№ 2-2926/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2017 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Андроновой А.Р.,
при секретаре Бондаревой Е.С.,
с участием истца Конновой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Конновой А.Н. к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области об обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Коннова А.Н. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области об обязании предоставить жилое помещение, указав, что она обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положением ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно свидетельству о рождении ее матерью является ФИО3, умершая ДД.ММ.ГГГГ, отцом- ФИО4, умерший ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ истец была определена под надзор детского дома на полное государственное обеспечение. Постановлением администрации муниципального образования Оренбургский район от ДД.ММ.ГГГГ № Коннова А.Н. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день она состоит в списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в администрации муниципального образования Оренбургский район. Просит суд обязать администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области предоставить Конновой А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение не ниже установленных норм предоставления жилой площади, за счет средств субъекта РФ- Оренбургской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Истец Коннова А.Н. в судебном заседании пояснения и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала. Просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО Оренбургский район Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве пояснил, что Коннова А.Н. поставлена на учет и внесена в список детей-сирот в качестве нуждающейся в жилом помещении по дате постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ч. 3 ст. 7 Закона Оренбургской области от 27.02.2013 № 1420 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты «Оренбургской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вносятся до 01 июня 2013 года в Список в порядке очередности, в которой они состояли на указанном учете, со снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в порядке, предусмотренном Правительством Оренбургской области. Предоставление жилого помещения Конновой А.Н. вне очереди на основании решения суда, нарушит права других детей-сирот, жилье для которых предоставляется также в порядке очередности. Просял суд отказать в удовлетворении требований.
Представитель третьего лица Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, просили отказать в удовлетворении требований, пояснив, что в данном случае право Конновой А.Н. на получение жилого помещения по договору найма не нарушено, истец состоит в списке, подлежащих обеспечению жилым помещением. Реализация ее права возможна только в порядке очередности.
Поскольку стороны в силу личного волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав пояснения истца, изучив материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с положениями которого признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, предусматривавший предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 1 января 2013 года детям указанной категории, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 3 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Из положений статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ следует, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержали указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагало возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Конновой А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положением ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ № Коннова А.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Родителями являются ФИО3 и ФИО4
ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно письму управления образования администрации Оренбургского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № Коннова А.Н. была включена в список на получение благоустроенного жилого помещения на территории Оренбургского района Оренбургской области на основании договора найма специализированного жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ порядковый номер очередности 105.
Следовательно, у Конновой А.Н., как у нуждающейся в жилом помещении (после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания, а также достижения совершеннолетия), возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено.
Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "дети-сироты" в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Изменение порядка предоставления жилья лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может ограничить право данного лица на получение жилья.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 года № 1420/408-У-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области», а также с Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договорам социального найма отдельных категорий граждан» полномочия по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями переданы на территории Оренбургской области органам местного самоуправления.
Довод администрации муниципального образования Оренбургский район о том, что Коннова А.Н. включена в список и внеочередное обеспечение ее жильем будет противоречить законодательству, а также нарушит права граждан, которые включены в список ранее, суд находит несостоятельными, поскольку ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не устанавливает очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения, установление очередности приведет к снижению уровня правовых гарантий, закрепленных Российской Федерацией.
Не может быть принят довод ответчика, о том, что специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке очередности, поскольку условия и порядок предоставления жилых помещений, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Поскольку предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не зависит от очередности постановки такого лица на учет и должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом обстоятельств, по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем населенном пункте муниципального образования в Оренбургской области, суд находит исковые требования Конновой А.Н. подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Конновой А.Н. удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области предоставить Конновой А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение не ниже установленных норм предоставления жилой площади, за счет средств субъекта Российской Федерации- Оренбургской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 28 июня 2017 года.
Судья А.Р. Андронова