8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди, № 2-1550/2017 ~ М-1062/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июня 2017г.           Кировский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.М., при секретаре Тарасенко Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1550/2017 по исковому заявлению Антиповой Н.В., Журавского И.В. к Администрации г. Иркутска об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди,

УСТАНОВИЛ:

Антипова Н.В., Журавский И.В. обратились в Кировский районный суд г. Иркутска с исковым заявлением к Администрации города Иркутска об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным требованиям, размером общей площади не менее 16 кв.м., в черте <адрес> вне очереди, указав, что решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. за Антиповой Н.В., Журавским И.В. признано право пользования квартирой общей площадью 16 кв.м. по адресу: <адрес>.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. № многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением заместителя мэра <адрес>, председателя Комитета по градостроительной политике Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. за № многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу и расселению собственником жилых помещений в течении 1, 5 лет со дня принятия указанного Распоряжения.

Собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, является муниципальное образование <адрес>. До настоящего времени многоквартирный жилой дом не расселен.

Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, не включен в какую-либо муниципальную программу по расселению ветхого и аварийного жилья, его расселение не планируется Администрацией <адрес>, что подтверждается письмом Комитета по градостроительной политике Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №.

Истцы указывают, что иного жилого помещения не имеют. Поскольку многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным, они имеют право на предоставление жилого помещения вне очереди.

Просят суд обязать Администрацию г. Иркутска предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным требованиям, размером общей площади жилого помещения не менее 16 квадратных метров, в черте г. Иркутска, вне очереди.

В судебном заседании истцы Антипова Н.В., Журавский И.В., заявленные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивали на удовлетворении требований.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Иркутска – Алабугин А.В., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования не признал, полагает их не законными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в представленном в материалы дела письменном отзыве на исковое заявление.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч.2 ст. 8 Конституции РФ).

Все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Согласно ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Конституционным положениям в ч. 1 ст. 1 ГК РФ обозначены такие основные начала гражданского законодательства, как - признание равенства участников отношений, регулируемых гражданским законодательством; неприкосновенность собственности, свободы договора; недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав; обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 2 ст. 1 ГК РФ).

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен права на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Все гарантированные Конституцией РФ права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного ст. 17 Конституции РФ, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Реализация конституционных прав на получение жилого помещения должна осуществляться с соблюдением указанного принципа.

Статьей 1 Жилищного кодекса РФ определено, что Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с положениями ст. 2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

Основания возникновения жилищных прав и обязанностей регламентированы ст. 10 Жилищного кодекса РФ.

Способы защиты жилищных прав регламентированы ст. 11 Жилищного кодекса РФ.

Судом установлено, что вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. по гражданскому делу № по иску Антиповой Н.В. к ФИО5, ФИО6, ФИО7, Администрации г. Иркутска, УФМС России по ИО о признании права пользования жилым помещением, признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, встречному иску Администрации г. Иркутска к Антиповой Н.В. о признании не приобретшей право пользования жилым помещением, выселении, исковые требования Антиповой Н.В. удовлетворены частично. За Антиповой Н.В. признано право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. ФИО5, ФИО6, ФИО7 признаны утратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. На УФМС России по ИО возложена обязанность по снятии с регистрационного учета по месту жительства по указанному адресу ФИО5 В удовлетворении исковых требований о снятии с регистрационного учета по месту жительства по указанному адресу ФИО6, ФИО7 отказано в связи с тем, что указанные лица не были зарегистрированы в спорном жилом помещении. В удовлетворении встречного иска Администрации г. Иркутска к Антиповой Н.В. о признании не приобретшей право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, выселении также отказано.

        Антипова Н.В., Журавский И.В., зарегистрированы по постоянному месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается представленной в материалы дела Справкой № от ДД.ММ.ГГГГ. МУП СРЦ г. Иркутска Паспортный стол Ленинского округа, поквартирной карточкой Формы 17.

        В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

        Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

        В соответствии с п. 7 названного Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

        В соответствии с п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

        В соответствии с п.47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

        о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

        о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

        о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

        о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

        о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

        В соответствии с пунктом 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Как указал Верховный Суд РФ в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014г., вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Заключением Межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениям, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» № от ДД.ММ.ГГГГ., многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №.

На основании Заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ., Распоряжением заместителя мэра – председателя Комитета по градостроительной политике Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам помещений предписано осуществить в установленном законом порядке расселение граждан и снос многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в течение 1,5 лет со дня принятия распоряжения.

На момент рассмотрения настоящего гражданского дела многоквартирный дом по адресу: <адрес>, не расселен, что не оспорено в судебном заседании ответчиком, доказательств обратного суду не представлено.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Из представленного в материалы дела письма заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что в 2013-2017 годах расселение многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, осуществляется в рамках подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» муниципальной программы «Жилище на 2013-2017 годы», утвержденной Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Данной программой предусмотрено проведение мероприятий по расселению домов, включенных в реестр многоквартирных домов жилищного фонда <адрес>, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу (реестр) или в реестр многоквартирных домов жилищного фонда <адрес>, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими реконструкции. Заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениям, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции № от ДД.ММ.ГГГГ., многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу и включен в реестр.

На сегодняшний день указанный многоквартирный дом не включен в Перечень объектов аварийного жилищного фонда <адрес>, планируемых к расселению Плана мероприятий по реализации муниципальной программы «Жилище на 2013-2017 годы» на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденного распоряжением заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №. Указано, что в соответствии с Распоряжением заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо осуществить в установленном законом порядке расселение граждан и снос многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в течение 1,5 лет со дня издания данного распоряжения. Таким образом, собственникам жилых помещений направлено требование о расселении и сносе указанного дома в течение 1,5 лет. В случае, если в установленный срок собственники не произведут снос данного дома, Администрацией <адрес> будет рассмотрена возможность расселения и сноса дома в рамках Подпрограммы.

Аналогичная информация содержится в представленных в материалы дела письменных возражениях Администрации <адрес> на исковое заявление.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Частью 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрены исключительные случаи, когда жилые помещения могут быть предоставлены гражданам и во внеочередном порядке.

Так, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 1, ч. 1; ст. 7, ч. 1; ст. 18; ст. 19, ч.ч. 1 и 2).

Провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Согласно правовой позиции, отраженной в определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009г. N 376-О-П федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Поскольку многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение в таком доме является непригодным для проживания и проживание в таком доме представляет опасность для жизни и здоровья граждан.

Иное толкование положений ст. 57 Жилищного кодекса РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых находятся в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащим сносу, либо жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Ни из ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.

По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам при признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, если они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом РФ основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств.

В соответствии со ст. 1 Закона Иркутской области от 17.12.2008г. N 125-оз "О порядке признания граждан малоимущими, порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Иркутской области", настоящий Закон в соответствии с Жилищным кодексом РФ устанавливает порядок признания граждан малоимущими, порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Иркутской области.

Порядок признания граждан малоимущими регламентирован ст. 3 указанного Закона.

Признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда производится органами местного самоуправления на основании документов о составе семьи, доходах членов семьи и принадлежащем им имуществе на праве собственности.

В соответствии со ст. 1 Закона Иркутской области от 17.12.2008г. N 127-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма", настоящий Закон определяет порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), а также устанавливает порядок определения общей площади предоставляемого по договору социального найма жилого помещения в случаях совершения гражданином действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, и период, за который учитываются такие действия и гражданско-правовые сделки.

Категории граждан, имеющих право состоять на учете предусмотрены ст. 2 указанного Закона.

Из представленного Администрацией г. Иркутска учетного дела истца, следует, что Антипова Н.В. обратилась ДД.ММ.ГГГГ. в Администрацию <адрес> с заявлением о постановке ее семьи (2 человека) на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма с приложением требуемого Законом пакета документов.

В соответствии с Заключением специалистов Администрации <адрес>, по результатам исчисления размера доходов и рыночной стоимости подлежащего налогообложению имущества гражданина-заявителя (Антипова Н.В.) и членов его семьи от ДД.ММ.ГГГГ., стоимость имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи, подлежащего налогооблажению, и размер денежных средств, которые заявитель и члены семьи способны совместно накопить в течении трех лет, менее рыночной стоимости приобретения жилого помещения, сложившейся в <адрес> по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со ст.ст. 51, 52 Жилищного кодекса РФ, Законом Иркутской области от 17.12.2008г. № 125-оз, Законом Иркутской области от 17.12.2008г. № 127-оз, Постановлением Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ. № №, Постановлением Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ. № № - Приказом начальника Департамента правовой работы аппарата Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. за №, Антипова Н.В. с составом семьи два человека признаны малоимущими и приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и включены в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Согласно представленных по запросу суда сведений МУП БТИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. за №, сведений о принадлежности Антиповой Н.В., Журавскому И.В., объектов недвижимости, зарегистрированных до 17.08.1998г. не имеется.

Согласно сведений из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ. за №, за №, от ДД.ММ.ГГГГ. за №, за №, сведений о принадлежности объектов недвижимости, зарегистрированных за Антиповой Н.В., Журавским И.В., не имеется.

Положениями подп. 6 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством отнесено к вопросам местного значения поселений.

Следовательно, оказание содействия в обеспечении нормальных жилищных условий малоимущим гражданам, чье единственное жилое помещение признано непригодным для проживания, является обязанностью государства в лице органов государственной и муниципальной власти.

В соответствии со ст. ст. 85, 86 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в том числе в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу. Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, т.е. в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ - оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и норма предоставления жилого помещения не применяется.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые находятся в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащим сносу, либо жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения. В данном случае целью законодателя является не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Как указано выше, семья истцов из двух человек на основании вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда <адрес> занимает жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью 16 кв.м., в доме признанном аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.10.1997г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

При этом, не включение многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в Перечень объектов аварийного жилищного фонда <адрес>, планируемых к расселению Плана мероприятий по реализации муниципальной программы «Жилище на 2013-2017 годы» на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденного распоряжением заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №, не может являться основанием для отказа в предоставлении истцам жилого помещения взамен занимаемого, поскольку если жилое помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока сноса дома и наличия свободных жилых помещений.

Согласно представленного в материалы дела технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. на жилое помещение, занимаемая истцами квартира по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 16 кв.м.

Оценивая вышеизложенное, учитывая, что право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, кВ.7, принадлежит истцам, указанное жилое помещение располагается в многоквартирном жилом доме, признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, семья истцов признана малоимущей и принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, суд приходит к выводу о том, что истцы имеют право на обеспечение жилым помещением вне очереди по договору социального найма, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истцов о возложении на Администрацию <адрес> обязанности по предоставлению вне очереди по договору социального найма жилого помещения, благоустроенного применительно к условиями <адрес>, общей площадью не менее 16 кв.м., отвечающего установленным требованиям и находящегося в границах <адрес>, взамен занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>, кВ.7.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Антиповой Н.В., Журавского И.В. – удовлетворить.

Обязать Администрацию города Иркутска предоставить Антиповой Н.В., Журавскому И.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиями <адрес>, общей площадью не менее 16 кв.м., отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах <адрес>, взамен занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                     А.М. Тимофеева

Мотивированный текст решения изготовлен 09.06.2017г. Судья.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн