дело № 2-1395/2017 принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 октября 2017 года город Ярославль
Ленинский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Рыбиной Н.С.,
при секретаре Котовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Гашкова А.П. к мэрии города Ярославля о предоставлении жилого помещения, прекращении права общей долевой собственности,
по встречному иску департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля, комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля к Гашкову А.П. об изъятии недвижимого имущества путем предоставления возмещения, прекращении права собственности и признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Гашков А.П. обратился в суд с иском к мэрии города Ярославля о предоставлении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на праве собственности благоустроенное жилое помещение в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013-2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Ярославской области от 22 апреля 2013 года № 432-п, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., в пределах города Ярославля, прекращении права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> и на <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на земельный участок по адресу: <адрес>
В обоснование первоначальных исковых требований указано, что истец является собственником <данные изъяты> долей в праве в собственности на трехкомнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, и <данные изъяты> долей в праве собственности на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Указанный дом включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013-2017 года. Постановлением мэрии города Ярославля от 30 марта 2017 года № 453 принято решение изъять для муниципальных нужд города Ярославля указанный выше земельный участок, у Гашкова А.П. - <данные изъяты> долей в праве собственности на земельный участок, изъять для муниципальных нужд города Ярославля квартиру № в указанном многоквартирном доме, являющемся аварийным и подлежащим сносу, находящемуся в долевой собственности у Гашкова А.П. - <данные изъяты> долей в праве собственности на указанную квартиру. Истец полагает, что поскольку аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника-истца, включен в указанную адресную программу, то он в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», статьи 32 Жилищного кодекса РФ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп, при этом истец имеет право выбора любого из указанных способов обеспечения его жилищных прав. Обязанность по предоставлению другого благоустроенного жилого помещения возложена на мэрию города Ярославля.
Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля, департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля обратились в суд со встречным исковым заявлением к Гашкову А.П., в котором просят изъять у Гашкова А.П. путем предоставления возмещения недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, по цене 704.776 рублей, в том числе: 149.268 рублей – стоимость <данные изъяты> долей в праве собственности на квартиру № №; 549.808 рублей – стоимость <данные изъяты> долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №; 5.700 рублей – размер убытков, прекратить право собственности Гашкова А.П. на <данные изъяты> долей в праве собственности на квартиру № № и <данные изъяты> долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, признать право собственности города Ярославля на указанное недвижимое имущество.
В обоснование встречных исковых требований указано, что заключением городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № № многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление мэра города Ярославля № 2454 «О расселении жилых домов», ДД.ММ.ГГГГ в адрес собственника было направлено требование о сносе. Органами местного самоуправления проведены мероприятия по определению стоимости изымаемого имущества, результат оценка отражен в отчете № № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным независимым оценщиком ИП ФИО Соглашение об изъятии недвижимого имущества направлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени указанное соглашение со стороны ответчика не подписано.
Представитель истца-ответчика Гашкова А.П. по доверенности Варзанов А.С. на удовлетворении первоначальных исковых требованиях настаивал, в удовлетворении встречных исковых требованиях просил отказать.
Представитель ответчика мэрии города Ярославля и третьего лица-истца департамента организации строительства и жилищной политики по доверенности Безрук Е.С. в судебном заседании просила встречные исковые требования удовлетворить, в удовлетворении первоначальных исковых требованиях отказать.
Представитель третьего лица-истца комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля по доверенности Грекова О.Д. в судебном заседании просила встречные исковые требования удовлетворить, в удовлетворении первоначальных исковых требованиях отказать.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов гражданского дела следует, что Гашков А.П. является собственником <данные изъяты> долей в праве собственности на <данные изъяты> комнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
Заключением городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № № многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии со статьей 2, частью 3 статьи 16 Федерального закона №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии с жилищным законодательством, статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые непосредственно затрагивают интересы собственников и нанимателей жилых помещений по договору социального найма.
В соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно статье 32 Жилищного кодекса РФ, если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, собственник жилого помещения вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Гашков А.П. в данном случае выбрал способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления другого равноценного жилого помещения взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.
Из Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, следует, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Включение аварийного дома в региональную адресную программу является самостоятельным основанием для предоставления иного жилого помещения собственнику жилого помещения при переселении из аварийного жилищного фонда на праве собственности. При этом доплата какой либо разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилья законом не предусмотрена.
Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует условия проживания, которые не должны быть ухудшены в связи с прежними.
Включение жилого дома в региональную программу предусматривает предоставление финансовой поддержки бюджетам субъектов РФ или в установленном случае местным бюджетам в соответствии с законом № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Объем финансирования региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013-2017 годы согласно Постановлению Правительства Ярославской области №432-п определяется исходя из общей площади жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, подлежащих расселению в рамках Программы, вне зависимости от принадлежности жилых помещений к частному жилищному фонду либо к муниципальному жилищному фонду, и предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Программой, которая устанавливается с учетом средней рыночной стоимости строительства многоквартирных домов для Ярославской области. Таким образом, объем финансирования Программы не зависит от рыночной стоимости жилых помещений в многоквартирном доме, подлежащем сносу.
Кроме того, согласно указанной Программе в случае приобретения муниципальными образованиями области жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда по цене, превышающей цену приобретения жилых помещений, рассчитанную с учетом предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов.
Гашков А.П. является собственником жилого помещения, признанного в установленном законом порядке аварийным и непригодным для проживания и включенного в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а потому имеет право на предоставление другого жилого помещения, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно региональной программе планируемая дата окончания переселения граждан в отношении многоквартирного жилого дома <адрес> – апрель 2016 года, на момент рассмотрения дела указанный срок прошел, поэтому Гашков А.П. вправе ставить вопрос о предоставлении ему другого жилого помещения.
На момент принятия решения вопрос об отселении лиц, проживающих в указанном непригодном для проживания жилом доме, ответчиком не решен, жилые помещения в порядке, установленном жилищным законодательством, не предоставлены, что создает постоянную угрозу жизни и здоровью проживающих в непригодном для проживания доме.
При решении вопроса о размере предоставляемого жилого помещения, суд учитывает, что предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, поэтому ответчик обязан предоставить истцу квартиру по площади не менее, чем занимаемая им на праве собственности.
После предоставления в собственность жилого помещения подлежит прекращению право собственности Гашкова А.П. на <данные изъяты> долей в праве собственности на квартиру <адрес> и на <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на спорный земельный участок, с признанием права муниципальной собственности на указную долю в праве собственности на квартиру и земельный участок.
Таким образом, суд приходит к выводу, что первоначальные исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению, в удовлетворении встречных исковых требований департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля, департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля об изъятии недвижимого имущества путем предоставления возмещения суд полагает правильным отказать в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Гашкова А.П. удовлетворить.
Обязать мэрию города Ярославля предоставить в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013-2017 годы в собственность Гашкова А.П. равнозначное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. в черте города Ярославля взамен помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и непригодным для проживания.
После предоставления в собственность жилого помещения прекратить право собственности Гашкова А.П. на <данные изъяты> долей в праве собственности на квартиру <адрес> и на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель населенных пунктов по улице <адрес> с кадастровым номером № с прекращением государственной регистрации возникшего права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признать право собственности города Ярославля на указные доли недвижимого имущества.
В удовлетворении встречных исковых требований департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля, комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ярославля.
Судья Н.С. Рыбина