8 499 577 04 24
Бесплатная консультация Москва
8 800 511 38 27
Другие регионы РФ

Решение суда об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение, компенсации морального вреда № 2-3619/2017

Смотреть все судебные практики о Другие жилищные споры

Дело № 2-3619/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 ноября 2017 года город Барнаул

Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Леонтьевой Т.В.,

при секретаре Хардиной В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косачевой Е.В. к Краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление» об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение, компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Косачева Е.В. обратилась в суд с иском к КГКУ «Региональное жилищное управление» о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в Косихинском районе Алтайского края по договору социального найма общей площадью 42 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям с учетом права на дополнительную жилую площадь, о взыскании денежной компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований указала, что Косачева Е.В. является инвалидом с детства, 01.06.2009 инвалидность установлена бессрочно. Истец страдает заболеванием, согласно перечня заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства №378 от 16.06.2006, данное заболевание является тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Она своего жилья не имеет, проживает с отцом и семьей сестры по адресу: <адрес>. в соответствии с врачебной справкой от 09.11.2016 № она имеет право на дополнительную жилую площадь, согласно Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 №817. Решением жилищной комиссии Администрации Косихинского сельсовета Косихинского района Алтайского края от 05.05.2011 № она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. 06.03.3017 она в установленном порядке прошла перерегистрацию как лицо, состоящее на учете более 5 лет и изменившее место жительства. Ввиду указанного, полагает, что имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Алтайского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края». Незаконным бездействием ответчика, выраженном в не предоставлении жилого помещения, нарушено конституционное право на обеспечением жильем, потому в её пользу подлежит взысканию денежная компенсация морального вреда.

В судебное заседание истец Косачева Е.В. не явилась, извещена надлежаще.

Представитель истца Косачев В.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель третьего лица Администрации Косихинского района Алтайского края Дружков В.В. полагал, что иск подлежит удовлетворению.

Представитель ответчика КГКУ «Региональное жилищное управление» Пшеницина Т.О. возражала по иску.

Третье лицо Министерство строительства, транспорта, Жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежаще.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Установлено, Косачева Е.В. является инвалидом с детства, 01.06.2009 инвалидность установлена бессрочно.

Косачева Е.С. имеет диагноз <данные изъяты>

Согласно перечня заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства №378 от 16.06.2006, данное заболевание является тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Сибирский филиал информация о принадлежности объектов недвижимости Косачевой Е.В. отсутствует.

Сведений об участии в приватизации и наличии права пользования по договору социального найма у истца также не имеется.

Истец проживает с отцом и семьей сестры по адресу: <адрес>. Состав семьи следующий: сестра ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р., племянник ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., племянник ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., племянник ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зять ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., отец ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Собственниками данного дома являются ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р. по 1/3 доли в праве собственности на жилой дом.

В соответствии с врачебной справкой от 09.11.2016 № она имеет право на дополнительную жилую площадь, согласно Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 №817.

Решением жилищной комиссии Администрации Косихинского сельсовета Косихинского района Алтайского края от 05.05.2011 № она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ она в установленном порядке прошла перерегистрацию как лицо, состоящее на учете более 5 лет и изменившее место жительства.

Постановлением Администрации Косихинского района Алтайского края от 03.05.2017 № Косачева Е.В. и её семья признаны малоимущими.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.

Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.

Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма из муниципального жилищного фонда урегулирован положениями статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 3 которой гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления. При этом частью 1 данной статьи определено, что предоставление жилых помещений производится в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет.

Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма.

Так, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 названного кодекса Перечне.

Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав только указанной в ней категории граждан.

Из взаимосвязанных положений статьей 49 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что гражданам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, жилые помещения по договору социального найма во внеочередном порядке предоставляются органом местного самоуправления и при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства - в случае признания их малоимущими.

Смотреть все судебные практики о Другие жилищные споры

В то время как обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, исходя из системного анализа положений Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ), статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. При этом внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон №181-ФЗ не устанавливает.

В Законе Алтайского края от 12 декабря 2006 года № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» инвалиды также не указаны в числе категорий граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма.

Согласно статье 17 Федерального закона № 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, которое не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма.

Таким образом, предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и обеспечение жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют различные источники финансирования, в том числе различаются и по нормам предоставления жилого помещения.

Как видно из материалов дела, истец, обращаясь в суд с иском о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма из краевого жилищного фонда социального использования, ссылался как на положения Федерального закона № 181-ФЗ, так и на нормы пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем согласно статье 31 Федерального закона № 181-ФЗ, если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).

Судом установлено, что решением Косихинского районного суда Алтайского края от 17.08.2017 на администрацию Косихинского района Алтайского края возложена обязанность предоставить Косачевой Е.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования Косихинский район.

Решение не было обжаловано и вступило в законную силу

Таким образом, истец выбрал одну из мер социальной зашиты по своему усмотрению.

В силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите в судебном порядке подлежат нарушенные или оспариваемые права.

Однако в настоящее время, при наличии вышеуказанного решения суда о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма, нарушение прав истца судом не установлено.

Ссылка на то, что решение Косихинского районного суда Алтайского края от 17.08.2017 в настоящее время не исполнено, в решении не указаны параметры предоставляемого жилья (площадь, населенный пункт) не является основанием для повторного предоставления истцу жилья.

Кроме того, как было указано выше, внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилыми помещениями инвалидов, страдающих Тяжеловой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Закон Алтайского края от 12 декабря 2006 года № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» не устанавливают.

Кроме того, суд также учитывает следующее.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев внеочередного предоставления жилых помещений (пункты 1 и 3).

Пункт 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса, подлежащий применению с учетом положения пункта 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса, согласно которому нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий включенной в Перечень тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, направлен на обеспечение интересов как указанных в ней граждан, так и иных граждан, проживающих с ними в одной квартире в составе других семей (определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 № 187-О).

Судом установлено, что Косачева Е.В. проживает в жилом помещении одной семьей с сестрой, её мужем, её детьми, а также с отцом, другие семьи с ними совместно в одном жилом помещении не проживают, доказательств обратному материалы дела не содержат. Данный факт подтвердил представитель истца в судебном заседании.

Таким образом, поскольку Косачева Е.В. имеет заболевание, включенное в Перечень тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, однако семья истца не проживает еще с одной семьей, ранее судом вынесено решение о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма органом местного самоуправления, действующих законодательством не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения истца жилым помещением, в связи с чем не имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2017 № 16-КГ16-52.

Заявляя требования о присуждении денежной компенсации морального вреда, истец ссылался на нарушение конституционного права на обеспечение жильем инвалида.

По смыслу вышеприведенных правовых норм, правоотношения по предоставлению жилого помещения носят имущественный характер, а права гражданина на получение такого помещения и заключения договора найма специализированного жилого помещения являются имущественными правами.

В силу абзаца первого статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно пункту 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо указанных в законе.

Жилищный кодекс Российской Федерации, а также другие федеральные законы, регулирующие жилищные отношения, не содержат норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением прав гражданина на своевременное предоставление жилья по договору найма специализированного жилого помещения.

В связи с чем, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Доводы истца о применении к спорным правоотношениям положений ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации суд находит необоснованными по следующим основаниям.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Для наступления ответственности за причинение вреда на основании данной нормы необходимо установление субъекта гражданско-правового деликта, которым является государственный орган, орган местного самоуправления либо должностные лиц этих органов.

Между тем, КГКУ «Региональное жилищное управление» не является органом государственной власти, либо органом местного самоуправления. Согласно уставу КГКУ «Региональное жилищное управление» является самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество на праве оперативного управления.

В связи с чем, в данном случае положения ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат применению.

Суд также учитывает, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках требований Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», является лишь дополнительной мерой поддержки данной категории граждан.

Кроме того, поскольку судом не установлено нарушение прав истца действиями ответчика по предоставлению жилого помещения, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.

Исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Косачевой Е.В. к Краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление» об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.В. Леонтьева

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по жилищным вопросам с 10 по 21 января 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.