Дело №2-2537/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2017 года город Саратов
Заводской районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Московских Н.Г.,
при секретаре Манжеевой Л.Б.,
с участием представителя истца П.В.П..,
представителя ответчика К.К.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гавриленко А. А. к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом города Саратова о взыскании денежных средств в счет выкупной цены за жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Гавриленко А.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом города Саратова о взыскании денежных средств в счет выкупной цены за жилое помещение, указав в обоснование заявленных исковых требований, что является собственником <адрес> г.Саратова.
В соответствии с постановлением администрации Заводского района г. Саратова от <Дата> <№>, многоквартирный <адрес> г. Саратова признан аварийным и подлежащим сносу. Проживание в указанном доме невозможно в связи с его аварийным состоянием.
Истец вынужден обратиться в суд с иском, в котором просит взыскать с ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» денежные средства в счет выкупной цены жилого помещения, расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес> <адрес> размере <данные изъяты> рублей.
Истец Гавриленко А.А. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Представитель истца П.В.П.. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» К.К.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Статьей 8 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривалось, что периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Согласно положениям статьи 91 Жилищного кодекса РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом.
Если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения, организации (статья 93 Жилищного кодекса РСФСР).
На момент возникновения спорных правоотношений действовало Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденное приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 года N 529.
Согласно пункту 3.5 названного Положения решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносилось исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Утвержденные исполкомами акты служили основанием для решения вопросов, связанных, в том числе, со сносом жилых домов, признанных непригодными для проживания, вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательством порядке.
В силу статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 49 названного Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем возмещения за изымаемое жилое помещение.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Возмещение за жилое помещение определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
При определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение должна также учитываться стоимость доли в праве собственности на земельный участок.
В случае возникновения спора о размере возмещения за жилое помещение рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Из материалов дела видно и установлено судом, что Гавриленко А.А. является собственником квартиры <адрес> в городе Саратове, зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации Заводского района города Саратова от 1998 года утвержден акт междуведомственной комиссии от <Дата> о признании <адрес> <адрес> в городе Саратове непригодным для дальнейшего проживания.
Многоквартирный дом включен в перечень аварийных многоквартирных домов города Саратова, подлежащих расселению в рамках ведомственной целевой программы "Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда".
Земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.
Доказательства, свидетельствующие об отселении жильцов из непригодного для проживания жилого дома, принятии решения об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений у их собственников, материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Принимая во внимание длительное бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в непринятии мер, определенных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что истец, являясь собственником непригодного для проживания жилого помещения, не лишен возможности реализовать свое право в соответствии с положениями указанной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации путем взыскания возмещения за жилое помещение.
В целях определения размера возмещения за принадлежащее истцу жилое помещение определением Заводского районного суда города Саратова от <Дата> по делу был назначена оценочная экспертиза, производство которой было поручено обществу с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>».
Согласно заключению названной экспертизы выкупная цена квартиры <адрес> по <адрес> в городе Саратове по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, включающей в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, включая стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, доли в праве собственности на земельный участок, расположенный под домом составляет <данные изъяты> рублей.
Указанное заключение принято судом в качестве относимого и допустимого доказательства, подтверждающего размер возмещения за принадлежащее истцу жилое помещение, поскольку оно является полным и мотивированным, отвечающим требованиям части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует и подтверждено истцом в судебном заседании, что Гавриленко А.А. зарегистрирован и фактически проживает по адресу: <адрес>.
При таких обстоятельствах, суд исключает из расчета убытков, причиненных собственнику изъятием жилого помещения, стоимость аренды квартиры в размере <данные изъяты> рублей, услуги риелтора по подбору квартиры с целью ее аренды в размере <данные изъяты> рублей, в связи с чем общая стоимость возмещения за спорное жилое помещение составила <данные изъяты> рублей.
С учетом изложенного, суд определяет выкупную цену жилого помещения, расположенного по адресу: город Саратов, <адрес> <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей.
Установлено, что право собственности на спорную квартиру зарегистрировано за истцом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <Дата>.
Жилой дом признан подлежащим сносу в 1998 году, в связи с чем он не подлежал капитальному ремонту на дату приобретения истцом спорного жилого помещения в собственность.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд исходит из того, что денежные средства в счет выкупной цены подлежат взысканию с администрации МО "Город Саратов", как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправлении, на который жилищным законодательством возложена обязанность по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный дом, для нужд муниципального образования "Город Саратов".
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца к администрации муниципального образования «Город Саратов» о взыскании за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» денежных средства в счет выкупной цены жилого помещения, расположенного по адресу: город Саратов, <адрес> <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей. После выплаты администрацией муниципального образования «Город Саратов» выкупной цены прекратить право собственности Гавриленко А.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: город Саратов, <адрес> <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей.
Вместе с тем, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований к администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом города Саратова, поскольку как указано выше, в силу действующих норм закона именно на администрацию муниципального образования «Город Саратов» возлагается обязанность по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный дом, для нужд муниципального образования "Город Саратов".
В порядке ст. 98 ГПК РФ взыскать с ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» в пользу Гавриленко А.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ
Определить выкупную цену жилого помещения, расположенного по адресу: город Саратов, <адрес> <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в пользу Гавриленко А. А. денежные средства в счет выкупной цены жилого помещения, расположенного по адресу: город Саратов, <адрес> <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей.
После выплаты администрацией муниципального образования «Город Саратов» выкупной цены прекратить право собственности Гавриленко А. А. на жилое помещение, расположенное по адресу: город Саратов, <адрес>А, <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» в пользу Гавриленко А. А. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
В удовлетворении исковых требований Гавриленко А. А. к комитету по управлению имуществом города Саратова, администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о взыскании выкупной цены за жилое помещение отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Заводской районный суд города Саратова.
Судья