8 499 577 04 24
Бесплатная консультация Москва
8 800 511 38 27
Другие регионы РФ

Решение суда об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении с предоставлением другого жилого помещения № 2-2455/2017 ~ М-2390/2017

Смотреть все судебные практики о Другие жилищные споры

2-2455/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 сентября 2017 года г. Оренбург

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Бураченок Н.Ю.,

при секретаре Усманове А.А.,

с участием старшего помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга Стахиева АН, представителя истца Пестовой ЛН, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению администрации г.Оренбурга к Лаврентьевой НН, Тепикиной ГН об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении с предоставлением другого жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Администрация <адрес> обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что собственниками жилого помещения, общей площадью 20,2 кв.м., расположенного по адресу: г. <адрес> <адрес>, <адрес>, являются Лаврентьева Н.Н. и Тепикина Г.Н.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. <адрес> <адрес>, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с постановлением администрации г. Оренбурга от 15 апреля 2013 года №788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО г. Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. <адрес> <адрес>, <адрес>, включен в указанную адресную программу.

Письмом администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № ответчикам было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.<адрес> <адрес> <адрес>, в разумный срок.

В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об изъятии земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес> иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии земельного участка по адресу: г. <адрес> <адрес> <адрес>, для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО <адрес>.

Ответчикам был предложен вариант реализации своих жилищных прав, путем предоставления им в собственность взамен изымаемой недвижимости благоустроенное жилое помещение.

Таким образом, ответчикам были предложены варианты реализации своих жилищных прав, однако до настоящего времени условия соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд не исполнены.

Просили суд изъять для муниципальных нужд у Лаврентьевой Н.Н., Тепикиной Г.Н. жилое помещение, общей площадью <данные изъяты>., расположенное по адресу: г. <адрес> <адрес>, <адрес>. Предоставить в собственность Лаврентьевой Н.Н., Тепикиной Г.Н.жилое помещение, общей площадью <данные изъяты>., расположенное по адресу: <адрес>.

Выселить Лаврентьеву Н.Н., Тепикину Г.Н.из жилого помещения, общей площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: г.<адрес> <адрес> <адрес>. и снять их с регистрационного учета по указанному адресу.

В судебном заседании представитель истца Пестова Л.Н., исковые требования поддержала, просила удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.

Ответчики Лаврентьева Н.Н. и Тепикина Г.Н., возражали против удовлетворения исковых требований, указали, что заключила договор мены, зарегистрировала за собой право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в квартире из которой их выселяют они не проживали и не были зарегистрированы.

Прокурор Стахиев А.Н. в своем заключении полагал, что исковые требования администрации г.Оренбурга не подлежат удовлетворению, поскольку в данном случае спора между сторонами нет, ответчики добровольно заключили договор мены и зарегистрировали его.

Заслушав пояснения представителя истца, ответчиков, заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано положениями ст. 32 ЖК РФ.

Нормы, содержащиеся в этой статье, в развитие положений ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст. 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Судом установлено, что Лаврентьева Н.Н. и Тепикина Г.Н. являлись собственниками по ? доли каждая жилого помещения, общей площадью 20,2кв.м., расположенного по адресу: г. <адрес> Кривцова, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ и договором купли – продажи ДД.ММ.ГГГГСогласно справке ООО «Центр – ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> по 1 проезду <адрес>, зарегистрированными никто не значится.

На основании акта обследования жилого дома по адресу: г.<адрес> <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что вышеназванный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.

Данное заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу ответчиками не оспорено.

Смотреть все судебные практики о Другие жилищные споры

В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ, статьями 14, 16, 18 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», статьями 9, 33, 34 Устава города Оренбурга постановлением администрации г.Оренбурга от 15 апреля 2013 года № 788-п утверждена муниципальная адресная программа«Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013 - 2017 годы».

Целями программы является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ, расположенного на территории муниципального образования «<адрес>»;

- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;

- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.

В рамках реализации Программы будет решаться основная задача - переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Срок реализации Программы - с 2013 по ДД.ММ.ГГГГ.

Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории города Оренбурга, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом предполагается участие Фонда, бюджета Оренбургской области и органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению из аварийного жилищного фонда путем привлечения на эти цели бюджетных и внебюджетных финансовых средств различных уровней.

Программа разработана в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» для привлечения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета.

В соответствии с п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» собственник жилого помещения, признанного аварийным, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

На основании постановления администрации г. Оренбурга от 15 апреля 2013 года № 788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «<адрес>» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. <адрес> <адрес> <адрес> включен в данную программу.

ДД.ММ.ГГГГ ответчикам было направлено требование о сносе дома в разумный срок.

В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об изъятии земельного участка по адресу: г. <адрес> <адрес> <адрес> иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии земельного участка по адресу: г. <адрес> <адрес> <адрес> для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО <адрес>.

Ответчикам был предложен вариант реализации своих жилищных прав, путем предоставления им в собственность взамен изымаемой недвижимости благоустроенное жилое помещение №, общей площадью <данные изъяты> расположенного в <адрес>.

Во исполнение условий названной программы заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому подрядчик ООО «Строительная корпорация «Ликос» обязался по заданию заказчика Управления жилищной политики администрации г.Оренбург выполнить работы по строительству жилого <адрес> <адрес> <адрес>, в соответствии с условиями контракта, техническим заданием, проектной документацией.

Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванный дом был сдан в эксплуатацию, право собственности на <адрес> в <адрес> было зарегистрировано за МО г.Оренбург, что подтверждается представленной суду выпиской из ЕГРН, согласно которой построенная квартира расположена на 3 этаже, имеет площадь 35,4кв.м., имеет назначение жилое, кадастровый №.

Вместе с тем, в ходе судебного заседания установлено, что на момент рассмотрения дела право собственности на вышеуказанную квартиру на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ перешло к ответчикам Лаврентьевой Н.Н., Тепикиной Г.Н. по ? доли к каждой и зарегистрировано надлежащим образом.

Таким образом, при предоставлении квартиры ответчику муниципальное образование действовало во исполнение принятых региональных и муниципальных актов.

Как следует из федеральных нормативных актов, принятых по вопросам переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилья, оно должно осуществляться не за счет средств граждан, а за счет бюджетов и специальных внебюджетных источников.

Так, п. 4 ст. 16 Закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" закреплено правило о том, что при приобретении субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья по цене, превышающей установленные этим Законом пределы, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется не за счет средств Фонда, а за счет бюджета соответствующего публичного образования.

Подобное регулирование обусловлено исключительно состоянием жилищного фонда, в котором проживают переселяемые граждане, и учитывает, что их квартиры в аварийных домах могут не иметь потребительской ценности и какой-либо рыночной стоимости, тем более сопоставимой со стоимостью предоставляемого им взамен жилья.

Заключение договоров между муниципальными органами и гражданами при переселении последних из ветхого и аварийного жилья преследует особую социальную цель, в связи с чем, к ним не применяются общие правила гражданского законодательства о договорах мены, предполагающие равноценность обмениваемого имущества по его рыночной стоимости.

Равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.п.), с тем чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищные условия переселяемых граждан с учетом их разумных потребностей.

Регистрация в жилом помещении зависит от права гражданина на жилое помещение и в случае признания гражданина утратившим право проживания в жилом помещении он подлежит снятию с регистрационного учета на основании судебного решения согласно п. Е ст. 31 «Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. № 713.

Учитывая, что процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная статьей 32 ЖК РФ, истцом соблюдена, в качестве способа обеспечения их жилищных прав, ответчиками фактически был выбран вариант предоставления жилого помещения взамен изымаемого, ответчики на дату вынесения решения в аварийном жилье не проживают и не зарегистрированы, зарегистрировали за собой право собственности на предоставленное жилье, право собственности на изымаемое помещение прекращено, поэтому требования администрации г.Оренбурга удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований администрации г.Оренбурга к Лаврентьевой НН, Тепикиной ГН об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении с предоставлением другого жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Бураченок Н.Ю.

Решение принято в окончательной форме 02 октября 2017 года.

Судья Бураченок Н.Ю.

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по жилищным вопросам с 10 по 21 января 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.