РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2016 года Хорошевский районный суд г. Москвы в составе: Председательствующего судьи Вахмистровой И.Ю.
При секретаре Папенковой Е.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское
дело № 2-5668/16 по
иску Государственной жилищной инспекции г. Москвы к ЖСК «Адлер» о признании недействительным решения общего собрания членов ЖСК, обязании произвести корректировку размера платы за отопление, об обязании осуществлять начисление платы за отопление в соответствии с нормативно-правовыми актами,
УСТАНОВИЛ
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании недействительным решения общего собрания членов ЖСК, обязании произвести корректировку размера платы за отопление, об обязании осуществлять начисление платы за отопление в соответствии с нормативно-правовыми актами.
Ссылается на то, что Государственная жилищная инспекция города Москвы (далее - Мосжилинспекция) в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 1 Положения о государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011г. № 336-ПП является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору в пределах своей компетенции.
В соответствии с п. 4.3.2.3. Положения и ст. 20 ЖК РФ Мосжилинспекция уполномочена осуществлять региональный жилищный надзор за порядком принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании жилищно-строительного кооператива правомерности принятия решения о выборе способа управления.
В соответствии с п. 5.7. Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011г. № 336-1Ш и ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ Мосжилинспекция вправе обращаться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, и признании договора управления данным домом недействительным.
Жилищная инспекция по Северо-Западному административному округу является структурным подразделением Мосжилинспекции.
На основании обращения собственника жилого помещения по адресу: адрес фио проведена внеплановая документарная проверка, которой установлено следующее.
Жилищно-строительный кооператив «Адлер» был организован решением общего собрания граждан и зарегистрирован Ворошиловским РИК № в г. Москве.
В соответствии с постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 г., при оборудовании дома общедомовым прибором учета тепловой энергии (ОДПУ), размер платы за отопление определяется исходя из среднемесячного объема тепловой энергии многоквартирного дома за предыдущий год и общей площади жилых помещений, с корректировкой размера платы 1 раз в год.
При отсутствии данных о фактическом объеме тепловой энергии за предыдущий год, размер платы определяется исходя из норматива расхода тепловой энергии, составляющего 0,016 Гкал, на 1 кв.м, общей площади жилого помещения, с корректировкой размера платы 1 раз в год.
При отсутствии ОДПУ размер платы определяется исходя и? норматива расхода тепловой энергии. Возможность ежегодной корректировки платы за отопление для всех потребителей в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовыми приборами учета, с сентября 2012 года законодателем исключена.
Согласно предоставленной информации: -функции по управлению многоквартирным жилым домом (далее- МКД), расположенным по адресу: адрес, осуществляет ЖСК «Адлер»; -МКД оборудован ОДГТУ тепловой энергии (АКТ ввода в эксплуатацию не предоставлен, работоспособность. не подтверждена); -согласно договору теплоснабжения №- г., ресурсоснабжающей организацией является ПАО «МОЭК»; -согласно техническому паспорту общая площадь жилых помещений МКД, без учета балконов и лоджий, составляет 31426,4 кв.м.; -согласно счетам ресурсоснабжающей организации, объем тепловой энергии определен по «ПУ на доме» и составил 4249,6 Гкал.
-фактический среднемесячный объём тепловой энергии составил 0,0112687 Гккал/кВ.м. = 4249,6 Гккал : 12 мес. : 21426,4кв.м.
-в 2015 г. к расчету платы принят среднемесячный объем составивший 0,0124238 Гкал./кв.м., корректировка платы за отопление не проводилась; - к расчету платы принят среднемесячный объем составивший 0,0124238 Гкал./кв.м.
Исходя из вышеизложенного. Среднемесячный объем тепловой энергии, принятый к расчету платы превышает фактический среднемесячный объем тепловой энергии Разница между показаниями ОДПУ и платой, начисленной за отопление жителям МКД., на основании решения отчетно- выборного собрания членов ЖСК «Адлер» (Протокол №1) направляется в резервный фонд ЖСК «Адлер».
Согласно предоставленному Протоколу № 1 от 23.04.2014 г.
отчетновыборочного собрания членов ЖСК «Адлер», проведенного в очной форме, при кворуме присутствовавших в 52 % принято решение (пп. б п. 3 протокола № ) производить начисления за отопление и горячую воду, в соответствии с постановлениями Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. и № 354 от 06.05.2011 г., по фиксированным тарифам. После проведения ежегодного перерасчета за отопление и горячую воду образующуюся экономию денежных средств направлять в резервный фонд ЖСК «Адлер» и в фонд капитального ремонта, с целью использования данных денежных средств на мероприятия по энергосбережению и капитальный ремонт подъездов ЖСК «Адлер». Данное решение учесть при утверждении сметы ЖСК на 2014-2016 гг. («ЗА» - 217 человек, «ПРОТИВ» - 2 человека, «ВОЗДЕРЖАЛИСЬ» - 2 человека).
В соответствии с п. 23 при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно п. 27 Правил, величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления учитывается при начислении платы за коммунальную услугу отопления, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
В соответствии с п. 16 статьи 12 Жилищного кодекса РФ установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы отнесено к исключительным полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
Исходя из вышеизложенного, общее собрание собственников помещений (членов ЖСК) не вправе устанавливать иной порядок расчета платы за коммунальные услуги (изменять методику расчета), а также принимать решение о направлении суммы, полученной в результате корректировки платы за услугу отопление в резервный фонд (иные цели) и противоречий п. 16 ст. 12 ЖК РФ и п. п. 23,27 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307.
В силу ч. 1 ст. 181.5 ГК РФ решение собрание ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания.
В связи с изложенным истец просил суд признать недействительным и не порождающим правовых последствий с момента принятия, решение по вопросу № 3 п.п. «б» повестки дня общего собрания членов ЖСК «Адлер», оформленному протоколом от 23.04.2014 №1, как принятое по вопросу не отнесенному к полномочиям данного собрания; Обязать ЖСК «Адлер» произвести корректировку размера платы за отопление в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (в ред. от 27.08.2012) «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам») за период с 01.06.2015 года по 30.06.2016 года включительно; Обязать ЖСК «Адлер» осуществлять начисление оплаты за отопление с 01.07.2016 г. в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). (л.д. 42-44).
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала. Пояснила, что в указанный в иске период начисление за отопление производилось по нормам потребления, но документов, подтверждающих данные доводы у неё нет. В акте проверки, на который ссылается ответчик, указано только на отсутствие нарушений в вопросе предоставления документов, в акте нарушения не выявлены.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Представители ответчика с иском не согласились по мотивам. изложенным в письменных возражениях по иску (л.д. 46-49, 76-78). Пояснили, что решение общего собрания членов ЖСК не вносило изменений в постановление Правительства г. Москвы. Общее собрание действовало в пределах своей компетенции. В компетенцию собрания входит вопрос формирования фонда капитального ремонта. Деньги направлялись в резервный фонд ЖСК, потом были потрачены на дом. Прибор учёта находится на балансе ГУИС. корректировка платы за отопление в доме производилась. Просили применить к заявленным требованиям срок исковой давности.
Заслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Жилищно-строительный кооператив «Адлер» по адресу: адрес был организован решением общего собрания граждан и зарегистрирован Ворошиловским РИК №. Согласно предоставленному Протоколу № 1 от 23.04.2014 г. отчетновыборочного собрания членов ЖСК «Адлер», проведенного в очной форме, при кворуме присутствовавших в 52 % принято решение (пп. б п. 3 протокола № 1) производить начисления за отопление и горячую воду, в соответствии с постановлениями Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. и № 354 от 06.05.2011 г., по фиксированным тарифам. После проведения ежегодного перерасчета за отопление и горячую воду образующуюся экономию денежных средств направлять в резервный фонд ЖСК «Адлер» и в фонд капитального ремонта, с целью использования данных денежных средств на мероприятия по энергосбережению и капитальный ремонт подъездов ЖСК «Адлер».
Данное решение учесть при утверждении сметы ЖСК на 2014-2016 гг. («ЗА» - 217 человек, «ПРОТИВ» - 2 человека, «ВОЗДЕРЖАЛИСЬ» - 2 человека). (л.д. 12- 34). Согласно сводному акту проверки Мосжилинспекции. установлено. Что МКД оборудован ОДГТУ тепловой энергии (АКТ ввода в эксплуатацию не предоставлен, работоспособность в 2015 г. не подтверждена); -согласно договору теплоснабжения №., ресурсоснабжающей организацией является ПАО «МОЭК»; -согласно техническому паспорту общая площадь жилых помещений МКД, без учета балконов и лоджий, составляет 31426,4 кв.м.; -согласно счетам ресурсоснабжающей организации, объем тепловой энергии в 2015 г. определен по «ПУ на доме» и составил 4249,6 Гкал.
-фактический среднемесячный объём тепловой энергии за 2015г. составил 0,0112687 Гккал/кВ.м. = 4249,6 Гккал : 12 мес. : 21426,4кв.м.
-к расчету платы принят среднемесячный объем составивший 0,0124238 Гкал./кв.м., корректировка платы за отопление не проводилась; -. к расчету платы принят среднемесячный объем составивший 0,0124238 Гкал./кв.м.
Исходя из вышеизложенного. Среднемесячный объем тепловой энергии, принятый к расчету платы. превышает фактический среднемесячный объем тепловой энергии.
Разница между показаниями ОДПУ и платой, начисленной за отопление жителям МКД., на основании решения отчетно- выборного собрания членов ЖСК «Адлер». (Протокол №) направляется в резервный фонд ЖСК «Адлер». (л.д. 36- 37).
Согласно ст. 44 ЖК РФ в редакции, действовавшей на момент проведения общего собрания членов ЖСК, - Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, российской кредитной организации, в которой должен быть открыт специальный счет; принятие решений о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства; принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания; принятие решений об использовании системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования; принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на использование системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (далее - администратор общего собрания); принятие решения о порядке приема администратором общего собрания сообщений о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы; принятие решения о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива общего собрания в соответствии с частью 6 статьи 45 настоящего Кодекса; выбор способа управления многоквартирным домом; принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме; другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п.п. «б» п. 21 ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, действовавших на момент проведения общего собрания членов ЖСК При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно п. 27 Правил Величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления и рассчитанная в соответствии с подпунктом "г" пункта 20, подпунктом "б" пункта 21, пунктами 23 и 25 настоящих Правил, учитывается при начислении платы за коммунальную услугу отопления, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
Согласно ст. 12 п. 16 ЖК РФ К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Судом установлено, что порядок и размер расчёта платы за потреблённую тепловую энергию в доме, оборудованном общедомовым прибором учёта, установлен правовым актом РФ. Следовательно, установленный законодательно порядок не может быть изменён решением общего собрания членов ЖСК. Принимая решение об установлении платы за тепловую энергию по фиксированным тарифам при наличии ОДПУ тепловой энергии и направлении экономии денежных средств в резервный фонд ЖСК, общее собрание превысило свою компетенцию, поскольку данный вопрос не входит в компетенцию общего собрания собственников помещений МКД, регулируется исключительно нормами ЖК и нормативно-правовыми актами федерального уровня.
Следовательно, решение общего собрания в данной части является ничтожным.
В данной части исковые требования подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, в остальной части требования истца не подлежат удовлетворению.
Истцом не представлено доказательств того, что в *** начисляло плату за потребление тепловой энергии по нормативам потребления. Решением суда, вступившим в законную силу, по делу по иску Мосжилинспекции к ЖСК «Адлер» об обязании устранить нарушения жилищного законодательства, установлено, что расчёт платы за отопление производился по коэффициенту индивидуального потребления, учёт велся по Гкал.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истцом не приведено ни одного доказательства того, что в 2015-2016г.г.
ЖСК «Адлер» производило начисление платы за тепловую энергию не в соответствии с показаниями ОДПУ, а по нормативам потребления. Из объяснений ответчика следует, что. корректировка платы за отопление была проведена, истцом доказательств обратного не представлено. При этом корректировка платы не может быть произведена, поскольку проводится она один раз в год, по истечении платёжного периода, который на момент рассмотрения дела не истёк.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска.
При этом суд не находит оснований для применения срока исковой давности к заявленным требованиям, поскольку считает, что нормы ст. 46 ЖК РФ к истцу применению не подлежат.
Истец является государственным органом, а не собственником помещений МКД, осуществляет государственную функцию по надзору за соблюдением жилищного законодательства, в связи с чем на его требования распространяется общий срок исковой давности. Общее собрание членов ЖСК стоялось., иск предъявлен в суд , т.е. в пределах срока исковой давности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Иск Государственной жилищной инспекции удовлетворить частично.
Признать недействительным решение общего собрания членов ЖСК «Адлер», оформленное протоколом в части определения порядка начисления платы за отопление и в части направления образующейся экономии денежных средств в результате ежегодного перерасчёта платы за отопление и горячую воду в резервный фонд и фонд капитального ремонта ЖСК.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья И.Ю. Вахмистрова.