дело № 2-4204/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июля 2017 г. г. Уфа
Калининский районный суд г. Уфа Республики Башкортостан
в составе:
председательствующего судьи Фаршатовой И.И. единолично,
при секретаре Ибрагимовой А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Янгирова М.А, Янгиров М.М к Администрации ГО <адрес> об обязании организовать деятельность межведомственной комиссии при администрации ГО <адрес> по обследованию многоквартирного жилого дома по адресу: Уфа, <адрес>, обязании ответчиков обследовать <адрес> на предмет невозможности проживания, обязании выделить Янгировой М.А. и Янгирову М.М., являющимися сособственниками в равных долях комнаты 7 <адрес>, с учетом права Янгировой М.А. на дополнительную жилую площадь - отдельную благоустроенную квартиру в черте <адрес>, отвечающую всем санитарным и строительным нормам,
УСТАНОВИЛ:
Янгирова М.А., Янгиров М.М. обратились в суд с указанным иском, мотивируя тем, что она и ее сын проживают в доме по адресу: <адрес> <адрес>. Указанный дом ветхий и аварийный, в нем невозможно проживать, удобств не имеется, истцом поведена экспертиза, из которой следует, что «...невозможно проживать в <адрес>, так как комната, коридор, кухня, туалет создает угрозу жизни и здоровью граждан». Заключение эксперта №. Истец обратилась с письменным заявлением в Администрацию ГО <адрес>, в котором просила выделить ей и ее сыну квартиры с учетом ее права на дополнительную жилую площадь. Заявление осталось без ответа. В связи с чем, с учетом уточненного иска, просят обязать ответчиков Администрацию ГО <адрес> Уфы организовать деятельность межведомственной комиссии при администрации ГО <адрес> по обследованию многоквартирного жилого дома по адресу: Уфа, <адрес>, в соответствии с порядком и требованиями, установленными Положением о признании помещении жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, обязать обследовать комнату <адрес> на предмет невозможности проживания, обязать выделить истцу Янгировой М.А. и Янгирову М.М. с учетом права Янгировой М.А. на дополнительную жилую площадь отдельную благоустроенную квартиру в черте <адрес>, отвечающую всем санитарным и строительным нормам. На основании заключения независимой экспертизы компании «Платинум» № от ДД.ММ.ГГГГ признать <адрес> не пригодным для проживания и обязать Администрацию города выделить истцам квартиру.
Янгирова М.А. в судебном заседании исковое заявление с учетом уточнений поддержала, просила удовлетворить, привела те же доводы, что и в иске. Представитель ответчика <адрес> Девицкова Ю.С.просила отказать в удовлетворении иска, поддержала письменное возражение на иск, привела те же доводы, что и в нем. Янгиров М.М. не явился, извещен надлежаще, ответчик Администрация ГО <адрес> не явился, извещены надлежаще. В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке в отсутствие не явившихся лиц, не представивших уважительных причин неявки в суд и не просивших об отложении дела.
Изучив и исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив их доводы и возражения, доводы иска, письменные возражения на иск ответчика, суд пришел к следующему выводу.
Согласно части 3 статьи 52 ЖК РФ, введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.
ЖК РФ предусмотрен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и определен орган, осуществляющий принятие на учет. Постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина на основании норм статей 49, 51 - 52 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Из материалов дела следует, что по информации Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в жилом <адрес> произошел пожар, очаг пожара был расположен на полу помещения кухни, наиболее вероятной причиной пожара послужило занесение источника зажигания извне, в результате умышленных действий не установленного лица.
По данным исследования физического износа и исследования строительных конструкций после пожара, проживание в комнате № <данные изъяты>.м) невозможно, указанная комната, коридор, кухня, туалет, создают угрозу жизни и здоровью граждан, что указано в представленном истцом заключении эксперта ООО «Консалтинговая компания «Платинум» № от ДД.ММ.ГГГГ г.
На основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» межведомственная комиссия Администрации города составила заключение: о выявлении оснований для признания жилого помещения - комнаты № (ДД.ММ.ГГГГ. м.) <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан подлежащим капитальному ремонту силами собственников с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными законом требованиями.
Данное заключение (решение муниципального органа) в установленном законом порядке и в установленные законом сроки Янгировыми не обжаловано, судом или вышестоящим органом не отменено. В связи с чем суд считает заключение межведомственной комиссии Администрации города о выявлении оснований для признания комнаты № (18,6 кв. м.) <адрес> подлежащим капитальному ремонту силами собственников правильным и обоснованным, так как не доказано иное.
Действительно, в заключении об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Межведомственной комиссии - обследование жилого комнаты № фактически членами комиссии не проводилось.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В результате рассмотрения документов установлено, что жилое помещение - комната № (<данные изъяты>м.) расположена в пятикомнатной коммунальной <адрес> на первом этаже двухэтажного жилого <адрес>. Жилой <адрес> года постройки, двухэтажный, материал наружных стен - шлакоблочные; материал перекрытий - деревянные утепленные. Степень благоустройства: центральное водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, отопление и канализация. <адрес> комнаты <данные изъяты> м, которая находится в общей долевой собственности Янгировой М.А. (доля в праве <данные изъяты> ) и Янгирова М.М. (доля в праве ?, согласно справке о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении - комнате № <адрес> зарегистрировано 2 человека.
ДД.ММ.ГГГГ Янгирова М.А. обращалась с заявлением в Администрацию ГО???????????????-????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????j???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
Ранее определением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление Янгирова М.А, Янгиров М.М к Администрации ГО <адрес> об обязании организовать деятельность межведомственной комиссии при администрации ГО <адрес> по обследованию многоквартирного жилого дома по адресу: Уфа, <адрес>, об обязании ответчиков обследовать комнату 7 на предмет невозможности проживания, обязании ответчиков выделить с учетом права Янгировой М.А. на дополнительную жилую площадь - отдельную благоустроенную квартиру в черте <адрес>, отвечающую всем санитарным и строительным нормам, оставлено без рассмотрения в связи с не соблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Управление по обеспечению жизнедеятельности города письмом от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено, что жилой <адрес> года постройки, шлакоблочный, общей площадью 599,4 кв.м., 4-х квартирный. В соответствии с договором о развитии застроенной территории №-РТ от ДД.ММ.ГГГГ территория, ограниченная <адрес>, Черниковской, Кремлевской и Первомайской, на которой расположен многоквартирный <адрес>, передана ООО МТПК «Маштехресурсы» под развитие застроенной территории. Постановлением Администрации ГО <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков, жилых помещений и расселении граждан, проживающих в жилых домах №№, 33 по <адрес>, <адрес> <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан» расселение собственников жилых помещений вышеуказанного жилого дома осуществляется путем выкупа за счет средств ООО МТПК «Маштехресурсы». Расселение жилого <адрес> планируется произвести застройщиком ООО МТПК «Маштехресурсы» до конца 2017 г. В настоящее время застройщиком осуществляется приобретение жилых помещений для расселения граждан и ведется работа с собственниками и нанимателями жилых помещений. Вашей семье предложено несколько вариантов расселения, в том числе с учетом материальной помощи от ООО МТПК «Маштехресурсы», а именно отдельная однокомнатная квартира площадью 33 кв.м. с чистовой отделкой в <адрес> ГО <адрес> РБ. Однако Янгировы от предложенного варианта расселения отказались. ДД.ММ.ГГГГ в жилом <адрес> произошел пожар, очаг пожара был расположен на полу помещения кухни, наиболее вероятной причиной пожара послужило занесение источника зажигания извне, в результате умышленных действий неустановленного лица.
о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 и принятия решения о признании жилого помещения пригодным или непригодным для проживания.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с п. 7 названного Положения N 47, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 (1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.
Таким образом, решение вопроса о признании частного жилищного фонда пригодными или непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции Межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Между тем, наличие исключительной компетенции Межведомственной комиссии при решении вопроса о признании жилых помещений пригодными или непригодными для проживания, не исключает право заинтересованных лиц оспаривать решения межведомственной комиссии в случае их незаконности (пункт 52 Положения).
На учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения (и дополнительной площади) истцы состоят, но не являются первоочередниками.
Не представлено документов и доказательств, что после проведения в декабре 2016 г. межведомственной комиссии и составления заключения о необходимости проведения капремонта Янгировы обращались письменно к ответчикам с заявлениями о повторной организации межведомственной комиссии по обследованию жилого дома и комнаты 7 на предмет ветхости, аварийности дома, невозможности проживания в нем ввиду разрушения конструкции и т.п., что Янгировы вообще обращались в администрацию города или района с письменными заявлениями.
Предоставление жилых помещений ввиду ветхости и аварийности дома (квартиры) осуществляется только на основании государственной экспертизы, назначенной и проведенной государственной экспертной организацией в соответствии с Положениями и подзаконными актами муниципальных органов. Экспертное заключение частной экспертной организации в данном случае согласно требованиям закона не может быть положено в основу решения межведомственной комиссии Администрации города о признании дома не пригодным или пригодным для проживания.
При таком положении при отсутствии законных оснований для организации деятельности межведомственной комиссии, по причине наличия у истцов жилья для проживания, которое не признано ветхим, аварийным, подлежащим сносу, наличия у них недвижимого имущества в собственности, они не являются первоочередниками в получении квартиры от муниципалитета, суд отказывает в удовлетворении иска Янгирова М.А, Янгиров М.М к Администрации ГО <адрес> об обязании организовать деятельность межведомственной комиссии при администрации ГО <адрес> по обследованию многоквартирного жилого дома по адресу: Уфа, <адрес>, обязании ответчиков обследовать комнату 7 <адрес> на предмет невозможности проживания, обязании выделить Янгирова М.А и Янгиров М.М, являющимися сособственниками в равных долях комнаты 7 <адрес>, с учетом права Янгирова М.А на дополнительную жилую площадь - отдельную благоустроенную квартиру в черте <адрес>, отвечающую всем санитарным и строительным нормам.
Руководствуясь ст.ст. 12.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Отказать в удовлетворении иска Янгирова М.А, Янгиров М.М к Администрации ГО <адрес> об обязании организовать деятельность межведомственной комиссии при администрации ГО <адрес> по обследованию многоквартирного жилого дома по адресу: Уфа, <адрес>, обязании ответчиков обследовать комнату 7 <адрес> на предмет невозможности проживания, обязании выделить Янгировой М.А. и Янгирову М.М., являющимися сособственниками в равных долях комнаты 7 <адрес>, с учетом права Янгировой М.А. на дополнительную жилую площадь - отдельную благоустроенную квартиру в черте <адрес>, отвечающую всем санитарным и строительным нормам.
Данное решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
В окончательной форме решение принимается в течение пяти дней.
Председательствующий судья И.И. Фаршатова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ