Дело № 2 – 1384 /2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2017 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Юдаковой Ю.Ю., с участием представителя Лиенко Е.В. – Якубовича В.С., представителя ФГКУ «Востокрегионжилье» Дулениной Е.А., при секретаре Лютовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лиенко Евгения Викторовича, действующего в своих интересах и в интересах дочери ФИО2, Лиенко Ольги Александровны, Артамонова Алексея Александровича к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконным решения об исключении из реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, возложении обязанности по восстановлению в едином реестре граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков,
УСТАНОВИЛ:
Лиенко Е.В., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО2, Лиенко О.А., Артамонов А.А. обратились в суд с иском к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконным решения об исключении из реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, возложении обязанности по восстановлению в едином реестре граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков. В обоснование иска указав, что Лиенко Евгений Викторович в периоды: с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА осуществлял свою трудовую деятельность в организациях Министерства обороны Российской Федерации. ДАТА Лиенко Е.В. был уволен из войсковой части № по п. 2 ст. 81 ТК РФ по инициативе работодателя (сокращение численности или штата работников организации). ДАТА Лиенко Евгений Викторович обратился к ответчику с заявлением о включении его с составом семьи 4 человека в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории граждан Российской Федерации: подлежащие переселению из закрытых военных городков. Решением «Востокрегионжилье» МО РФ истцы с составом семьи 4 человека с ДАТА были включены в единый реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков. Письмом от ДАТА № ответчик попросил Лиенко Евгения Викторовича предоставить документы для подтверждения учетных данных на текущую дату. Письмом от ДАТА № ответчик уведомил Лиенко Евгения Викторовича о том, что он с составом семьи 4 человека с ДАТА исключен из единого реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, и не является участником подпрограммы. Лиенко Е.В. проработал в организациях Министерства обороны Российской Федерации более 16 лет, уволен ДАТА по сокращению численности (штата) работников, следовательно, у ответчика не было законных оснований исключать истцов из единого реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков.
Просит признать незаконным решение ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДАТА № об исключении истцов из единого реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат; обязать ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить истцов в едином реестре граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, с датой первоначальной постановки на учет ДАТА.
В судебное заседание истцы не явились в связи с удаленностью проживания. Просили рассматривать дело в свое отсутствие, на удовлетворении иска настаивали.
Представитель истца Якубович В.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» Дуленина Е.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать по основаниям указанным в письменных возражениях.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истцов, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав все доказательства по делу: пояснения лиц, участвующих в деле, письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд установил следующие обстоятельства.
Лиенко Евгений Викторович зарегистрирован и проживает на территории закрытого военного городка <адрес> место дислокации – <адрес>, в служебном жилом помещении по адресу: <адрес> с ДАТА по настоящее время на основании ордера от ДАТА №, выданного ФГУ «Войсковая часть №» Минобороны России в связи с работой в войсковой части №.
Совместно с квартиросъемщиком в указанном жилом помещении проживают и зарегистрированы: постоянно с ДАТА Лиенко Ольга Александровна – жена, постоянно с ДАТА Артамонов Алексей Александрович – сын жены, постоянно с ДАТА ФИО2 – дочь.
Ранее Лиенко Е.В. проживал по адресам: <адрес> с ДАТА по ДАТА; <адрес> с ДАТА по ДАТА; <адрес> с ДАТА по ДАТА.
ДАТА Лиенко Е.В. был уволен из войсковой части № по п. 2 ст. 81 ТК РФ по инициативе работодателя (сокращение численности или штата работников организации).
Согласно уведомлению заместителя начальника ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДАТА № Лиенко Е.В. по состоянию на ДАТА исключен из единого реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков. В обоснование уведомления ответчик указал следующее. Истец с членами семьи проживает в закрытом военном городке № место дислокации – <адрес> с ДАТА. Общий стаж трудовой деятельности в организациях, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации на ДАТА составил 7 лет 9 месяцев, то есть менее 10 лет. У Министерства обороны РФ по обеспечению истца государственным жилищным сертификатом по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытого военного городка», обязательства отсутствуют, по причине того, что стаж в организациях подведомственных Министерству обороны Российской Федерации на ДАТА составил менее 10 лет.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации обеспечение права каждого на жилище является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, в соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
Право на дополнительные гарантии должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие ЖК РФ (1 марта 2005 года). В этом случае к спорным правоотношениям применяются положения статьи 108 ЖК РСФСР и после введения в действие ЖК РФ при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Как следует из материалов настоящего дела, общий стаж трудовой деятельности Лиенко Е.В. в организациях подведомственных Министерству обороны Российской Федерации на 01 марта 2005 года составляет 9 лет 9 месяцев, то есть менее 10 лет.
Лиенко Е.В. проживает в служебном жилом помещении, расположенном на территории закрытого военного городка <адрес>.
Понятие закрытого военного городка раскрыто в статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которой к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
По смыслу указанных норм права, гарантия в виде предоставления социальной выплаты гражданам, имеющим право проживания в жилых помещениях, расположенных на территории закрытого военного городка, возможна в случае реализации процедуры переселения в связи с утратой этими лицами связи с Вооруженными Силами Российской Федерации.
В соответствии с подп. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ.
Правом на получение государственного жилищного сертификата обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем после увольнения с военной службы. Проживание в течение определенного количества времени на территории закрытого военного городка гражданина, состоявшего в служебных (трудовых) отношениях с военным ведомством, не дающих ему права на дальнейшее обеспечение жилой площадью, не является достаточным основанием для предоставления такой выплаты. Необходимым условием для разрешения вопроса может ли быть гражданин отнесен к категории лиц, подлежащих переселению, является наличие у государства, иных ведомств обязательств по обеспечению его другим жилым помещением, а также причины утраты гражданином связи с военным ведомством.
Такое основание определено и приказом Минобороны РФ от 08.11.2011 № 2050 "Об утверждении Порядка формирования списков граждан – участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, состоящих на учете в Минобороны РФ и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах РФ".
Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификата, удостоверяющего право гражданина – участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения. Предоставление социальной выплаты по указанному основанию направлено на необходимость переселения граждан из закрытых военных городков, ввиду утраты связи с учреждениями, предприятиями, организациями, расположенными на территории таких городков. Обязательным условием участия гражданина в указанной подпрограмме является право такого гражданина на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, закрепленное в законе.
Один лишь факт проживания Лиенко Е.В. и членов его семьи в военном городке не является самостоятельным основанием для признания их участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", поскольку у государства не возникло перед ними обязательств по обеспечению жилым помещением.
Предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае принятия в установленном порядке решения и реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. В данном случае такого решения не принималось и переселение граждан из военного городка не производилось.
Сведений о том, что на данный момент действует программа переселения из закрытого военного городка, в котором проживают истцы, суду не представлено.
Правом же на получение государственного жилищного сертификата обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем после увольнения с военной службы. Проживание в течение некоторого количества времени на территории закрытого военного городка гражданина, состоявшего в служебных (трудовых) отношениях с военным ведомством, не дающих ему права на дальнейшее обеспечение жилой площадью, не является достаточным основанием для предоставления такой выплаты.
Необходимым условием для разрешения вопроса может ли быть гражданин отнесен к категории лиц, подлежащих переселению, является наличие у государства, иных ведомств обязательств по обеспечению его другим жилым помещением, а также причины утраты гражданином связи с военным ведомством.
Кроме того, при прекращении трудовых отношений, наниматель обязан освободить занимаемое служебное жилое помещение без предоставления другого жилого помещения, при несоответствии категориям граждан, перечисленных п.2 ст. 103 ЖК РФ.
Лиенко Е.В. не является лицом, перед которым государство имеет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
На основании приведенных выше правовых норм суд приходит к выводу об обоснованности принятого ФГКУ «Востокрегионжилье» решения об исключении истцов из числа участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы» по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков», и соответственно, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Лиенко Евгению Викторовичу, действующего в своих интересах и в интересах дочери ФИО2, Лиенко Ольге Александровне, Артамонову Алексею Александровичу к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконным решения об исключении из реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, возложении обязанности по восстановлению в едином реестре граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение принято 18.09.2017 г.
Судья /подпись/
Копия верна, судья Ю.Ю. Юдакова