Дело №2-1876/17 <.....>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июля 2017 года
Орджоникидзевский районный суд г.Перми в составе:
судьи Фроловой О.В.,
при секретаре Жужговой Д.А.,
с участием истца Чернова Д.Н., представителя истца – адвоката Видовитова А.Н., по ордеру от 18.07.2017 года, представителя администрации г.Перми – Рерих Т.А., по доверенности от 27.12.2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернова Д. Н. к администрации г.Перми, администрации Орджоникидзевского района г.Перми об обязательстве принять решение об изъятии жилого помещения, взыскании выкупной цены,
УСТАНОВИЛ:
Истец Чернов Д.Н. обратился в суд с иском к администрации г.Перми, администрации Орджоникидзевского района г.Перми, просил обязать администрацию г.Перми принять решение об изъятии у него жилого помещения – трехкомнатной квартиры общей площадью 53,6 кв.м., расположенной по адресу: <АДРЕС>, взыскать с администрации г.Перми выкупную цену в размере 2 010 000 рублей за указанное жилое помещение. Также истец просил взыскать с ответчика 6 000 рублей в счет возмещения расходов по оплате работ по подготовке отчета и расходы по оплате государственной пошлины.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что истцу на праве собственности принадлежит квартира по <АДРЕС>. 30.06.2016 года межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района г.Перми от 01.04.2013 года составлено заключение от 30.06.2016 года, в соответствии с которым принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного <АДРЕС> аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г.Перми от 18.07.29016 года указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. На основании распоряжения заместителя главы администрации <АДРЕС> включен в реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и аварийных многоквартирных домов. Ответчиками не соблюдена процедура обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. Органом местного самоуправления должно быть принято решение об изъятии жилого помещения путем выкупа. Выкупная цена включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, включая убытки. Согласно отчету ООО «Авангард», рыночная стоимость квартиры по <АДРЕС> по состоянию на 08.06.2017 года составляет 2 010 000 рублей, которые, как считает истец, подлежат взысканию с администрации г.Перми. Также истец считает, что с администрации г.Перми подлежат взысканию расходы по оплате работ по подготовке отчета 6 000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины 18 250 рублей.
Истец Чернов Д.Н. и его представитель в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, суду дали пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г.Перми в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, указав, что в настоящее время отсутствует решение собственников многоквартирного жилого дома о реконструкции дома, на данной территории аукцион будет проведен в 2020 году. При выкупе жилого дома должен быть изъят земельный участок, однако такого решения департамент жилищных отношений не принимал.
Суду представлен письменный отзыв на заявленные исковые требования, из которого следует, что 30.06.2016 года межведомственной комиссией при администрации Орджоникидзевского района г.Перми составлено заключение о о признании дома аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г.Перми от 18.07.2016 года собственникам жилым помещений в <АДРЕС> предписано освободить занимаемые помещения в течение 6 месяцев с даты получения уведомления, снести аварийный дом в течение 6 месяцев с даты получения уведомления. В соответствии с Распоряжением, меры по отселению граждан, проживающих в <АДРЕС> будут приняты в срок до 31.12.2020 года. Решением Пермской городской Думы от 25.11.2011 года №205 утверждена муниципальная адресная программа по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий г.Перми на 2011-2020 годы, согласно которой дом по <АДРЕС> подлежит сносу и реконструкции. В отношении территории, на которой расположен жилой дом по <АДРЕС> не заключен договор о развитии застроенной территории. Соглашение между истцом и муниципальным образованием город Пермь о выплате выкупной цены, либо о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену не достигнуто. Данные о том, что собственниками помещений в многоквартирном доме по <АДРЕС> принималось решение о сносе дома или об отказе от сноса дома, не представлены. Органом местного самоуправления не принималось решение об изъятии земельного участка в связи с отказом собственников от сноса дома. По вопросу об изъятии жилого помещения и выплате выкупной цены истец в органы местного самоуправления не обращался. Выкуп помещения производится только после вынесения решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, данного решения администрацией г.Перми не принималось, соответственно, не принималось решения об изъятии жилых помещений в данном доме. Выкуп жилого помещения без указанного решения невозможно. Согласно представленному истцом отчету, рыночная стоимость квартиры составляет 1 742 000 рублей, убытки, причиненные собственнику в связи с изъятием жилого помещения – 268 000 рублей. Поскольку дом был признан аварийным в июне 2016 года и включен в число объектов, подлежащих сносу по 2020 год, реализация гражданами своих прав возможна в течение указанного периода в установленном законом порядке (л.д. 150-151).
Представитель ответчика администрации Орджоникидзевского района г.Перми в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее суду был представлен письменный отзыв, из которого следует, что ответчик с заявленными исковыми требованиями не согласен. Заключением межведомственной комиссии администрации Орджоникидзевского района г.Перми от 30.06.2016 года многоквартирный <АДРЕС> признан аварийным и подлежащим сносу. Изъятием земельного участка под многоквартирным домом для муниципальных нужд путем выкупа жилых помещений у собственников помещений занимается управление жилищных отношений администрации г.Перми (л.д. 133).
Суд, выслушав пояснения истца и его представителя, пояснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, приходит к следующему выводу.
Как установлено в судебном заседании, на основании договора купли-продажи от 05.06.1997 года истец Чернов Д.Н. является собственником трехкомнатной квартиры общей площадью 53,6 кв.м. по адресу: <АДРЕС> что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 135-143), справкой ГУП ЦТИ Пермского края (л.д. 144), техническим паспортом жилого помещения (л.д. 145-148).
30.06.2016 года межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района г.Перми от 01.04.2013 года №... составлено заключение, в соответствии с которым принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома <АДРЕС> аварийным и подлежащим сносу (л.д. 153-154).
Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г.Перми от 18.07.29016 года №... по <АДРЕС> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 155-156). Данным распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г.Перми собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме по <АДРЕС> предписано освободить занимаемые помещения в течение 6 месяцев с даты получения уведомления, снести аварийный дом в течение 6 месяцев с даты получения уведомления. Меры по отселению граждан, проживающих в <АДРЕС> принять в срок до 31.12.2020 года.
Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
На основании ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Из смысла положений вышеуказанных норм следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Из материалов дела следует, что истцу предлагалось другое жилое помещение – трехкомнатная квартира общей площадью 53,8 кв.м. по <АДРЕС> (л.д. 157-165). С данным вариантом истец не согласился.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем возмещения за изымаемое жилое помещение.
Собственниками жилого дома по <АДРЕС> снос и реконструкция жилого дома не была осуществлена.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно Распоряжению начальника управления жилищных отношений администрации г.Перми от 18.07.29016 года №... меры по отселению граждан, проживающих в <АДРЕС> должны быть приняты в срок до 31.12.2020 года.
Доказательств, свидетельствующих о принятии органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений у их собственников дома, материалы дела не содержат.
Суд считает, что истец имеет право на взыскание возмещения за жилое помещение с администрации г.Перми, как с исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, на который жилищным законодательством возложена обязанность по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом, для нужд муниципального образования город Пермь, поскольку бездействие ответчика по непринятию мер, определенных частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, является незаконным. Истец, являясь собственником непригодного для проживания жилого помещения, не лишен возможности реализовать свое право в соответствии с положениями статьи 32 Жилищного кодекса РФ путем взыскания возмещения за указанное жилое помещение.
При этом доводы представителя ответчика относительно того, что должна быть соблюдена процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, нельзя признать состоятельным, поскольку непринятие мер по изъятию земельного участка и жилого помещения истца с учетом установленных сроков - до 31.12.2020 года, носит длительный характер.
Согласно ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Как указано подпунктом «з» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее: выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 ЖК РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.
Истцом представлен отчет №... от 08.06.2017 года, составленный ООО «Авангард», из которого следует, что рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 08.06.2017 года округленно составляет 2 010 000 рублей, в том числе: стоимость квартиры общей площадью 53,6 кв.м., с учетом доли общего имущества, включая земельный участок, по адресу: <АДРЕС>5, - 1 742 000 рублей; размер компенсации собственнику жилого помещения за не произведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома – 214 000 рублей; убытки, причиненные собственнику жилого помещения в связи с его изъятием – 54 000 рублей (л.д. 27-119).
Данное заключение ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, принято судом, поскольку выполнено оценщиком, имеющим право осуществлять оценочную деятельность.
Возражения ответчика относительно того, что отчетом об оценке определена стоимость жилого помещения в размере 1 742 000 рублей, не могут быть приняты во внимание, поскольку выкупная цена изымаемого жилого помещения включает в себя не только рыночную стоимость жилого помещения, но и убытки, причиненные собственнику его изъятием.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Черновым Д.Н. о возложении обязанности на администрацию г.Перми принять решение об изъятии жилого помещения – трехкомнатной квартиры общей площадью 53,6 кв.м. по адресу: <АДРЕС>5, и взыскании с администрации г.Перми выкупной цены за указанное жилое помещение в размере 2 010 000 рублей, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Вместе с тем суд считает, что в удовлетворении исковых требований, заявленных к администрации Орджоникидзевского района г.Перми следует отказать, поскольку администрация района по заявленным требованиям является ненадлежащим ответчиком, так как в полномочия данного органа не входит разрешение вопросов, связанных с изъятием земельных участков для муниципальных нужд.
В связи с проведением оценки рыночной стоимости объекта недвижимости Черновым Д.Н. с оценочной организацией ООО «Авангард» был заключен договор №... от 07.06.2017 года, согласно которому размер денежного вознаграждения за проведение оценки составляет 6 000 рублей (л.д. 11-17). Актом приема-сдачи подтверждается, что оценка исполнителем была проведена, работы Черновым Д.Н. оплачены (л.д. 18), о чем также свидетельствует квитанция к приходному кассовому ордеру на 6 000 рублей (л.д. 19).
При обращении с иском в суд истцом понесены расходы по оплате государственной пошлины в размере 18 200 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
На основании требований ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с администрации г.Перми в пользу Чернова Д.Н. расходы, связанные с проведением оценки рыночной стоимости объекта недвижимости, в размере 6 000 рублей и расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в сумме 18 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194–198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ
Исковые требования Чернова Д. Н. удовлетворить.
Обязать администрацию г.Перми принять решение об изъятии у Чернова Д. Н. жилого помещения – трехкомнатной квартиры общей площадью 53,6 кв.м. по адресу: <АДРЕС>
Взыскать с администрации г.Перми в пользу Чернова Д. Н. выкупную цену за трехкомнатную квартиру по адресу: <АДРЕС>, в размере 2 010 000 рублей, 6 000 рублей в счет расходов по оплате работ по подготовке отчета, расходы по оплате государственной пошлины 18 200 рублей. Всего взыскать 2 034 200 рублей.
В удовлетворении исковых требований, заявленных к администрации Орджоникидзевского района г.Перми, – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: <.....>
Решение в окончательной форме изготовлено 21.07.2017года
<.....>
<.....>