8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке № 2-2826/2017 ~ М-2784/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело № 2-2826/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2017 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи ЗАХАРЕНКО Л.В.

при секретаре Сапач А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макеевой Лидии Лаврентьевны, Гришняевой Елены Владимировны, Кривонос Леонида Игоревича, Царенковой Светланы Анатольевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Макеева Дениса Владимировича к Администрации г. Ростов-на-Дону, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, Администрация Железнодорожного района г. Ростов-на-Дону об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Макеева Л.Л., Гришняева Е.В., Кривонос Л.И., Царенкова С.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Макеева Дениса Владимировича обратились в суд с настоящим иском к Администрации г. Ростов-на-Дону, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, ссылаясь на то, что Макеева Л.Л. является нанимателем жилого помещения квартиры, расположенной по адресу: <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года №. Совместно с нанимателем в указанное жилое помещение вселены члены ее семьи: дочь - Гришняева Елена Владимировна; внук - Кривонос Леонид Игоревич; дочь - Царенкова Светлана Анатольевна; несовершеннолетний внук - Макеев Денис ВладимировичДД.ММ.ГГГГ г.р. Указанное жилое помещение находится в цокольном этаже многоквартирного жилого дома, что само по себе нарушает требования п. 23 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», согласно которому отметка пола жилого помещения, расположенного на первом этаже, должна быть выше планировочной отметки земли. Размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается. Указанный жилой дом, 1917 года постройки, который находится в достаточно ветхом состоянии, однако аварийным до сих пор не признан. ДД.ММ.ГГГГ года Городской межведомственной комиссией по оценке жилых помещений жилищного фонда РФ (утв. Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ года №) было принято Заключение об оценке соответствия помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от ДД.ММ.ГГГГ года, которым выявлены основания для признания вышеуказанной квартиры непригодной для проживания. На основании этого Заключения Администрацией г. Ростова-на-Дону было вынесено Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым квартира №, расположенная по адресу: <адрес> была признана непригодной для проживания. На Главу администрации Железнодорожного района города Ростова-на-Дону была возложена обязанность уведомить и переселить нанимателя и лиц, проживающих с ним, в предусмотренные законом сроки, а также разрешить вопрос о переводе спорного жилого помещения в нежилое. Контроль за выполнением Постановления был возложен на заместителя главы Администрации города Ростова-на-Дону (по вопросам ЖКХ) и главу администрации Железнодорожного района города Ростова-на-Дону. Однако до настоящего времени Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ года не исполняется, благоустроенное жилье взамен непригодного Административным истцам по договору социального найма не предоставлено. Несмотря на все обращения, направленные в адрес ответчика, истцы только получают «отписки» о том, что для решения их вопроса необходимо признать аварийным весь дом. У истцов в МУП УЖКХ Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону отказались принимать заявление на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. На основании изложенного, истцы просят суд возложить обязанность на Администрацию г. Ростова-на-Дону, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону предоставить Макеевой Лидии Лавреньтевне, Гришняевой Елене Владимировне, Кривонос Леониду Игоревичу, Царенковой Светлане Анатольевне, несовершеннолетнему Макееву Денису Владимировичу вне очереди, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным, строительным, санитарно-эпидемиологическим нормам, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, но не менее общей площадью 34,1 кв.м., в границах г. Ростова-на-Дону.

Истцы Макеева Л.Л., Гришняева Е.В., Кривонос Л.И. Царенкова С.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Макеева Дениса Владимировича в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебное заседание явились представители истца Макеевой Л.Л. - Юрьев Е.В., действующий на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ года, Житенева С.А., действующая на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ года, Кривонос Л.И., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, исковые требования поддержали, дали пояснения, аналогичные изложенным в иске, просили исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации города Ростова-на-Дону Касьянова М.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В судебное заседание явился представитель третьего лица Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону Чебанян Э.С., действующий на основании доверенности от 14.03.2017 года, исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица Администрации Железнодорожного района г. Ростов-на-Дону в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителей истца Макеевой Л.Л., представителя ответчика Администрации города Ростова-на-Дону, представителя третьего лица Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года между Макеевой Л.Л. и МКУ «Дирекция муниципального имущества и благоустройства Железнодорожного района» города Ростова-на-Дону заключен договор социального найма №, согласно которому нанимателю Макеевой Л.Л. и членам ее семьи: Гришняевой Елене Владимировне - дочь; Кривонос Леониду Игоревичу - внук; Макеевой Светлане Анатольевне - дочь; Макееву Денису Владимировичу - внук, было передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, а именно жилое помещение, состоящее из трех комнат в изолированной квартире общей площадью 34,1 кв.м., в том числе жилой 21,3 кв.м., по адресу: <адрес>

Согласно справке ООО «УК ЖКХ «Доверие» от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время Макеева Л.Л., ее дочь Гришняева Е.В., внук - Кривонос Л.И., дочь - Царенкова С.А., внук - Макеев Д.В. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>

В соответствии с п.п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок и основания признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу урегулированы главами III и IV Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47.

Согласно п. 7 Положения признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным требованиям. Из п. 7 Положения следует, что для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда комиссия создается органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 42 и п. 49 Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в данном Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

ДД.ММ.ГГГГ года Городской межведомственной комиссией по оценке жилых помещений жилищного фонда РФ (утв. Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 13.02.2015 года № 63) было принято Заключение об оценке соответствия помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от ДД.ММ.ГГГГ года, которым выявлены основания для признания квартиры <адрес>, непригодной для проживания.В соответствии с постановлением Администрации города Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ года квартира № расположенная по адресу: <адрес>, признана непригодной для проживания.

В данном случае многоквартирный дом <адрес> аварийным в установленном порядке не признан.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В силу п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, из буквального толкования п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ следует, что правовыми основаниями для обеспечения граждан жилыми помещениями до договору социального найма во внеочередном порядке являются:

признание гражданина нуждающимся в жилом помещении (отсутствие иного жилого помещения); признание гражданина малоимущим (отсутствие дохода для приобретения иного жилого помещения). Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 года № 376-О-П, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище;

признание жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

При этом в силу ст.ст. 86, 87, 89 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, либо если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, гражданам (в первом случае - органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе дома, во втором случае - наймодателем) предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Как разъяснено в абз. 5 раздела 3 «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Президиумом ВС РФ 29.04.2014 года, в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, срока отселения граждан из аварийного жилья, в том числе и срока реализации целевых программ по жилью, и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как следует из Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2009 года, в котором указано, что в соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

Из изложенного следует, что внеочередное предоставление жилого помещения в случае признания жилого помещения непригодным проживания возможно без учета сроков отселения, предусмотренных муниципальными актами, в случае, если состояние жилого помещения представляет опасность для жизни и здоровья граждан, в нем проживающих.

Из постановления Администрации города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ года № следует, что непригодным признано одно жилое помещение - принадлежащая истцам квартира №, при этом сроки отселения нанимателя не определены, указание на что жилое помещение не подлежит ремонту или реконструкции отсутствуют - аварийным многоквартирный дом в установленном порядке не признан.

В силу требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Суд, исходя из фактических обстоятельств дела, имеющихся доказательств, оцененных в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, пришел к выводу о том, что истцом не представлено суду доказательств, что состояние спорного жилого помещения представляет угрозу жизни и здоровью, вследствие чего жилищные права истца и членов ее семьи должны обеспечиваться в порядке п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, с учетом которых можно сделать вывод о невыполнении органом местного самоуправления обязанностей по обеспечению заявителя жильем.

Так, семья Макеевой Л.Л. не признана малоимущей в целях обеспечения жилым помещением по договору социального найма и не принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по общим основаниям, предусмотренным жилищным законодательством РФ.

Кроме того, в силу п. 3 ч. 1 ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств.

Из материалов дела следует, что истцам предоставлена для временного проживания из маневренного фонда квартира <адрес>, договор заключен ДД.ММ.ГГГГ года.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для обеспечения истца и членов ее семьи в порядке п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ благоустроенным жилым помещением во внеочередном порядке не имеется.

Руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд    

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Макеевой Лидии Лаврентьевны, Гришняевой Елены Владимировны, Кривонос Леонида Игоревича, Царенковой Светланы Анатольевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Макеева Дениса Владимировича к Администрации г. Ростов-на-Дону, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба либо принесено апелляционное представление в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2017 года.

Судья

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн