотрения дела отношения по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в <адрес> регулируются специальным законом - Законом Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области».

Согласно ст. 2 Закона Иркутской области от 28.12.2012 N 164-ОЗ "О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области (далее Закон № 164-ОЗ) детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном статьей 3 настоящего Закона, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Иркутской области (далее - жилые помещения) по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра (ч. 2 ст. 2 Закона № 164-ОЗ).

С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, может быть увеличен (уменьшен) не более чем на 5 квадратных метров.

В случае отсутствия возможности предоставить жилое помещение общей площадью, указанной в абзаце первом настоящей части, жилое помещение может быть предоставлено детям-сиротам общей площадью более 33 квадратных метров в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление в сфере имущественных отношений (далее - орган по управлению имуществом).

В целях предоставления детям-сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений формируется специализированный жилищный фонд Иркутской области для детей-сирот. Формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот осуществляется органом по управлению имуществом с учетом указанных в списке сведений о месте жительства детей-сирот, мониторинга и прогнозирования состояния рынка объектов жилищного фонда и жилищного строительства в Иркутской области, а также получаемой от органов местного самоуправления информации об условиях для жилищного строительства на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Правительством Иркутской области (ст. 5 Закона № 164-ОЗ).

С 1 января 2013 года таким гражданам в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

Статьей 6 Закона Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» установлен порядок предоставления детям – сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений.

Основанием для обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан является их нуждаемость, включение в список лиц которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и наступление определенного законом возраста.

По заявлению в письменной форме лиц указанной категории, включенных в список, достигших возраста 18 лет жилые помещения им предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Из приведенных выше правовых положений следует, что законодатель связывает предоставление жилых помещений указанной категории лиц с такими юридическими фактами как достижение возраста 18 лет и окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

На момент рассмотрения дела истица Пашина О.Р. включена в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда Иркутской области по г. Иркутску.

По информации, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области на запрос суда, сведений о принадлежности объектов недвижимого имущества Пашиной О.Р. не имеется.

В соответствии с положениями ст. 6 Закона Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области», определяющей порядок предоставления детям – сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, Министерство имущественных отношений Иркутской области рассматривает поступившее заявление о предоставлении жилого помещения и документы и принимает решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения либо об отказе в его предоставлении в течение тридцати календарных дней со дня обращения лица, включенного в список.

Однако данные действия ответчиком Министерством имущественных отношений Иркутской области совершены не были.

Ответчиком не оспаривалось, что до настоящего времени Пашиной О.Р. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не получено.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В ходе рассмотрения дела установлено, что все условия и обстоятельства, при которых у лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает право на предоставление жилого помещения, у Пашиной О.Р. имеются.

Право истца на предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет и формирования списка, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Пашиной О.Р. к Министерству имущественных отношений Иркутской области об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Пашиной О. Р. – удовлетворить.

Обязать Министерство имущественных отношений <адрес> предоставить Пашиной О. Р. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного применительно к условиям <адрес>, находящееся в черте <адрес>, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. (+, - <данные изъяты> кв.м.).

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий                      М.Л. Безъязыкова

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн