РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2017 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе
председательствующего судьи Яремчук Е.В.,
при секретаре Жаруне А.Р.,
с участием представителя истца Костюкович Ю.М.,
представителя ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Миньковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алимовой З.Н. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о взыскании компенсации за наем жилого помещения, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
истец Алимова З.Н. обратилась с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области указав, что решением Кировского районного суда г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Алимовой З.Н. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области на территории <адрес> не менее 30 кв.м общей площади. Решение не было обжаловано и вступило в законную силу 14 ноября 2014 года. До настоящего времени решение суда не исполнено. Ответчик на обращение истца по вопросу предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда области ответило отказом по причине отсутствия жилых помещений требуемой номенклатуры в городе Новоузенске в государственном жилищном фонде области. В связи с длительным неисполнением ответчиком возложенных на него обязанностей, Алимова З.Н. вынуждена проживать на съемной квартире, нести убытки в виде расходов по найму жилья. За период вынужденного пользования съемным жильем со 2 мая 2014 года по 30 августа 2016 года расходы по оплате съемной квартиры составили 290000 рублей. Указанную сумму, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 6100 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, просит суд взыскать с ответчика.
Истец Алимова З.Н., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, причины неявки не сообщила, в представленном заявлении просит суд рассмотреть дело без ее участия.
Представитель истца Костюкович Ю.М. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Минькова С.А. в судебном заседании исковые требования не признала, в иске просила отказать. Пояснила, что предоставление жилых помещений осуществляется по мере формирования государственного жилищного фонда области и поступления квартир требуемой номенклатуры. В соответствии с порядком проведения жеребьевки по распределению жилых помещений, исключается какая – либо очередность в предоставлении жилого помещения. По результатам жеребьевок, проведенных 19 августа 2016 года, 16 сентября 2016 года, 2 марта 2017 года в число граждан, которым распределены жилые помещения, Алимова З.Н. не вошла. В списки на жеребьевку в 2017 году, указанных жилых помещений требуемой номенклатуры по городу <адрес>, будут включены все граждане указанной категории, в том числе и Алимова З.Н. Ссылаясь на свободу договора, указывает, что представленные документы не подтверждают доводы истца о том, что в спорный период времени она не была обеспечена иным жилым помещением, и что заключение договора аренды жилого помещения от 02 мая 2014 года было необходимо.
В судебное заседание представитель 3-го лица – министерства финансов Саратовской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, следуя закрепленному ст. 12 ГПК РФ, а также ст. 123 Конституции РФ принципу состязательности сторон, суд приходит к следующим выводам.
Статья 45 Конституции РФ закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми, не запрещенными законом способами (часть 2).
К таким способам защиты гражданских прав относятся, в том числе возмещение убытков и компенсация морального вреда (статья 12 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Саратовской области от 02.08.2012 № 123-ЗСО (ред. от 25.12.2012) «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, в случае, если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений при условии, что местом их жительства является Саратовская область.
Согласно ч. 10 ст. 5 указанного Закона, уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений по итогам решений о принятии или об отказе в принятии на специализированный жилищный учет формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом (приложение 7). В указанный список включаются лица, достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, жилых помещений в порядке, определенном статьей 6 настоящего Закона, является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Согласно ч. 11 ст. 5 указанного Закона, граждане, достигшие возраста 23 лет, которые до достижения данного возраста имели статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, но не реализовали в установленном порядке право на предоставление им жилого помещения по договору социального найма, сохраняющие право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Саратовской области от 23 апреля 2012 г. № 64-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области и не реализовавшие в установленном порядке право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с Законом Саратовской области от 2 августа 2007 г. № 150-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), включаются в список, указанный в части 10 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В судебном заседании установлено, что решением Кировского районного суда г.Саратова от ДД.ММ.ГГГГ на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Алимовой З.Н. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области на территории <адрес> не менее 30 кв.м. общей площади (л.д. 11-14).
Из указанного решения следует, что распоряжением министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ Алимова З.Н. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда области составом семьи- 1 человек по городу, по <адрес>.
Решение не было обжаловано и вступило в законную силу 14 ноября 2014 года.
27.01.2015 года исполнительный лист серии ВС № предъявлен на принудительное исполнение в УФССП России по Саратовской области (л.д. 52).
В судебном заседании также установлено и сторонами не оспорено, что указанное решение до настоящего времени не исполнено, жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области Алимовой З.Н. не предоставлено.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе и из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Исходя из положений ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем возмещения убытков, а также компенсацией морального вреда.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, вину ответчика в нарушении права истца, наличие и размер понесенных убытков причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. При этом причинно-следственная связь между фактом нарушения права и убытками в виде реального ущерба должна обладать следующими характеристиками: 1) причина предшествует следствию, 2) причина является необходимым и достаточным основанием наступления следствия. Недоказанность одного из вышеназванных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении исковых требований.
В силу положений ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, для применения ответственности, предусмотренной приведенными нормами закона, лицо, требующее возмещения убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должно доказать противоправность действий (бездействия) государственных органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов, либо их должностных лиц и возникшими убытками, а также размер последних.
В судебном заседании установлено, что 2 мая 2014 года между ФИО6 и Алимовой З.Н. заключен договор аренды жилого помещения – <адрес> бессрочно с арендной платой 10000 рублей в месяц (л.д.17-22).
За период со 2 мая 2014 года по 30 августа 2016 года включительно Алимовой З.Н. за аренду квартиры оплачено ФИО6 290000 рублей (л.д. 23-51).
Из пояснений представителя истца следует, что из-за длительного неисполнения ответчиком обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области, Алимова З.Н. была вынуждена снимать жилье для проживания, поскольку иного жилья не имеет, в связи с чем, ей были причинены убытки в размере 290000 рублей.
В силу пункта 1 статьи 56 ГПК РФ обязанность по доказыванию данных обстоятельств лежит на истце.
Из представленного в судебное заседание копии паспорта (л.д. 69), постановления главы объединенного муниципального образования Новоузенского района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 70), следует, что за Алимовой З.Н. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, Алимова З.Н. зарегистрирована по указанному адресу.
Данные обстоятельства также подтверждаются вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г.Саратова от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по иску Алимовой З.Н. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, в рамках рассмотрения которого было установлено, что истец зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> (л.д. 11-14).
Допустимых, достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих необходимость заключения договора найма (аренды) жилого помещения, стороной истца, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание, что истец Алимова З.Н. по своему усмотрению приняла решение о коммерческом найме жилого помещения в городе Саратов, оговорив с наймодателем размер стоимости аренды жилья в размере 10000 рублей ежемесячно, отсутствие доказательств наличия совокупности указанных элементов деликтной ответственности, предусмотренных положениями ст. 15 и 1064 ГК РФ, необходимых для возложения на ответчика ответственности по возмещению убытков, суд приходит к выводу, что основания для взыскания с ответчика в пользу истца денежных средств в размере 290000 рублей, у суда отсутствуют, а потому требования истца удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При отсутствии нарушений прав истца и оснований для удовлетворения исковых требований суд отказывает в компенсации морального вреда как производного требования от основного.
Исходя из изложенного, требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 5000 рублей удовлетворению не подлежат.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Поскольку в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков отказано, требования о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 6100 рублей, и расходов по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей, также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении исковых требований Алимовой З.Н. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о взыскании компенсации за наем жилого помещения, компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Кировский районный суд г. Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 30.10.2017 года.
Судья Е.В. Яремчук