8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении с предоставлением другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета № 2-2235/2017 ~ М-2140/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

2-2235/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 сентября 2017 года

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Масловой Л.А.,

при секретаре Головиной А.В.,

с участием ст.помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга Стахиева А.Н.,

представителя истца Пестовой Л.Н. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению администрации г.Оренбурга к Осипову А.И. , Осиповой М.Т. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении с предоставлением другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Оренбурга обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что собственниками жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, является Осипов А.И., Осипова М.Т. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО <адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, включен в указанную адресную программу. Письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ответчикам было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в разумный срок. В связи с тем, что ответчики в установленный срок не осуществили снос указанного дома, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии указанного земельного участка для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.

Заказным письмом с уведомлением о вручении от ДД.ММ.ГГГГ Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга направило ответчикам уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд) от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому:

- ответчики уведомлены о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, и каждого расположенного в нем жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчику;

- ответчики выбрали способ обеспечения своих жилищных прав, путем предоставления в собственность, взамен изымаемой недвижимости, жилого помещения, общей проектной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в строящемся <адрес>, после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности МО г. Оренбург;

- ответчики предупреждены об осуществлении администрацией г. Оренбурга по истечении ДД.ММ.ГГГГ, с момента получения ответчиком проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд принудительного изъятия недвижимости в судебном порядке в случае, если ответчик, заключив указанное соглашение, будет препятствовать его исполнению.

Просили суд изъять для муниципальных нужд у Осипова А.И., Осиповой М.Т. жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Предоставить в собственность Осипову А.И., Осиповой М.Т. жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Выселить Осипова А.И., Осипову М.Т. из жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес> Снять Осипова А.И., Осипову М.Т. с регистрационного учета по месту жительства.

В судебном заседании представитель истца Пестова Л.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, просила удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении. Просила изъять для муниципальных нужд у Осипова А.И., Осиповой М.Т. жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес> Предоставить в собственность Осипову А.И., Осиповой М.Т. жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Выселить Осипова А.И., Осипову М.Т. из жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>. Снять Осипова А.И., Осипову М.Т. с регистрационного учета по месту жительства.

Ответчики Осипов А.И., Осипова М.Т. в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о дне и месте судебного заседания, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствии, указали, что исковые требования признают в полном объеме.

На основании ст. 167 ГПК РФ, суд определил, рассмотреть дело в отсутствии ответчиков Осипова А.И., Осиповой М.Т., извещенных о дне и месте судебного заседания надлежащим образом.

Прокурор Стахиев А.Н. в своем заключении полагал, что исковые требования администрации г.Оренбурга не подлежат удовлетворению, нарушен порядок изъятия жилого помещения в аварийном доме, не предлагалось ответчикам возмездное изъятие жилого помещения путем предоставления компенсации. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № между сторонами должно быть достигнуто соглашение об изъятии жилого помещения, находящегося в собственности граждан. Основным критерием является установление выкупной цены, согласно ст. 32 ЖК РФ. В данном случае ответчик согласен на переселение в квартиру, поэтому спора между сторонами нет.

Заслушав пояснение представителя истца, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования администрации г.Оренбурга не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Нормы, содержащиеся в этой статье, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст. 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Судом установлено, что Осипов А.И., Осипова М.Т. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче и продаже квартиры в собственность граждан по <данные изъяты> доли за каждым.

Согласно справке ООО УК «Центр-ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ, в квартире, расположенной по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>., зарегистрированы Осипов А.И., Осипова М.Т.

Из акта обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что указанный дом является шестнадцатиквартирным, площадь <данные изъяты> кв.м., дом двухэтажный, фундамент бутовый ленточный, стены кирпичные, кровля шиферная, оборудован энергоснабжением, центральным отоплением, холодным водоснабжением, канализацией. Износ на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>%. Согласно визуальному осмотру выявлено: перекос и отклонение углов здания, трещины в ограждающих конструкциях цоколя с шириной раскрытия до <данные изъяты> мм., локальное разрушение внешнего слоя отделки, трещины с шириной раскрытия до <данные изъяты> мм., гниение деревянных конструкций чердачного перекрытия здания, вследствие увлажнения атмосферными водами, ослабление крепления листов кровли.

Из заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу. В данном заключении указано, что состояние стен признано ограниченно работоспособным, состояние перекрытий признано не допустимым, состояние кровли признано ограниченно работоспособным, состояние фундамента признано работоспособным.

Данное заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу ответчиками не оспорено.

На основании постановления администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на ДД.ММ.ГГГГ» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в данную программу.

В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 188-ФЗ, статьями 14, 16, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьями 9, 33, 34 Устава <адрес> постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "<адрес>" на ДД.ММ.ГГГГ годы".

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Целями программы является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ, расположенного на территории муниципального образования "город Оренбург";

- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;

- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.

В рамках реализации Программы будет решаться основная задача - переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Срок реализации Программы - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории города Оренбурга, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом предполагается участие Фонда, бюджета Оренбургской области и органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению из аварийного жилищного фонда путем привлечения на эти цели бюджетных и внебюджетных финансовых средств различных уровней.

Программа разработана в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" для привлечения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета.

В соответствии с п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник жилого помещения, признанного аварийным, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

На основании постановления администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «<адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в данную программу.

ДД.ММ.ГГГГ ответчикам было направлено требование о сносе дома в разумный срок.

Поскольку ответчики снос дома не осуществили, постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии указанного земельного участка для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.

Заказным письмом с уведомлением о вручении от ДД.ММ.ГГГГ Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга направило ответчикам уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд) от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому:

- ответчики уведомлены о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес> каждого расположенного в нем жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчику;

- ответчики выбрали способ обеспечения своих жилищных прав, путем предоставления в собственность, взамен изымаемой недвижимости, жилого помещения, общей проектной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в строящемся <адрес>, после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности МО г. Оренбург;

- ответчики предупреждены об осуществлении администрацией г. Оренбурга по истечении ДД.ММ.ГГГГ, с момента получения ответчиком проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд принудительного изъятия недвижимости в судебном порядке в случае, если ответчик, заключив указанное соглашение, будет препятствовать его исполнению.

Из представленного уведомления (проекта соглашения) об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что собственники жилого помещения Осипов А.И., Осипова М.Т. выбрали способ обеспечения жилищных прав сторон в виде предоставления в собственность взамен изымаемой недвижимости жилого помещения, указанного в п. № соглашения, после ввода его в эксплуатацию и государственной регистрации на него права собственности МО г. Оренбург.

В соответствии с муниципальным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Уральская инвестиционная компания» обязался выполнить для заказчика Управления строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга, работы по строительству многоэтажного многоквартирного жилого дома по <адрес> в соответствии с условиями контракта, техническим заданием, проектной документацией.

Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира <адрес> имеет площадь <данные изъяты> кв.м., расположена на <данные изъяты>, имеет назначение жилое, имеет кадастровый №, находится в собственности муниципального образования «<адрес>».

Таким образом, при предоставлении квартиры ответчику муниципальное образование действовало во исполнение принятых региональных и муниципальных актов.

Как следует из федеральных нормативных актов, принятых по вопросам переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилья, оно должно осуществляться не за счет средств граждан, а за счет бюджетов и специальных внебюджетных источников.

Так, п. 4 ст. 16 Закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" закреплено правило о том, что при приобретении субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья по цене, превышающей установленные этим Законом пределы, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется не за счет средств Фонда, а за счет бюджета соответствующего публичного образования.

Подобное регулирование обусловлено исключительно состоянием жилищного фонда, в котором проживают переселяемые граждане, и учитывает, что их квартиры в аварийных домах могут не иметь потребительской ценности и какой-либо рыночной стоимости, тем более сопоставимой со стоимостью предоставляемого им взамен жилья.

Заключение договоров между муниципальными органами и гражданами при переселении последних из ветхого и аварийного жилья преследует особую социальную цель, в связи с чем к ним не применяются общие правила гражданского законодательства о договорах мены, предполагающие равноценность обмениваемого имущества по его рыночной стоимости.

Равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.п.), с тем чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищные условия переселяемых граждан с учетом их разумных потребностей.

Регистрация в жилом помещении зависит от права гражданина на жилое помещение и в случае признания гражданина утратившим право проживания в жилом помещении он подлежит снятию с регистрационного учета на основании судебного решения согласно п. Е ст. 31 «Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. №.

Учитывая, что процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная статьей 32 ЖК РФ, истцом соблюдена, в качестве способа обеспечения их жилищных прав, ответчиком был выбран вариант предоставления жилого помещения взамен изымаемого, соответственно, он имеет право на предоставление в собственность благоустроенного жилого помещения, ответчик иск признал, на дату вынесения решения суда не выселился из аварийного жилого помещения, предоставляемое жилое помещение является благоустроенным, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечает установленным требованиям, поэтому требования администрации г. Оренбурга являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК, суд

РЕШИЛ

Исковые требования администрации г.Оренбурга к Осипову А.И. , Осиповой М.Т. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении с предоставлением другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета удовлетворить.

Изъять для муниципальных нужд у Осипова А.И. , Осиповой М.Т. жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>

Предоставить в собственность Осипову А.И. , осиповой М.Т. по <данные изъяты> каждому жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Выселить Осипова А.И. , Осипову М.Т. из квартиры <адрес> и снять их с регистрационного учета.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Судья:                                                                                       Маслова Л.А.

Решение в окончательной форме составлено 11 сентября 2017 года.

Судья                                                                                             Маслова Л.А.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн