8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении с предоставлением другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета № 2-2361/2017 ~ М-2259/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

2-2361/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2017 года                                                              г. Оренбург

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Масловой Л.А.,

при секретаре Головиной А.В.,

с участием ст.помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга Стахиева А.Н.,

представителя истца Пестовой Л.Н. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению администрации г.Оренбурга к Дубовцевой В.А. , Дубовцеву С.Н. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении с предоставлением другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Оренбурга обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что собственником жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты> является Дубовцева М.А. Вместе с ответчиком проживает член её семьи Дубовцев С.Н. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО <адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в указанную адресную программу.

Письмом администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> в разумный срок. В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером № для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.

Заказным письмом с уведомлением о вручении от ДД.ММ.ГГГГ Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга направило ответчику уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд), согласно которому:

- ответчики уведомлены о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес> и каждого расположенного в нем жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчику;

- ответчикам предложен способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления им в собственность взамен изымаемой недвижимости жилого помещения №, общей проектной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в строящемся <адрес>, после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности МО г. Оренбург.

Таким образом, ответчикам были предложены варианты реализации своих жилищных прав, однако до настоящего времени условия соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд не исполнены.

Просили суд изъять для муниципальных нужд у Дуболвцевой М.А. жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Предоставить в собственность Дубовцевой М.А. жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Выселить Дубовцеву М.А. и члена её семьи Дубовцева С.Н. из жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и снять их с регистрационного учета по указанному адресу.

Ответчики Дубовцева М.А., Дубовцев С.Н. в судебное заседание не явились, были извещены о дне и месте судебного заседания надлежащим образом. На основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о дне и месте судебного заседания.

В судебном заседании представитель истца ФИО6, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, просила удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении. Суду пояснила, что ответчики в настоящее время выселились из квартиры по адресу <адрес>, в квартиру по адресу: <адрес>. Дубовцева М.А. зарегистрировала за собой право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

В предварительном судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ ответчик Дубовцева М.А. возражала против удовлетворения исковых требований администрации г. Оренбурга. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она подписала предварительный договор мены. Квартира № по <адрес> их полностью устраивает. ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрировала право собственности на <адрес> в <адрес>. В настоящее время она и Дубовцев С.Н. подали документы на снятие с регистрационного учета по адресу: <адрес>

Прокурор Стахиев А.Н. в своем заключении полагал, что исковые требования администрации г.Оренбурга не подлежат удовлетворению, полагал, что в данном случае спора между сторонами нет, ответчики переселись из аварийного жилья.

Заслушав пояснение представителя истца, заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Нормы, содержащиеся в этой статье, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст. 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Судом установлено, что Дубовцева М.А. являлась собственником жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированы Дубовцева М.А., Дубовцев С.Н.

Из акта обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что указанный дом <данные изъяты>

Из заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Данное заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу ответчиками не оспорено.

В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 188-ФЗ, статьями 14, 16, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьями 9, 33, 34 Устава <адрес> постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "<адрес>" на ДД.ММ.ГГГГ".

Целями программы является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ, расположенного на территории муниципального образования "город Оренбург";

- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;

- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.

В рамках реализации Программы будет решаться основная задача - переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Срок реализации Программы - ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории города Оренбурга, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом предполагается участие Фонда, бюджета Оренбургской области и органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению из аварийного жилищного фонда путем привлечения на эти цели бюджетных и внебюджетных финансовых средств различных уровней.

Программа разработана в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" для привлечения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета.

В соответствии с п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник жилого помещения, признанного аварийным, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

На основании постановления администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «<адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ годы» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в данную программу.

ДД.ММ.ГГГГ ответчикам было направлено требование о сносе дома в разумный срок.

Письмом администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> в разумный срок. В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером № для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.

Заказным письмом с уведомлением о вручении от ДД.ММ.ГГГГ Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга направило ответчику уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд), согласно которому:

- ответчики уведомлены о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, и каждого расположенного в нем жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчику;

- ответчикам предложен способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления им в собственность взамен изымаемой недвижимости жилого помещения №, общей проектной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в строящемся <адрес>, после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности МО г. Оренбург.

Из предварительного договора мены от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что собственник жилого помещения Дубовцева М.А. и администрация г.Оренбурга обязуются заключить договор мены жилого помещения <адрес>

То есть Дубовцева М.А. выбрала способ обеспечения жилищных прав путем предоставления ей в собственность взамен изымаемой недвижимости жилого помещения.

Во исполнение условий названной программы заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ между заказчиком Управлением жилищной политики администрации г. Оренбурга и исполнителем ООО «<данные изъяты>», предметом которого является право заключения договора участия в долевом строительстве на жилые помещения, указанные в технической части документации об аукционе в электронной форме, для предоставления гражданам переселяемым из аварийного жилищного фонда.

Из выписки из ЕГРН Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира <адрес> имеет площадь <данные изъяты> кв.м., расположена на <данные изъяты> этаже, имеет назначение жилое, имеет кадастровый № и зарегистрирована за № на праве собственности Дубовцевой М.А. на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, при предоставлении квартиры ответчику муниципальное образование действовало во исполнение принятых региональных и муниципальных актов.

Как следует из федеральных нормативных актов, принятых по вопросам переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилья, оно должно осуществляться не за счет средств граждан, а за счет бюджетов и специальных внебюджетных источников.

Так, п. 4 ст. 16 Закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" закреплено правило о том, что при приобретении субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья по цене, превышающей установленные этим Законом пределы, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется не за счет средств Фонда, а за счет бюджета соответствующего публичного образования.

Подобное регулирование обусловлено исключительно состоянием жилищного фонда, в котором проживают переселяемые граждане, и учитывает, что их квартиры в аварийных домах могут не иметь потребительской ценности и какой-либо рыночной стоимости, тем более сопоставимой со стоимостью предоставляемого им взамен жилья.

Заключение договоров между муниципальными органами и гражданами при переселении последних из ветхого и аварийного жилья преследует особую социальную цель, в связи с чем к ним не применяются общие правила гражданского законодательства о договорах мены, предполагающие равноценность обмениваемого имущества по его рыночной стоимости.

Равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.п.), с тем чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищные условия переселяемых граждан с учетом их разумных потребностей.

Регистрация в жилом помещении зависит от права гражданина на жилое помещение и в случае признания гражданина утратившим право проживания в жилом помещении он подлежит снятию с регистрационного учета на основании судебного решения согласно п. Е ст. 31 «Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. №.

Учитывая, что процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная статьей 32 ЖК РФ, истцом соблюдена, в качестве способа обеспечения их жилищных прав, ответчиком фактически был выбран вариант предоставления жилого помещения взамен изымаемого, ответчики на дату вынесения решения выселились из аварийного жилья, ответчик Дубовцева М.А. зарегистрировала за собой право собственности на предоставленное жилье, право собственности Дубовцевой М.А. на жилое помещение по адресу: <адрес> прекращено, поэтому требования администрации <адрес> удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК, суд

РЕШИЛ

         В удовлетворении исковых требований администрации г.Оренбурга к Дубовцевой В.А. , Дубовцеву С.Н. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении с предоставлением другого жилого помещения, снятия с регистрационного учета отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                                                            Маслова Л.А.

В окончательной форме решение составлено 18.09.2017 года.

Судья:                                                            Маслова Л.А.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн