8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об обязании поставить на учет, приобрести жилое помещение, заключить договор специализированного найма № 2-5351/2017 ~ М-5091/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело 2- 5351/17 Мотивированное решение изготовлено 18.09.2017г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2017 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Прилепиной С.А., при секретаре Рамзаевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Девятова Николая Владимировича к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга об обязании поставить на учет, приобрести жилое помещение, заключить договор специализированного найма,

УСТАНОВИЛ:

Девятов Н.В. обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга об обязании поставить на учет, приобрести жилое помещение, заключить договор специализированного найма.

Истец просит признать его нуждающимся в предоставлении жилого помещения из специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений, как лица, оставшегося без попечения родителей, обязать Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга поставить истца на учет как нуждающегося в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области за счет средств областного бюджета приобрести благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 16 кв.м., находящееся в черте г. Екатеринбург, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам для предоставления его по договору найма специализированного жилого помещения. Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» заключить с истцом договор найма специализированного жилого помещения на 5 лет.

В обоснование заявленных требований указано, что Девятов Н.В., *** г.р. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со свидетельством о рождении Девятова Н.В., мать- А, отец- Б

В соответствии с решением исполнительного комитета Полевского городского Совета народных депутатов от ***. на основании представленного горздравотделом материалом об определении в дом ребенка Девятова Н.В. <***>, просить Свердловский облздравотдел определить ребенка в дом ребенка с содержанием за счет матери.

В соответствии со справками ГКУ «СРЦН №1 г. Полевского», Девятов Н.В. *** являлся воспитанником Полевского детского дома, *** являлся воспитанником Дегтярского детского дома.

*** истец обучался в ГПТУ №25 г. Свердловска по профессии токарь-расточник,.

Затем работал ***, *** был осужден <***>. <***>

В настоящее время истец не имеет жилого помещения для проживания, зарегистрирован по адресу *** в квартире бывшей супруги, но фактически не проживает. Жилого помещения на праве собственности не имеет.

Девятов Н.В. обращался в Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося как лица, относящегося к категории лица, оставшегося без попечения родителей, на что получил отказ.

Истец Девятов Н.В., его представитель Ганеева А.И. в судебном заседании поддержали требования. Пояснили, что отказ Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга в постановке на учет от *** не обжаловал истец не обжаловал, т.к. он не знал о своих правах, так же он не знал о своих правах на предоставление жилого помещения, т.к. данные права ему никто не разъяснял, он юридически неграмотный. Истец не обладает информацией, состоит ли он на уч

Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Тертычная Е.Е. с иском не согласна, пояснила, что, что закон ограничивает срок обращения с заявлением о постановке на учет и на предоставление жилья, данный срок ограничен возрастом в 23 года, истец без уважительных причин пропустил данный срок.

Ответчик Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга извещен надлежащим образом и в срок, причина неявки суду не известна, раннее в судебном заседании представитель ответчика с иском не согласилась, считает, что Девятовым Н.В. утрачено право на постановку на учет, т.к. нормы действующего законодательства не распространяются на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, старше 23 лет, кроме того, истец имел возможность своевременно обратиться в суд для защиты своих прав и интересов.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обс­тоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требова­ний и возражений.

По смыслу ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Девятов Н.В., *** г.р. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со свидетельством о рождении Девятова Н.В., мать- А, отец- Б

В соответствии со свидетельством о смерти А умерла ***

В соответствии с решением исполнительного комитета Полевского городского Совета народных депутатов от *** на основании представленного горздравотделом материалом об определении в дом ребенка Девятова Н.В. <***>, просить Свердловский облздравотдел определить ребенка в дом ребенка с содержанием за счет матери.

В соответствии со справками ГКУ «СРЦН №1 г. Полевского», Девятов Н.В. *** являлся воспитанником Полевского детского дома, с *** являлся воспитанником Дегтярского детского дома.

*** истец обучался в ГПТУ №25 г. Свердловска по профессии токарь-расточник.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Таким образом, Девятов Н.В. достиг возраста 18 лет и соответственно, возникли основания для предоставления жилья по договору специализированного найма.

В соответствии с письмом Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга *** от *** указано, что заявление по жилищному вопросу рассмотрено и постановлением Главы администрации района *** от *** в постановке на учет для улучшения жилищный условий в список внеочередной отказано, т.к. нет законных оснований, семья из трех человек состоит на учете в списке первоочередном с ***, очередь *** и в списке общем, очередь ***. Данное решение истец не обжаловал.

Доводы истца о том, что он обращался с заявлением в администрацию о постановке на учет именно как ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеющий право на внеочередное предоставление жилья из данного ответа не усматривается.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 01.01.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Доказательств, подтверждающих, что в период с 18 до 23 лет, а также после окончания обучения в ГПТУ №25 г. Свердловска истец обращался в администрацию г. Екатеринбурга или другие органы, уполномоченные производить постановку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилищный учет, с заявлением о постановке на учет и ему в этом было отказано; а также доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий к такому обращению, истцом не представлено (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Доводы истца о том, что он не может быть лишен гарантированного права на предоставление жилого помещения, несмотря на возраст, основаны на неверном толковании норм материального права, подлежащих применению к спорному правоотношению.

В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакциях, действовавших до 01.01.2013) к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Обстоятельства, в силу которых истец, достигнув совершеннолетия, не имел возможности до 23 лет самостоятельно осуществлять свои права в органах местного самоуправления путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, истцом не указаны. Не указаны такие обстоятельства и в период после окончания истцом обучения ГБОУ СПО СО «ЕПТТ им. В.М. Курочкина» *** Из объяснений истца следует, что закрепленного за ним жилого помещения не имеется, что вынужден был снимать жилое помещение для проживания после *** однако, доказательств обращения в соответствующие органы с просьбой о постановке его на учет нуждающихся, в том числе и по общим основаниям, не представлено. Истец при отсутствии у него жилого помещения для проживания, вправе был обратиться в Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга с просьбой поставить его на учет нуждающихся в жилых помещениях, однако, истцом такие действия совершены не были. А доводы истца об устных обращениях в органы опеки и попечительства, в Администрацию Орджоникидзевского г. Екатеринбурга не подтверждены какими-либо доказательствами. Истец впервые обратился с заявлением о постановке его на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, *** когда ему исполнилось 45 лет.

И поскольку свое право на обеспечение жилым помещением до достижения возраста 23 лет, то есть в тот период, когда истец в силу закона относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, он не реализовал, данное право после достижения 23 лет реализовано и, соответственно, сохранено быть не может.

Поскольку жилищные правоотношения имеют длящийся характер, срок исковой давности по требованиям Девятова Н.В. не пропущен.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска по указанным в нем мотивам не имелось.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Отказать в исковых требованиях Девятова Николая Владимировича к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения из специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений, поставке на учет как нуждающегося в предоставлении жилого помещения, обязании приобрести благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 16 кв.м., находящееся в черте г. Екатеринбург, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам для предоставления его по договору найма специализированного жилого помещения, обязании заключить договор найма специализированного жилого помещения на 5 лет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.А. Прилепина

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн