Дело № 2-3546/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2017 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи М.М. Сафронова при секретаре судебного заседания Ю.В. Чарушиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского АО г. Омска в интересах ИГВ к Администрации г. Омска о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу,
В судебном заседании приняли участие:
от истца ИГВ – ИГВ (по паспорту),
от прокуратуры Ленинского АО г. Омска – КМИ (по удостоверению)
от ответчика от третьего лица Департамента жилищной политики Администрации г. Омска – ШМВ, по доверенности (л.д. ____ ),
иные лица не явились, сведения об извещении имеются,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского АО г. Омска обратился в с уд в интересах ИГВ. с требованиями к Администрации г. Омска о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Ленинского АО г. Омска по обращению ИГВ. проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в деятельности Администрации г. Омска.
Проверкой установлено, что на основании заключения межведомственной комиссии г. Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ № дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
При этом в ходе проведенного межведомственной комиссией обследования установлено, что техническое состояние данного многоквартирного дома оценивается как аварийное, характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.
Физический износ указанного многоквартирного дома – 72%, дом 1958 года постройки, число квартир – 4, число комнат – 9, общей площадью 129,5 кв м.
В ходе обследования, проведенного прокуратурой округа 04 августа 2017 года, установлено, что в многоквартирном доме, расположенном в городе Омске по адресу: <адрес>, имеются проломы крыши, протекание кровли по всей площади дома, прогибы потолочных перекрытий, следы гниения наружных стен, пол имеет следы просадки, отсутствует канализация, система вентиляции, перекрытие завалинки разрушено, происходит намокание утеплителя.
Таким образом, жилое помещение <адрес>, в котором проживают граждане, представляют реальную опасность для их жизни и здоровья.
Постановлением Администрации г. Омска от 08 июля 2013 года №761-п «О сроках отселения физических и юридических лиц в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» срок отселения физических и юридических лиц – установлен до 29 мая 2015 года.
В адресную региональную программу Омской области по переселению граждан из многоквартирных домов, расположенных на территории г. Омска, данный дом не включен, поскольку он был признан таковым после 01 января 2012 года.
Расселение жителей вышеуказанного многоквартирного дома не осуществлено в установленный Администрацией г. Омска срок.
ИГВ проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на основании ордера на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного департаментом недвижимости г. Омска.
В состав семьи нанимателя входят: ИОГ, ИМО., ИНО., ДЕВ.
Общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв м.
Просит обязать Администрацию города Омска предоставить ИГВ. и членам ее семьи по договору социального найма в соответствии с требованиями ст. 89 ЖК РФ благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30,5 кв м, состоящее не менее чем из двух комнат.
Представитель истца прокурора Ленинского АО г. Омска КМИ истец ИГВ. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просили удовлетворить. Пояснили, что ИГВ. экспертизу, назначенную судом, не оплачивала.
Представитель ответчика Администрации г. Омска, третьего лица Департамента жилищной политики Администрации г. Омска ШМВ в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснив, что спорное жилое помещение не было включено в программу по переселению граждан из аварийного жилья, также сослалась на отсутствие возможности предоставить истцу жилое помещение и на очередность расселения из аварийных домов. Также пояснила, что правовые основания для указания количества комнат во вновь предоставляемом жилом помещении отсутствуют.
Иные третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.73-76).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 15 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
На основании ч. 3 указанной статьи жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Руководствуясь п.п. 3, 6 ст. 62 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно положениями ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В силу п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу положений ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Обязанность предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, жилых помещений лежит на органах местного самоуправления.Предоставление истцу иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Признание дома аварийным является основанием для расселения жильцов дома. При этом расселение граждан, проживающих в аварийном доме на основании договоров социального найма, производится в соответствии со ст.ст. 86-89 ЖК РФ, с учетом права, на основании которого истцы владели жилыми помещениями аварийного дома, ответчик обязан предоставить жилые помещения тем истцам, которым ранее занимаемые жилые помещения предоставлялись на условиях социального найма и в последующем в собственность таких граждан не передавались, а также исходя из установленного законом критерия равнозначности жилых помещений.
Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (ст. 18 Конституции РФ) предполагает обязанность судов при применении положений ст. 89 ЖК РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Во всяком случае, предоставление гражданам в порядке ст. 89 ЖК РФ, равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Судом установлено, что ИГВ, обратилась в прокуратуру Ленинского АО г. Омска с заявлением о защите ее нарушенных прав и законных интересов в связи с непринятием Администрацией г. Омска мер по сносу аварийного жилого дома и расселению граждан, проживающих в жилых помещениях указанного дома (л.д.52).
Она проживает в жилом помещении, расположенном в г. Омске по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма (л.д.8).
По указанному адресу зарегистрированы: ИМО., ИНО., ИГВ., ИОГ ДЕВ. (л.д.9-12,33).
Тот факт, что данное помещение не является служебным, а также принадлежит муниципальному образованию не оспаривался сторонами по делу.
На основании технического паспорта жилого помещения, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> состоит из двух жилых комнат и кухни, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.13-19).
Как следует из материалов дела, на основании заключения межведомственной комиссии города Омска о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу № от ДД.ММ.ГГГГ спорный многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.26-29).
Согласно ответу Администрации города Омска спорный жилой дом признан в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу. Постановлением установлен срок отселения физических и юридических лиц из указанного жилого дома до 29 мая 2015 года (л.д.30-32).
Кроме того, в ходе судебного разбирательства, представителем истца –помощником прокурора Ленинского АО г. Омска АЕА. заявлено ходатайство о назначении по делу строительно-технической экспертизы с целью определения технического состояния спорного жилого помещения.
Заявленное ходатайство судом удовлетворено и назначена судебная строительно-техническая экспертиза в ООО «Гарант-Эксперт».
Из заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что техническое состояние жилого помещения <адрес>, является аварийным, имеет явные признаки возможного обрушения и угрожает жизни и здоровью проживающих в нем лиц.
Имеется необходимость незамедлительного расселения лиц, проживающих в данном жилом помещении (л.д. 92-111).
Суд исходит из того, что состояние дома является аварийным, не соответствующим требованиям нормативно-технической документации, представляет реальную опасность для жизни и здоровья граждан, дом подлежит немедленному расселению. Затягивание расселения жильцов из жилых помещений, в которых проживание опасно, может привести к значительному материальному ущербу и гибели людей.
С учетом изложенного судом установлено, что дом, в квартире которого проживали истец и члены её семьи, является непригодным для проживания, аварийным; не соответствует требованиям нормативно-технической документации, проживание и нахождение людей в данном доме создает угрозу их жизни и здоровью, дом подлежит расселению.
Обязанность по обеспечению истцов жилым помещением в силу положений ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 87 ЖК РФ должна быть возложена на Администрацию г. Омска.
При этом фактически право истца на предоставление им жилого помещения ответчиком не оспаривается. Отсутствие в муниципальном образовании свободных жилых помещений для обеспечения жильем лиц, подлежащих переселению из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, не освобождает администрацию от исполнения возложенной на нее законом обязанности и не может послужить основанием для отказа в иске, так как это приведет к нарушению гарантированных ИГВ. законом прав.
По этим же основаниям на жилищные права ИГВ не может оказать влияние факт включения или невключения спорного дома в региональную адресную программу.
Законом предусмотрена обязанность ответчика обеспечить истцов жилым помещением во внеочередном порядке (ст. 57 ЖК РФ). При этом закон не предоставляет обязанному лицу права самостоятельного установления сроков исполнения возложенной на него обязанности.
Исходя из имеющихся в материалах дела доказательств на Администрацию г. Омска подлежит возложению обязанность по предоставлению истцу и членам её семьи по договору социального найма в связи со сносом жилого помещения взамен занимаемого, отвечающих санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, площадью не менее ранее занимаемой, находящееся в черте населённого пункта город Омск.
Согласно ст. 94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что оплата за выполнение строительно-технической экспертизы не произведена. Результаты экспертизы, не оспоренные сторонами, свидетельствуют об обоснованности заявленных требований. Стоимость работ по проведению экспертизы составила <данные изъяты> рублей (л.д.89).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Обязать Администрацию города Омска предоставить по договору социального найма в связи со сносом дома вне очереди ИГВ и членам ее семьи взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., находящуюся в черте населённого пункта город Омск.
Взыскать с Администрации г. Омска в пользу ООО «Оценочное Бюро «Гарант-Эксперт» <данные изъяты> рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия судьей решения в окончательной форме.
Судья: М.М. Сафронов
Мотивированное решение изготовлено 29 сентября 2017 года.