Мотивированное решение составлено 18 июля 2017 года
Дело № 2-2054/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2017 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе
Председательствующего судьи Лазаревой М.И.,
при секретаре судебного заседания Кузиковой Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону в интересах Приходько Д.Р. к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Правительство Ростовской области, Министерство территориального развития архитектуры и градостроительства Ростовской области, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Администрация Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с иском, указав, что прокуратурой Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения жилищных прав Приходько Д.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Проведенной проверкой установлено, что мать Приходько Д.Р. – Приходько О.М. умерла 22.09.2006г., отец Приходько Д.Р. - Битадзе Р.Д. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением главы администрации Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ Приходько Д.Р. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке, в связи с тем, что он относится к числу детей-сирот, оставшихся без попечения родителей; включена в список, поставлена на учет, жильем до настоящего времени не обеспечена.
На основании изложенного, истец просит обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Приходько Д.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 25 кв. м.
Истец Приходько Д.Р. в судебном заседании иск поддержала, просила удовлетворить.
Помощник прокурора Ленинского района г.Ростова-на-Дону Долгалева А.А. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г. Ростова-на-Дону по доверенности Касьянова М.И. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, указав, что право истца не оспаривается, ответчиком в пределах компетенции и выделяемых денежных средств совершаются действия, направленные на обеспечение истца жилым помещением.
Представитель третьего лица Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону Чебонян Э.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, указав, что денежные средства для приобретения жилья истцу выделены в установленном порядке, объявлен аукцион на приобретение жилого помещения, право истца ответчиком не нарушено.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения жилищных прав Приходько Д.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Проведенной проверкой установлено, что мать Приходько Д.Р. – Приходько О.М. умерла 22.09.2006г., отец Приходько Д.Р. - Битадзе Р.Д. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением главы администрации Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ Приходько Д.Р. признана нуждающейся в жилом помещении,, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке, в связи с тем, что он относится к числу детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, включена в список, поставлена на учет.
В 2015 году Приходько Д.Р. исполнилось 18 лет, однако до настоящего времени жилое помещение Приходько Д.Р. не предоставлено.
На основании части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции действовавшей до 1 января 2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, (действовавшим также до 1 января 2013 года), предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принята новая редакция ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Вступившая с 1 января 2013 года в законную силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае ст. 8 ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (ред. От14.10.2014 года) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со статьей 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 года № 499-ЗС, установлен Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области.
Постановлением Правительства РО от 25.06.2012 года № 539 (в редакции от 27.08.2014 года) утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции от 27.08.2014 года № 604), Детям-сиротам за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлениям в письменной форме детей-сирот, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а также определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Между тем, разрешая вопрос о наличии права на удовлетворение иска, суд учитывает следующее.
Из положений ст. 11 ГК РФ следует о том, что защите в судебном порядке подлежат нарушенное либо оспоренное право.
В соответствии с положениями ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, по смыслу указанных норм защите подлежат лишь нарушенные или оспоренные права, при этом обязанность по доказыванию самого наличия такого права и его нарушения кем-либо, лежит на лице, обратившемся в суд.
При этом следует учитывать, что избираемый гражданином способ защиты права, которое лицо считает нарушенными, должен соответствовать нарушенному или оспариваемому праву, а также отвечать требованиям закона. Следовательно, обращение в суд должно быть обусловлено необходимостью защиты (восстановления) нарушенных прав, должно обеспечивать восстановление нарушенного права обращающегося в суд с заявлением лица, чтобы оно было не иллюзорным, а способы его защиты - реально действующими и эффективными.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
В данном случае суд не находит оснований для вывода о нарушении прав истцовой стороны, и, как следствие, оснований для удовлетворения иска.
Суд учитывает, что порядок обеспечения лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлен законодательством субъектов Российской Федерации, согласно которому формируются соответствующие списки внеочередников.
Судебное принуждение возможно в случае нарушения уполномоченным органом местного самоуправления прав граждан по обеспечению их жильем. Такое нарушение прав может быть выражено в длительном непредставлении жилого помещения, непринятии должных мер к отысканию денежных средств для строительства или приобретения жилья в целях его предоставления гражданам, нуждающимся в жилом помещении.
Между тем, в ходе судебного разбирательства в материалы дела не представлены доказательства, совокупность которых позволила бы суду прийти к выводу о том, что ответчиком не выполняются обязанности по обеспечению истца жилым помещением.
Согласно представленным сведениям Департамента координации строительства и перспективного развития г.Ростова-на-Дону, Приходько Д.Р. после постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые полежат обеспечению жилыми помещениями по Железнодорожному району г.Ростов-на-Дону, а также включена в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Между Департаментом координации строительства и перспективного развития г.Ростова-на-Дону и Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области заключен договор №-ДС от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в общеобластной список на 2017 год.
Согласно договору №-ДС от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Приходько Д.Р. распределены средства бюджета в размере 1 157 500 рублей.
Во исполнение указанного договора Департаментом координации строительства и перспективного развития г.Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ объявлен электронный аукцион на заключение муниципального контракта на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Дата проведения аукциона в электронной форме на приобретение для Приходько Д.Р. жилого помещения - ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что Администрацией г.Ростова-на-Дону принимаются в пределах компетенции необходимые меры, направленные на выполнение обязанности по предоставлению жилого помещения Приходько Д.Р. Следовательно, оснований для вывода о нарушении ответчиком права истца на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда, не имеется.
Кроме того, судебное решение в порядке его исполнения приведет к нарушению прав иных лиц данной категории, также состоящих в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. таких же внеочередников, однако вставших на учет ранее истца, что является недопустимым.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что права истца ответчиком не нарушены, исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону в интересах Приходько Д.Р. к Администрации г. Ростова-на-Дону об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения– оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: