8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об обязании перевести жилое помещение специализированного жилищного фонда МЧС России в жилое помещение жилищного фонда социального использования с последующим его предоставлением по договору социального найма № 2-2744/2017 ~ М-568/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело №2-2744/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)

24 мая 2017 года Санкт-Петербург

Калининский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Смирновой О.А.,

при секретаре Байыр А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова А.Б. к Северо-Западному региональному центру МЧС России, ФКУ «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» об обязании перевести жилое помещение специализированного жилищного фонда МЧС России в жилое помещение жилищного фонда социального использования с последующим его предоставлением по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Петров А.Б. обратился в Калининский районный суд города Санкт-Петербурга с иском к Северо-Западному региональному центру МЧС России, ФКУ «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» об обязании перевести жилое помещение специализированного жилищного фонда МЧС России в жилое помещение жилищного фонда социального использования с последующим его предоставлением по договору социального найма. Свои требования мотивировал тем, что является нанимателем жилого помещения по адресу: Х, на основании договора найма служебного жилого помещения от 29.12.2010, зарегистрирован в указанном жилом помещении с 19.01.2011. Данная квартира принадлежит Государственному учреждению «Северо-западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» на праве оперативного управления. Решением жилищной комиссии Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России от 01.02.2005 истец был внесен в список очередников на обеспечение служебным жильем. 09 ноября 2010 года решением жилищной комиссии Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России принято решение о заключении с Петровым А.Б. договора найма служебного жилого помещения по указанному выше адресу. В удовлетворении заявления истца в Территориальное управление Росимущества в городе Санкт-Петербурге, переданного по принадлежности в Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России, с просьбой перевести вышеуказанную квартиру в жилое помещение с последующим заключением договора социального найма, 11 октября 2016 года решением заседания единой жилищной комиссии Северо-Западного регионального центра было отказано. ХХХХ года Петрову А.Б. назначена досрочная пенсия по старости в соответствии со ст. 28.1.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». 13 марта 2012 года присвоен статус «Ветеран труда», что устанавливает для истца меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О ветеранах». В настоящее время Петров А.Б. продолжает работать в Северо-Западном региональном поисково-спасательном отряде МЧС России, доход истца не позволяет ему приобрести жилое помещение в собственность.

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Представитель истца в судебном заседании требования истца поддержал в полном объеме, обратив внимание на то, что Петров А.Б. является получателем пенсии, ему присвоен статус «Ветеран труда», что обеспечивает Петрова А.Б. дополнительными гарантиями на получение жилья.

Представитель Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России в судебном заседании требования истца не признал, пояснив, что истец проживает в квартире по адресу Х на основании договора найма служебного жилого помещения от 29.12.2010. Он включен в список очередников на обеспечение служебным жильем на основании протокола заседания жилищной комиссии СЗРПСО от 01.02.2005. В списках, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоит. Квартира по адресу: Х, отнесена к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда МЧС России на основании приказа Северо-Западного регионального центра МЧС России от 30.01.2008. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29.12. 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Сопоставляя даты представления истцу жилого помещения и (01.03.2005) и датой введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (29.12. 2004) указанная статья на него не распространяется, в связи с тем, что указанное жилое помещение предоставлено истцу после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01.03.2005) на основании решения о предоставлении жилого помещения от 17.11.2008. В соответствии с п. 3 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом. В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, служебные жилые помещения. Таким образом, в удовлетворении требований следует отказать.

Представитель Северо-Западного регионального центра МЧС России требования Петрова А.Б. не признал, пояснив, что спорное жилое помещение на основании приказа Северо-Западного регионального центра МЧС России от 30.01.2008 отнесено к жилым помещениям специализированного жилищного фонда МЧС России. В списках нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением истец состоит на основании решения жилищной комиссии РПСО от 01.02.2005. Указанная квартира предоставлена истцу на основании решения жилищной комиссии о предоставлении служебного жилого помещения от 17.11.2010 по договору найма служебного жилого помещения от 29.12.2010. В списках нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Петров А.Б. не состоял. Таким образом, статья 13 Федерального закона от 29.12.2004 №189 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» на которую ссылается истец, на него не распространяется, поскольку служебное жилое помещение было предоставлено истцу после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01,03.2005) на основании вышеуказанного решения комиссии от 17.11.2010. В соответствии с п.3 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения специализированного жилого фонда не подлежат отчуждению. В связи с этим, в удовлетворении требований просит отказать.

Представитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (ранее – Территориальное управление Росимущества в городе Санкт-Петербурге) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, представил отзыв, согласно которому решением жилищной комиссии Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России от 01.02.2005 истец в составе семьи из 1 человека был внесён в список очередников по обеспечению служебным жилым помещением. Основанием постановки на учёт послужило проживание истца в Ленинградской области по адресу: Х. Документы, подтверждающие основания постановки на учёт, в дело не представлены. Решением жилищной комиссии Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС 09.11.2010 принято решение о предоставлении однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: Х на состав семьи из 1 человека на основании договора найма служебного жилого помещения. Согласно ф. № 9 от 26.02.2017 истец зарегистрирован в спорной квартире один. Информация о том, состоял ли истец на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту жительства на момент предоставления служебной жилой площади, отсутствует. В соответствии с п. 2, 18.3 Договора найма служебного жилого помещения квартира, расположенная по адресу: Х предоставлена в связи с работой в Х и договор может быть расторгнут в любое время в связи с истечением срока трудового договора. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 № 179, решения во включению в специализированный (служебный) жилищный фонд, а также изменению указанного режима жилой площади в отношении жилых помещений, закреплённых на соответствующем вещном праве за подведомственными учреждениями принимаются федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся соответствующие учреждения. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.05.2010, на основании Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге от 27.07.2009 зарегистрировано право оперативного управления Государственного учреждения «Северо-Западный региональный Поисково-спасательный отряд МЧС России» на квартиру, расположенную по адресу: Х. На основании Приказа Северо-Западного регионального центра МЧС России от 30,01.2008 спорная квартира отнесена к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда МЧС России. Решением единой жилищной комиссии Северо-Западного регионального центра МЧС России от 11.10.2016 истцу отказано в изменении режима жилой площади, отнесении жилого помещения к жилищному фонду социального использования и предоставлении ему данной квартиры по договору социального найма. Истцом не приведены мотивы, по каким основаниям он просит изменить режим служебной жилой площади. Единственная причина, которая указана в исковом заявлении, - истцу 25 декабря 2007 года досрочно назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 28.1.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». 13 марта 2012 года истцу присвоен статус «Ветеран труда», что устанавливает для него меры социальной поддержки, предоставляемые ст. 22 Федерального закона «О ветеранах». В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О ветеранах», меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Из спорной квартиры истца ответчик не выселяет, поэтому его права, гарантированные ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», не нарушены. В соответствии со ст. 100-101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого жилого помещения и может быть расторгнут на основании соглашения сторон. Трудовые отношения у сторон не прекращены. Ни одна из сторон не изъявила желания: расторгнуть действующий договор, поэтому основания для прекращения договора отсутствуют.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.02.2005 на основании решения жилищной комиссии Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России внесен в список очередников на обеспечение служебным жильем (л.д. 10). При этом, как указано в выписке из протокола Петров А.Б. зарегистрирован по адресу: Х.

На основании решения жилищной комиссии Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России от 09.11.2010 с Петровым А.Б. заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Х (л.д.14-16, 6-9).

В служебном жилом помещении истец зарегистрирован 19.01.2011, что подтверждается справкой о регистрации (форма 9), предоставленной ГКУ «Жилищное агентство Х района Санкт-Петербурга (л.д. 11).

Из пояснений представителей ответчиков, материалов дела следует, что квартира, в которой зарегистрирован истец, отнесена к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда МЧС России на основании приказа Северо-Западного регионального центра МЧС России от 30.01.2008.

Также из материалов дела следует, что 11.10.2016 единой жилищной комиссией Северо-Западного регионального центра МЧС России принято решение по заявлению Петрова А.Б. о переводе служебного жилого помещения в жилое помещение жилищного фонда социального использования. В удовлетворении заявления Петрову А.Б. отказано (л.д.19-20).

Петров А.Б. является получателем пенсии по старости, что подтвержается копией пенсионного удостоверения (л.д. 21), 13.03.2017 Петрову А.Б. выдано удостоверение, подтверждающее, что истец является «Ветераном труда» (л.д. 22).

Вместе с тем, несмотря на получение пенсии, Петров А.Б. до настоящего времени продолжает работать в Х (л.д.23-33).

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В соответствии с п.п. 2, 18 Договора найма служебного жилого помещения (л.д. 6-9) квартира, расположенная по адресу: Х, предоставлена в связи с работой в Х и договор может быть расторгнут в любое время в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью нанимателя, с истечением срока трудового договора, с истечением срока пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.

В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Согласно ст. 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; пенсионеры по старости; члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.

Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Согласно ст. 2 указанного Закона РФ граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

На основании ст. 4 вышеуказанного Закона РФ не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 №179, решения, по включению в специализированный (служебный) жилищный фонд, а также изменению указанного режима жилой площади в отношении жилых помещений, закреплённых на соответствующем вещном праве за подведомственными учреждениями принимаются федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся соответствующие учреждения.

Как следует из материалов дела Петрову А.Б. отказано в изменении режима жилой площади, отнесении жилого помещения к жилищному фонду социального использования и предоставлении ему данной квартиры, по договору социального найма. На момент предоставления истцу спорного жилого помещения оно уже было включено в специализированный жилищный фонд, однако данные обстоятельства не могут свидетельствовать о возникновении у истца права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст. ст. 108, 109 ЖК РСФСР.

В силу п. 41 пп. «в» Постановления Пленума Верховного Суда РФ №14 от 02.07.2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», нарушение требований Жилищного кодекса РФ и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений п. 2 ч. 3 ст. 11 Жилищного кодекса РФ и ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.

Доводы представителя истца о том, что Петров А.Б. в настоящее время является получателем пенсии по старости, и имеет статус «Ветеран труда», в данном случае не могут быть приняты во внимание, поскольку как усматривается из материалов дела, истец до настоящего времени продолжает работать в Х.

При этом, требования о выселении Петрова А.Б. из занимаемого жилого помещения не заявлялись, в связи с чем проживание его в служебном жилом помещении специализированного жилищного фонда МЧС России не нарушает его прав, гарантированных ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».

Таким образом, суд считает, что поскольку решение об отнесении спорного помещения к специализированному жилищному фонду не обжаловано, уполномоченным органом каких-либо решений об исключении указанного жилого помещения из категории специализированного (служебного) жилищного фонда, переводе в фонд социального использования не принималось, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ

Требования Петрова А.Б. к Северо-Западному региональному центру МЧС России, ФКУ «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» об обязании перевести жилое помещение специализированного жилищного фонда МЧС России в жилое помещение жилищного фонда социального использования с последующим его предоставлением по договору социального найма, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн