2-2515/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2017 года г. Оренбург
Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Масловой Л.А.,
при секретаре Головиной А.В.,
с участием ст.помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга Стахиева А.Н.,
представителя истца Пестовой Л.Н. ,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению администрации г.Оренбурга к Глебовой Т.А. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении с предоставлением другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Оренбурга обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что собственником жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, является Глебова Т.А. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО г. Оренбург» на ДД.ММ.ГГГГ» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в указанную адресную программу.
Письмом администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: г <адрес>, в разумный срок. В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельного участка по адресу: <адрес>, и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии земельного участка по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.
Между сторонами было достигнуто соглашение на предоставление ответчику другого жилого помещения на условиях договора мены, взамен изымаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.
Таким образом, ответчику были предложены варианты реализации своих жилищных прав, однако до настоящего времени условия соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд не исполнены.
Просили суд изъять для муниципальных нужд у Глебовой Т.А. жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Предоставить в собственность Глебовой Т.А. жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Выселить Глебову Т.А. из жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Ответчик Глебова Т.А. в судебное заседание не явилась, была извещена о дне и месте судебного заседания надлежащим образом. На основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии неявившегося ответчика Глебовой Т.А., извещенной о дне и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель истца Пестова Л.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, просила удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении. Суду пояснила, что ответчик Глебова Т.А. в настоящее время зарегистрировала за собой право собственности на предоставленное ей жилое помещение по адресу: <адрес>. Из аварийного жилого помещения она выселилась и в аварийном жилом помещении никто не зарегистрирован.
Прокурор Стахиев А.Н. в своем заключении полагал, что исковые требования администрации г.Оренбурга не подлежат удовлетворению, полагал, что в данном случае спора между сторонами нет, ответчик Глебова Т.А. переселилась из аварийного жилья.
Заслушав пояснение представителя истца, заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Нормы, содержащиеся в этой статье, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Судом установлено, что Глебова <данные изъяты> Т.А. являлась собственником жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справке ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, никто не зарегистрирован.
Из акта обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что указанный дом является <данные изъяты>
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Из заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Данное заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу ответчиками не оспорено.
В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 188-ФЗ, статьями 14, 16, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьями 9, 33, 34 Устава города Оренбурга постановлением администрации г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "город Оренбург" на ДД.ММ.ГГГГ".
Целями программы является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ, расположенного на территории муниципального образования "город Оренбург";
- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;
- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
В рамках реализации Программы будет решаться основная задача - переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Срок реализации Программы - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории города Оренбурга, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом предполагается участие Фонда, бюджета Оренбургской области и органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению из аварийного жилищного фонда путем привлечения на эти цели бюджетных и внебюджетных финансовых средств различных уровней.
Программа разработана в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" для привлечения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета.
В соответствии с п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник жилого помещения, признанного аварийным, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
На основании постановления администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на ДД.ММ.ГГГГ» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в данную программу.
Письмом администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: г <адрес>, в разумный срок. В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельного участка по адресу: <адрес>, и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии земельного участка по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.
Во исполнение условий названной программы заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ между заказчиком Управлением жилищной политики администрации г. Оренбурга и поставщиком ООО «Инвестиционно-строительная компания «Оренбургстрой», предметом которого является право заключения договора участия в долевом строительстве на жилые помещения, указанные в технической части документации об аукционе в электронной форме, для предоставления гражданам переселяемым из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с договором № участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, застройщик ООО «Инвестиционно-строительная компания «Оренбургстрой» обязался для участника долевого строительства Управления жилищной политики администрации <адрес>, в предусмотренный договором срок собственными и привлеченными силами построить 19-ти этажный жилой дом по адресу: <адрес>, и передать в собственность участнику долевого строительства жилые помещения (квартиры), в том числе <адрес>, указанную в пункте № договора участия в долевом строительстве.
Из разрешения на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга осуществил выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома на земельном участке. С кадастровым номером № ориентира: <адрес>.
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес> в <адрес> имеет площадь <данные изъяты> кв.м., расположена на <данные изъяты> этаже, имеет назначение жилое, имеет кадастровый № и принадлежит на праве собственности Глебовой Т.А. на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, при предоставлении квартиры ответчику муниципальное образование действовало во исполнение принятых региональных и муниципальных актов.
Как следует из федеральных нормативных актов, принятых по вопросам переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилья, оно должно осуществляться не за счет средств граждан, а за счет бюджетов и специальных внебюджетных источников.
Так, п. 4 ст. 16 Закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" закреплено правило о том, что при приобретении субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья по цене, превышающей установленные этим Законом пределы, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется не за счет средств Фонда, а за счет бюджета соответствующего публичного образования.
Подобное регулирование обусловлено исключительно состоянием жилищного фонда, в котором проживают переселяемые граждане, и учитывает, что их квартиры в аварийных домах могут не иметь потребительской ценности и какой-либо рыночной стоимости, тем более сопоставимой со стоимостью предоставляемого им взамен жилья.
Заключение договоров между муниципальными органами и гражданами при переселении последних из ветхого и аварийного жилья преследует особую социальную цель, в связи с чем к ним не применяются общие правила гражданского законодательства о договорах мены, предполагающие равноценность обмениваемого имущества по его рыночной стоимости.
Равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.п.), с тем чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищные условия переселяемых граждан с учетом их разумных потребностей.
Учитывая, что процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная статьей 32 ЖК РФ, истцом соблюдена, в качестве способа обеспечения их жилищных прав, ответчиком фактически был выбран вариант предоставления жилого помещения взамен изымаемого, ответчик Глебова Т.А. на дату вынесения решения выселилась из аварийного жилья и снялась с регистрационного учета, ответчик Глебова Т.А. зарегистрировала за собой право собственности на предоставленное жилье, поэтому требования администрации г. Оренбурга удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований администрации г.Оренбурга к Глебовой Т.А. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении с предоставлением другого жилого помещения, снятия с регистрационного учета отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Маслова Л.А.
В окончательной форме решение составлено 25.09.2017 года.
Судья: Маслова Л.А.