8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма № 2-1723/2017 ~ М-1535/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело № 2-1723/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2017 года город Саратов

Фрунзенский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Шустовой И.Н.,

при секретаре Руденко Г.С.,

с участием помощника прокурора Фрунзенского района г. Саратова Савина А.И.,

истца Гусевой О.Н., третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Гусева А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Фрунзенского района города Саратова в интересах ФИО1 к Администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом города Саратова об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

заместитель прокурора Фрунзенского района города Саратова обратился в суд в интересах ФИО1 к Администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом города Саратов об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Мотивирует требования тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что ФИО1 и член ее семьи сын ФИО2 проживают в муниципальной <адрес>А жилого <адрес> в <адрес>. Жилое помещение состоит из одной комнаты в коммунальной квартире, площадью 16,4 кв.м., общая площадь всех помещений коммунальной квартиры составляет 62,3 кв.м. Иного жилого помещения ФИО1 и члены ее семьи не имеют. На основании заключения межведомственной комиссии от 14.12.2012 года № 35/Ф многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным, подлежащим сносу. Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» от 23.08.2013 года № 353-р определены мероприятия по отселению жильцов из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> литер В в течении трех месяцев со дня издания настоящего распоряжения и снос указанного дома до 01.08.2014 года.

До настоящего времени распоряжение администрации города исполнено не было.

Техническое состояние дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

В судебном заседании представитель прокуратуры Фрунзенского района г. Саратова Савин И.А иск поддержал по изложенным в нем основаниям, просил его удовлетворить.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик администрация муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседании не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, представил письменные возражения, согласно которых просил в удовлетворении иска отказать.

Ответчик комитет по управлению имуществом г. Саратова в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрении дела не просил.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, ФИО2 в судебном заседании иск поддержал, просил его удовлетворить.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, основываясь на конституционном принципе состязательности сторон и обязанности предоставления сторонами доказательств в обоснование заявленных требований и возражений, оценив доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статьи 40 Конституции).

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч. 1, ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в ЖК РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.ст. 53 и 55 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Порядок признания граждан малоимущими в Саратовской области определен Законом Саратовской области от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» (в редакции Закона Саратовской области от 28 мая 2008 года № 127-ЗСО), согласно которому граждане признаются малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма исходя из оценки средней стоимости жилого помещения в соответствующем муниципальном образовании, стоимости имущества, находящегося в собственности всех членов семьи (одинокого гражданина), размера совокупного семейного дохода и возможности погашения кредита (займа) на строительство (приобретение) жилого помещения (ст. 5 Закона).

При рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление судом объективной нуждаемости семьи истца в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.

Как следует из ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Как разъяснено в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Устава муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649, структуру органов местного самоуправления города составляют: Саратовская городская Дума, именуемая по тексту настоящего Устава «городская Дума» - представительный орган; глава муниципального образования «Город Саратов», исполняющий полномочия председателя городской Думы, именуемый по тексту настоящего Устава «глава муниципального образования»; администрация муниципального образования «Город Саратов», именуемая по тексту настоящего Устава «администрация города» - исполнительно-распорядительный орган; контрольно-счетная палата - контрольный орган.

Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий.

Судом установлено, что ФИО1 и член ее семьи сын ФИО2 проживают в муниципальной <адрес>А жилого <адрес> в <адрес>, что подтверждается договором социального найма № 1182 от 05.08.2011 года.

Жилое помещение состоит из одной комнаты в коммунальной квартире, площадью 16,48 кв.м., общая площадь всех помещений коммунальной квартиры составляет 62,3 кв.м. Данные обстоятельства подтверждаются справкой № МУП Городское Бюро Технической Инвентаризации, кадастровым паспортом помещения.

Иного жилого помещения ФИО1 и член ее семьи сын ФИО2 не имеют, что подтверждается сведениями, полученными по запросу суда из Управления Росреестра по Саратовской области.

На основании заключения межведомственной комиссии от 14.12.2012 года № 36/12 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, литер В признан аварийным, подлежащим сносу.

Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-р определены мероприятия по отселению жильцов из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, литер В в течении трех месяцев со дня издания настоящего распоряжения и снос указанного дома до ДД.ММ.ГГГГ игода.

До настоящего времени распоряжение администрации города не исполнено.

Согласно справке администрации Фрунзенского района г. Саратова от 19.12.2016 года ФИО1, 1970 года рождения, проживающая по адресу: <адрес>А с 06.09.1994 года состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма составом семьи 2 человека.

Справкой №20-04-0543 от 20.04.2017 года, выданной ГАУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова», подтверждается, что ФИО1, 1970 года рождения, является членом малоимущей семьи и нуждается в государственной социальной помощи.

В соответствии со справкой №7053 МУП Городское Бюро Технической Инвентаризации по состоянию на 28.07.2011 года процент физического износа дома составляет 47%.

Доказательств о проведении в период с 2011 года по день вынесения решения каких–либо ремонтных работ суду не предоставлено.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что техническое состояние дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, следовательно, у органов местного самоуправления в лице администрации муниципального образования «Город Саратов», в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, возникла обязанность предоставить истцу и членам её семьи жилое помещение по договору социального найма. Безотлагательное выполнение постановленного решения необходимо в интересах указанных граждан и в целях исключения угрозу их жизни и здоровью.

Обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае признания его непригодным для проживания, возлагается на орган местного самоуправления, как на наймодателя жилого помещения, которым является администрация МО «Город Саратов».

Суд не может согласиться с возражениями ответчика на иск о том, что <адрес> в <адрес> не включен в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению, поскольку данные возражения опровергаются Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 23.08.2013 года № 353-р.

Обстоятельство, с которым суд связывает обязанность администрации муниципального образования «Город Саратов» предоставить истцу благоустроенное жилое помещение, возникло в 2012 году, когда жилой дом в установленном на тот период времени порядке был признан аварийным, непригодным для проживания.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истец ФИО1 и член ее семьи имеют право на предоставление им в пользование жилого помещения, в соответствии со статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку после признания жилого помещения, находящегося в их пользовании, аварийным и непригодным для последующего проживания в 2012 году, они не обеспечены до настоящего времени жильем.

Положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования о внеочередном предоставлении жилого помещения взамен утраченного в результате аварийного состояния, поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что дом непригоден для последующего проживания, а истица и члены её семьи в силу вышеприведенных норм законодательства имеют право на защиту своего права путем предоставления другого жилого помещения. Кроме того, распоряжением администрации от 23.08.2013 года обязанность по отселению и сносу здания возлагалась на собственников помещений, к каковым истец ФИО1 и члены ее семьи не относятся.

Определяя размер подлежащего предоставлению истице и членам её семьи жилого помещения, суд исходит из следующего.

Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому.

В обзоре судебной практики от 29.04.2011 г., Верховный Суд РФ указал, что в общую площадь комнаты, как части коммунальной квартиры подлежит включению: жилая площадь самой комнаты; площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая); доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.

Таким образом, расчет доли в общем имуществе производится по формуле: площадь занимаемого помещения (комнаты в коммунальной квартире) / (общая площадь коммунальной квартиры – площадь помещений общего пользования) х (площадь помещений общего пользования).

Согласно данным технического паспорта на <адрес>,<адрес>жилое помещение) в <адрес> в <адрес>, площадь (жилая) занимаемого помещения – 16,4 кв.м., общая площадь коммунальной квартиры – 62,3 кв.м., площадь помещений общего пользования – 24,1 кв.м. (9,0 к.в.м. + 11,1 кв.м. + 4,0 кв.м.).

Количество площади общего пользования, приходящейся на квартиру истцов = 16,4 : (62,3 – 24,1) х 24,1 = 4 кв.м.

Таким образом, общая площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению ФИО1 и членам ее семьи составляет 16,4 кв.м. + 4 кв.м. = 20,4 кв.м.

В связи с изложенным, суд считает возможным обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить в пользование ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Саратова, общей площадью не менее 20,4 кв.м., в том числе, жилой площади – не менее 16,4 кв.м., состоящее из одной жилой комнаты, на семью из двух человек: ФИО1, ФИО2, с последующим расторжением договора социального найма, заключённого с ФИО1 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>А.

На основании вышеприведенных положений закона, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд находит заявленные заместителем прокурора Фрунзенского района г. Саратова в интересах ФИО1 исковые требования к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом оснований для удовлетворения иска к Комитету по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Город Саратов» отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

исковое заявление заместителя прокурора Фрунзенского района города Саратова в интересах ФИО1 к Администрации муниципального образования «Город Саратов» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова, общей площадью не менее 20,4 кв.м., в том числе, жилой площади – не менее 16,4 кв.м., состоящее из одной жилой комнаты, на семью из двух человек: ФИО1, ФИО2.

В удовлетворении иска заместителя прокурора Фрунзенского района города Саратова в интересах ФИО1 к Комитету по управлению имуществом города Саратов об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, с подачей жалобы во Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня со дня его изготовления в окончательной форме – 14 августа 2017 года.

Судья И.Н. Шустова