8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении с предоставлением другого жилого помещения № 2-2173/2017 ~ М-2058/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

2-2173/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 сентября 2017 года

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Масловой Л.А.,

при секретаре Головиной А.В.,

с участием ст.помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга Стахиева А.Н.,

представителя истца Пестовой Л.Н. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению администрации г.Оренбурга к Архиповой К.В. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении с предоставлением другого жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Оренбурга обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что собственником жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, является Архипова К.В. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО <адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ годы» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в указанную адресную программу. Письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в разумный срок. В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии указанного земельного участка для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО <адрес>.

Заказным письмом с уведомлением о вручении от ДД.ММ.ГГГГ Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга направило ответчику уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд) от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому:

- ответчик уведомлен о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, и каждого расположенного в нем жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчику;

- ответчик выбрал способ обеспечения своих жилищных прав, путем предоставления в собственность, взамен изымаемой недвижимости, жилого помещения, общей проектной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в строящемся <адрес>, после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности МО <адрес>;

- ответчик предупрежден об осуществлении администрацией <адрес> по истечении ДД.ММ.ГГГГ месяцев, с момента получения ответчиком проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд принудительного изъятия недвижимости в судебном порядке в случае, если ответчик, заключив указанное соглашение, будет препятствовать его исполнению.

Просили суд изъять для муниципальных нужд у Архиповой К.В. жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Предоставить в собственность Архиповой К.В. жилое помещение, общей проектной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Выселить Архипову К.В. из жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истца Пестова Л.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, просила удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении. Просила изъять для муниципальных нужд у Архиповой К.В. жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Предоставить в собственность Архиповой К.В. жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Выселить Архипову К.В. из жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Ответчик Архипова К.В. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом о дне и месте судебного заседания, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствии, указала, что с исковыми требованиями согласна.

На основании ст. 167 ГПК РФ, суд определил, рассмотреть дело в отсутствии ответчика Архиповой К.В., извещенной о дне и месте судебного заседания надлежащим образом.

Прокурор Стахиев А.Н. в своем заключении полагал, что исковые требования администрации <адрес> не подлежат удовлетворению, нарушен порядок изъятия жилого помещения в аварийном доме, не предлагалось ответчику возмездное изъятие жилого помещения путем предоставления компенсации. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № между сторонами должно быть достигнуто соглашение об изъятии жилого помещения, находящегося в собственности граждан. Основным критерием является установление выкупной цены, согласно ст. 32 ЖК РФ. В данном случае ответчик согласен на переселение в квартиру, поэтому спора между сторонами нет.

Заслушав пояснение представителя истца, заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Нормы, содержащиеся в этой статье, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст. 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Судом установлено, что Архипова К.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке ООО УК «Центр-ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ, в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., никто не зарегистрирован.

Из акта обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, литер <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что указанный дом является двухквартирным, площадь <адрес> кв.м., дом одноэтажный, материал стен рубленый из пластин, перекрытие деревянное, перегородки деревянные, кровля шиферная. Оборудован газовым отоплением, газоснабжением, электроснабжением. Износ на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>%. Согласно визуальному осмотру выявлено: отмостка значительно повреждена, местами отсутствует, частичное поверхностное разрушение ограждающих конструкций фундамента, следы систематического увлажнения наружных поверхностей стен, гниение деревянных конструкций стен. Следы систематического увлажнения участков чердачного перекрытия здания, прогиб строительных конструкций на величину до <данные изъяты> мм.

Из заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, литер <данные изъяты>, признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу. В данном заключении указано, что состояние фундамента признано недопустимым, состояние стен признано ограниченно работоспособным, состояние перекрытий ограниченно работоспособным, состояние кровли признано не допустимым.

Данное заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу ответчиком не оспорено.

В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 188-ФЗ, статьями 14, 16, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьями 9, 33, 34 Устава города Оренбурга постановлением администрации г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "город Оренбург" на 2013 - 2017 годы".

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Целями программы является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ, расположенного на территории муниципального образования "город Оренбург";

- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;

- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.

В рамках реализации Программы будет решаться основная задача - переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Срок реализации Программы - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории <адрес>, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом предполагается участие Фонда, бюджета <адрес> и органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению из аварийного жилищного фонда путем привлечения на эти цели бюджетных и внебюджетных финансовых средств различных уровней.

Программа разработана в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" для привлечения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета.

В соответствии с п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник жилого помещения, признанного аварийным, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

На основании постановления администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «<адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ годы» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в данную программу.

ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено требование о сносе дома в разумный срок.

Поскольку ответчик снос дома не осуществил, постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «город Оренбург», для муниципальных нужд.

Заказным письмом с уведомлением о вручении от ДД.ММ.ГГГГ Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга направило ответчику уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд) от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому:

- ответчик уведомлен о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, и каждого расположенного в нем жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчику;

- ответчик выбрал способ обеспечения своих жилищных прав, путем предоставления в собственность, взамен изымаемой недвижимости, жилого помещения, общей проектной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в строящемся <адрес>, после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности МО г. Оренбург, о чем подписал соглашение от ДД.ММ.ГГГГ;

- ответчик предупрежден об осуществлении администрацией г. Оренбурга по истечении <данные изъяты> месяцев, с момента получения ответчиком проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд принудительного изъятия недвижимости в судебном порядке в случае, если ответчик, заключив указанное соглашение, будет препятствовать его исполнению.

Из представленного уведомления (проекта соглашения) об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что собственник жилого помещения Архипова К.В. выбрала способ обеспечения жилищных прав сторон в виде предоставления в собственность взамен изымаемой недвижимости жилого помещения, указанного в п. № соглашения, после ввода его в эксплуатацию и государственной регистрации на него права собственности МО г. Оренбург.

Во исполнение условий названной программы, в соответствии с муниципальным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ, подрядчик ООО «Уральская инвестиционная компания» обязался выполнить для заказчика Управления строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга, работы по строительству многоэтажного многоквартирного жилого дома по <адрес> в <адрес>, в соответствии с условиями контракта, техническим заданием, проектной документацией.

Из разрешения на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Департамент градостроительства и земельных отношений администрации <адрес> осуществил выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию многоэтажного многоквартирного жилого дома по <адрес> очередь и инженерной сети на земельном участке, с кадастровым номером №. Квартира № расположена на <данные изъяты>, имеет площадь <данные изъяты> кв.м.

Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес> в <адрес> имеет площадь <данные изъяты> кв.м., расположена на первом этаже, имеет назначение жилое, имеет кадастровый №.

Таким образом, при предоставлении квартиры ответчику муниципальное образование действовало во исполнение принятых региональных и муниципальных актов.

Как следует из федеральных нормативных актов, принятых по вопросам переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилья, оно должно осуществляться не за счет средств граждан, а за счет бюджетов и специальных внебюджетных источников.

Так, п. 4 ст. 16 Закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" закреплено правило о том, что при приобретении субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья по цене, превышающей установленные этим Законом пределы, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется не за счет средств Фонда, а за счет бюджета соответствующего публичного образования.

Подобное регулирование обусловлено исключительно состоянием жилищного фонда, в котором проживают переселяемые граждане, и учитывает, что их квартиры в аварийных домах могут не иметь потребительской ценности и какой-либо рыночной стоимости, тем более сопоставимой со стоимостью предоставляемого им взамен жилья.

Заключение договоров между муниципальными органами и гражданами при переселении последних из ветхого и аварийного жилья преследует особую социальную цель, в связи с чем к ним не применяются общие правила гражданского законодательства о договорах мены, предполагающие равноценность обмениваемого имущества по его рыночной стоимости.

Равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.п.), с тем чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищные условия переселяемых граждан с учетом их разумных потребностей.

Учитывая, что процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная статьей 32 ЖК РФ, истцом соблюдена, в качестве способа обеспечения их жилищных прав, ответчиком был выбран вариант предоставления жилого помещения взамен изымаемого, соответственно, он имеет право на предоставление в собственность благоустроенного жилого помещения, ответчик иск признал, на дату вынесения решения суда не выселился из аварийного жилого помещения, предоставляемое жилое помещение является благоустроенным, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечает установленным требованиям, поэтому требования администрации г. Оренбурга являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК, суд

РЕШИЛ

Исковые требования администрации г.Оренбурга к Архиповой К.В. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении с предоставлением другого жилого помещения, удовлетворить.

Изъять для муниципальных нужд у Архиповой К.В. жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Предоставить в собственность Архиповой К.В. жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Выселить Архипову К.В. из <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Судья:                                                            Маслова Л.А.

Решение в окончательной форме составлено 11 сентября 2017 года.

Судья                                                                  Маслова Л.А.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн