8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма № 2-853/2017 ~ М-349/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 марта 2017 года                                   город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-853/2017 по иску Могучей И.И. к администрации города Иркутска об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Могучая И.И. обратилась в Кировский районный суд г.Иркутска с исковым заявлением к администрации г.Иркутска, требуя обязать администрацию города Иркутска предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 кв.м.

В обоснование иска указано, что с ДД.ММ.ГГГГ она состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Номер очереди на момент подачи искового заявления - <данные изъяты> Данное обстоятельство подтверждается информационной справкой от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. истцу была установлена инвалидность <данные изъяты> бессрочно. Данное обстоятельство подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ. Заболевание, на основании которого ей была установлена инвалидность, входит в перечень заболеваний, устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № 378 Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире № 378). Данное обстоятельство подтверждается справкой № из <данные изъяты>. Данное заболевание в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищным кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ), как указывает истец, дает ей право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

На основании изложенного, истец полагала заявленные исковые требования законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании истец Могучая И.И. поддержала исковые требования.

Ответчик администрация г. Иркутска в судебном заседании отсутствует, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие, представила суду письменный отзыв на иск, в котором просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав истца, исследовав представленные по делу доказательства, в их совокупности суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Данный конституционный принцип выражается в трех юридических возможностях: стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм международного права).

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии со ст. 10, 13, 14 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относятся определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), ФЗ РФ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ (ст. 1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения (ст. 2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Законодательство РФ о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции РФ, настоящего ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (ст. 3 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ.

Исходя из данной нормы права, право на получение по договору социального найма жилого помещения имеют граждане, не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004г. № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. В указанный перечень включены, в том числе психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.

Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» во исполнение ст. 51 ЖК РФ утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, где указаны хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

На основании п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что Могучая И.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом <данные изъяты>, что подтверждается справкой серии № от ДД.ММ.ГГГГ..

Согласно справке <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ., Могучая И.И., ДД.ММ.ГГГГ р., проживающая по адресу; <адрес> находится на диспансерном наблюдении <данные изъяты>, подпадает под действие Постановления правительства РФ № 378 от 16,06.2006г. «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», также подходит под действие Постановления Правительства РФ от 21.12,2004г. № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь».

Согласно информационному письму администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ. №, Могучая И.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., составом семьи 1 человек состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ., в администрации города Иркутска на основании распоряжения заместителя мэра-председателя комитета по управлению Ленинским округом администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ. №. С ДД.ММ.ГГГГ постановка на данный учет граждан осуществляется отделом учета и предоставления жилья департамента правовой работы аппарата администрации г.Иркутска. В связи с чем, сформирована единая электронная очередь граждан по дате принятия решения о постановке на учет комитетами по управлению округами администрации города Иркутска. В связи с формированием единой очереди учетный номер Могучей И.И. по городу Иркутску -<данные изъяты>. На основании п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации Могучая И.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения на условиях социального найма.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Иркутской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма» № 127-оз от 17.12.2008г. граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения органом, осуществляющим ведение учета.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В соответствии с ч. 1 ст. 5 указанного Закона учет ведется по спискам, сформированным отдельно в отношении каждой категории граждан, указанной в статье 2 настоящего Закона, и в отношении граждан, имеющих в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации право на получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди.

Суд полагает доводы ответчика о том, что предоставление жилых помещений инвалидам не относится к компетенции органа местного самоуправления не состоятельными.

В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление Конституционного Суда РФ от 16 декабря 1997 года № 20-П, определения от 15 февраля 2005 года № 17-О, от 5 марта 2009 года № 376-О-П).

В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. Таким образом, данное законоположение, направленное на реализацию положений статей 1 (часть 1), 7 (часть 1), 17, 18, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее права ответчика.

Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения (Определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 г. N 551-О-О «По жалобе гражданина К. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

В отношении категории лиц, к которой относится истец, вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, в связи с чем, жилое помещение ей должно быть предоставлено органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда.

Из постановления Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 г. № 30-П вытекает обязанность предоставления жилья из муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, к категории которых принадлежит и истец.

Кроме того, в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.

Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства при установленных судом обстоятельствах, свидетельствует о наличии у органа местного самоуправления, в данном случае, администрации г. Иркутска, обязанности по предоставлению истцу во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма.

С учетом изложенных положений ФЗ РФ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и ЖК РФ, а также учитывая тот факт, что Могучая И.И. является инвалидом, т.е. она относится к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005г. (лиц «инвалиды»), страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм.

Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв.м. на одного человека согласно ст. 1 решения Думы г.Иркутска от 05 июля 2005г. № 004-20-140161/5 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Иркутске» (в ред. решения Думы г. Иркутска от 10.11.2014 № 006-20-020024/4).

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что Могучая И.И. имеет бесспорное право на внеочередное получение от органа местного самоуправления благоустроенного жилого помещения в размере не менее 15 кв.м. на одного человека.

Согласно ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

Из анализа данных норм следует, что, законодатель предусмотрел право органа государственной власти, а не обязанность предоставления жилого помещений общей площадью превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза).

Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Согласно медицинской справке <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ., Могучая И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подходит по действие постановления Правительства РФ N 817 от 21 декабря 2004 г., которым утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии права истца на дополнительную жилую площадь.

Учитывая, что Могучая И.И. поставлена на очередь на получение жилого помещения после ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь жилого помещения, в силу п. 2 ст. 58 ЖК РФ может превышать норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, учетная норма предоставления жилья в г. Иркутске, согласно решения Думы г. Иркутска от 05.07.2005 г. № 004-20-140161/5, установлена в размере 15 кв.м., общая площадь жилого помещения, подлежащая предоставлению Могучей И.И. должна составлять не менее 15 кв.м. с учетом права на дополнительную площадь.

Не может являться основанием для отказа в иске – отсутствие свободного жилья и отсутствие финансирования муниципального образования <адрес> средствами из федерального бюджета для реализации соответствующих положений закона. Разрешение требования о предоставлении жилой площади указанными выше нормативными актами не ставится в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения.

В судебном заседании право Могучей И.И. на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке ответчиком не оспаривается, как и право Могучей И.И. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования Могучей И.И. к администрации г.Иркутска подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Могучей И.И. – удовлетворить.

Обязать администрацию г.Иркутска предоставить Могучей И.И. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г.Иркутска, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте г.Иркутска, общей площадью не менее 15 кв.м. с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                                  Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 09.03.2017г.                      Н.Н. Исакова

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн