Дело № 2-4145/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Оренбург 05 сентября 2017 года
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Наумовой Е.А.,
при секретаре Васильевой Е.А.,
с участием представителя истца по доверенности Жидковой Е.П., ответчиков Гайнулину Г.М. , Гайнулина Т.Ю.,
помощника прокурора Поповой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Оренбурга к Гайнулину Г.М. , Гайнулина Т.Ю., Амирову Г.Г. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем предоставления другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Оренбурга обратилась в суд с иском к ответчикам указав, что Гайнулин Г.М., Гайнулина Т.Ю., являются сособственниками жилого помещения общей площадью 44,20 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. В указанной спорной квартире также зарегистрирована как член семьи Амирова Г.Г. (дочь).
Заключением межведомственной комиссии от 30.09.2011 года № 106 многоквартирный жилой дом № №, г. Оренбурга признан аварийным и подлежащим сносу. Впоследствии этот дом включен в адресную программу переселения граждан из аварийного жилья.
Письмом администрации г. Оренбурга ответчикам было направлено требование о сносе многоквартирного дома в разумный срок. Снос дома осуществлен не был, в связи с чем, администрацией города в 2017 году издано постановление об изъятии земельного участка под жилым домом и каждого жилого помещения в этом доме для муниципальных нужд.
Ответчики письменно уведомлены о принятом решении и выбрали способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления им в собственность взамен изымаемой недвижимости жилое помещение общей проектной площадью 48,3 кв.м., расположенное по <адрес> Однако условия соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд ответчиками не исполняются.
После уточнения исковых требований, истец просит суд прекратить право собственности Гайнулина Г.М. на № долю, Гайнулиной Т.Ю. на № доли в праве на жилое помещение общей площадью 44,20 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>; признать за муниципальным образованием «город Оренбург» право собственности на жилое помещение общей площадью 44,20 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>; признать право собственности за Гайнулиным Г.М. и Гайнулиной Т.Ю. по № доли за каждым на жилое помещение общей площадью 48,60 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>; выселить ответчиков из жилого помещения общей площадью 44,20 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> снять с регистрационного учета по месту жительства.
В судебном заседании представитель истца Жидкова Е.П. поддержала исковые требования с учетом их уточнения, просила удовлетворить в полном объеме.
Ответчики Гайнулин Г.М., Гайнулина Т.Ю. в судебном заседании исковые требования признали в полном объеме, в подтверждение чего предоставили письменные заявленные, каждое из которых приобщено к материалам гражданского дела.
Ответчик Амирова Г.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом посредством телефонограммы, суду сообщила, что не возражает против удовлетворения исковых требований.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд, с учетом мнения участников процесса, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о дне судебного заседания.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора, не возражавшей против принятия судом признания иска и удовлетворения требований, суд приходит к следующему.
Часть 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации провозглашает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Частью 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 ст. 32 Жилищного кодекса РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Частью 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Из разъяснений, содержащихся в абзаце 4 подп. "и" п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 2 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
В силу п. 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 11, 12 ст. 32 Жилищного кодекса РФ в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
С учетом вышеизложенного, предоставление жилого помещения собственнику взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон, требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, которые приняли решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника в другое такое же помещение, не может быть удовлетворено при возражении собственника. Поскольку в соответствии со статьей 32 ЖК РФ на названные органы возлагается обязанность только по выплате выкупной цены изымаемого помещения, суд не имеет права обязать указанные органы предоставить собственнику другое жилое помещение взамен изымаемого. По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности (подпункт «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года №14).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Из материалов дела следует и сторонами по делу не оспаривалось, что Гайнулина Т.Ю. и Гайнулин Г.М. являются сособственниками по № доли в праве, на жилое помещение общей площадью 44,20 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно справки ООО Управляющей компании «Центр-ЖКХ» в <адрес> по адресу: <адрес> зарегистрированы: Гайнулина Т.Ю., Гайнулин Г.М. и их дочь Амирова Г.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Заключением межведомственной комиссии от 30.09.2011 года № 106 многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации города Оренбурга от 15.04.2013 N 788-п "Об утверждении муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "город Оренбург" на 2013 - 2017 годы" многоквартирный жилой <адрес> включен в указанную адресную программу.
В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ Гайнулиной Т.Ю., Гайнулину Г.М. и Амировой Г.Г. 24.01.2017 года № 1-3/555 было направлено требование о сносе многоквартирного жилого <адрес> в разумный срок за счет их собственных средств.
Требование исполнено не было, в связи с чем, 19.05.2017 года администрацией города Оренбурга издано постановление № 1845-п об изъятии части земельного участка, подлежащей образованию из земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в целях сноса многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу и об изъятии жилых (нежилых) помещений в многоквартирном доме литеры А, по тому же адресу.
Таким образом, установлено, что предусмотренная положениями ст. 32 ЖК РФ процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника муниципальным органом соблюдена.
19.06.2017 года Гайнулина Т.Ю., Гайнулин Г.М. подписали уведомление (проект соглашения) об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, выбрав способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления в собственность взамен изымаемой недвижимости иного жилого помещения, введенного в эксплуатацию и зарегистрированного на праве собственности за муниципальным образованием «город Оренбург».
Однако основной текст соглашения согласован и подписан не был, в связи с чем, администрация города обратилась в суд с иском.
Пунктами 1, 2 ст. 282 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.
В силу пп. 3.2, п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).
В судебном заседании представителем истца предоставлено разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, а также выписка из Единого государственного реестра недвижимости о нахождении <адрес> (общей площадью 48,6 кв.м.) в этом доме в муниципальной собственности. Указанная квартира муниципальным органом предоставляется Гайнулиным взамен занимаемой ими в аварийной квартире и с прекращением права собственности и регистрацией права на новое жилье.
Ответчики в судебном заседании согласились с предоставление им указанной квартиры взамен изымаемой и непригодной для проживания, признав исковые требования в полном объеме. Письменные заявления о признании иска приобщены к материалам гражданского дела.
Частью 2 ст. 39 ГПК РФ предусмотрено, что суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Поскольку установлено, что признание иска ответчиками не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, учитывая, что предусмотренная процедура ст. 32 ЖК РФ по изъятию жилого помещения у собственника муниципальным органом соблюдена, многоквартирный жилой <адрес> включен в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийно жилищного фонда, собственники <адрес> судебном заседании выразили свое согласие на переселение в предоставляемое им жилое помещение, то суд удовлетворяет исковые требования о прекращении права собственности за Гайнулиными и признании права собственности за истцом.
В соответствии с подп. "ж" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 32 ЖК РФ) является его выселение из этого жилого помещения.
Таким образом, исковые требования о выселении Гайнулиных и их дочери Амировой Г.Г., как члена семьи бывшего собственника, подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" основанием для снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства является выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
С учетом положений названной нормы ответчики подлежат снятию с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
исковые требования администрации города Оренбурга удовлетворить.
Прекратить право собственности за Гайнулину Г.М. , Гайнулина Т.Ю. по № доли за каждым в праве собственности на жилое помещение общей площадью 44,20 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Признать за муниципальным образованием «город Оренбург» право собственности на жилое помещение общей площадью 44,20 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Признать право собственности за Гайнулину Г.М. , Гайнулина Т.Ю. по № доли за каждым в жилом помещении общей площадью 48,60 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>.
Выселить Гайнулину Г.М. , Гайнулину Т.Ю., Амирову Г.Г. из жилого помещения общей площадью 44,20 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Снять Гайнулину Г.М. , Гайнулину Т.Ю., Амирову Г.Г. с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Е.А. Наумова
Решение в окончательной форме изготовлено 08 сентября 2017 года.