Дело №2-3608/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2017 г. г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Пляцок И.В.,
при секретаре судебного заседания А.В. Ларёвой,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика администрации <адрес> ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, представителя третьего лица Министерства строительства <адрес> ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации <адрес> о взыскании денежной суммы за утраченное жилое помещение (третье лицо Министерство строительства <адрес>),
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском администрации <адрес> о взыскании денежной суммы за утраченное жилое помещение, указав в качестве третьего лица Министерство строительства <адрес>. В обоснование своих доводов указал, что ФИО1 совместно с супругой ФИО6, сыном ФИО8 и опекаемым ФИО9 проживали в двухкомнатной <адрес>.19 по <адрес> в <адрес> на основании договора социального найма. В период крупномасштабного наводнения в августе-сентябре ДД.ММ.ГГГГ года их жилой дом попал в зону затопления. Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации. Заключением городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № жилой <адрес> в <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу. Он и члены его семьи (супруга и сын), как пострадавшие в результате паводка, в установленном порядке подали заявление на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения на состав семьи три человека. Членам его семьи ФИО7 и ФИО8 по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № было предоставлено жилое помещение (однокомнатная квартира) по адресу: <адрес> общей площадью 43,3 кв.м. Истца не включили в список граждан на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения по причине того, что он путем заключения договора дарения на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, переоформил ее в собственность опекаемого ФИО9, так как данная квартира изначальна была приобретена на деньги, взысканные в пользу ФИО9 Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным отказ администрации <адрес> в удовлетворении заявления о включении в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения. За ним признано право на получение меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации. С целью защиты и восстановления права на жилище прокурор <адрес> обратился в суд с иском к администрации <адрес> об обязании предоставить меры социальной поддержки. Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прокурору в удовлетворении иска было отказано по причине того, что Порядком не предусмотрено предоставление двух квартир на трех человек взамен одного жилого помещения. Однако его право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения признано апелляционным определением судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ Его супруге и сыну предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 43,3 кв.м. без его учета, как члена семьи, в связи с чем, им на состав семьи три человека должно было быть предоставлено жилое помещение общей площадью 54 кв.м. Считает, что данные факты произошли по вине ответчика администрации <адрес>. Просит взыскать с бюджета <адрес> в пользу ФИО1 денежные средства в сумме <данные изъяты> в счет компенсации за восстановление его права на утраченное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил изложенные в исковом заявлении обстоятельства.
В судебном заседании представитель ответчика администрации <адрес> ФИО2 исковые требования не признала, ссылаясь на следующее. Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пр «О введении режима ЧС на территории <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> введен режим ЧС в связи с крупномасштабным наводнением. П.6.2.9 Государственной целевой программы <адрес> «Развитие жилищного строительства в <адрес>», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пр предусмотрена реализация мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате ЧС, вызванной крупномасштабным наводнением на территории <адрес> в августе-сентябре 2013 года. Согласно Программе, предоставление мер социальной поддержки пострадавшим гражданам, проживавшим в утраченных или поврежденных жилых помещениях, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещениях, реализуется органами местного самоуправления за счет средств иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений, и на цели строительства или приобретения жилых помещений взамен утраченного жилья, находившегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений. В соответствии с п.3.1 Порядка предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда-гражданам, проживавшим в утраченных жилых помещениях, находящихся в муниципальной собственности, предоставление жилых помещений осуществляется в установленном законе порядке по договору социального найма, найма специализированного жилого помещения гражданам утраченного жилого помещения муниципального фонда и (или) членам их семьи, включенным в утвержденный список. Истец являлся нанимателем <адрес> в <адрес>. Указанный дом заключением городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ был признан аварийным и подлежащим сносу. ФИО1 был включен в список граждан РФ, жилые дома которых признаны аварийными и подлежащими сносу в результате ЧС, на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и членами семьи истца заключен договор социального найма на жилое помещение, предоставленное им взамен утраченного. Таким образом, семья истца обеспечена мерой социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения. Ресурсное обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, пострадавших в результате ЧС, не являлось и не могло являться расходным обязательством МО ГО «<адрес>». <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ администрацией города исполнено в полном объеме: истец был включен в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате ЧС. Для получения жилого помещения на состав семьи три человека ФИО1 в ходе личного приема было предложено обратиться в администрацию города с заявлением о расторжении договора социального найма на предоставленную его членам семьи квартиру и о предоставлении жилого помещения на состав семьи три человека. С указанным заявлением истец и члены его семьи в администрацию города не обращались, предоставленную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> приватизировали. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица Министерства строительства <адрес> ФИО3 исковые требования не признает, указала, что в соответствии с приложениями №№,16 к государственной программе <адрес> «Развитие жилищного строительства в <адрес>», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пр, органами исполнительной власти края предоставлялись меры социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате наводнения 2013 года, если они являлись собственниками утраченных жилых помещений либо занимали по договору социального найма помещения жилищного фонда <адрес>. Таким образом, истцу не могут быть предоставлены меры социальной поддержки за счет бюджета <адрес>, как указано в исковом заявлении. С ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки, предусмотренные краевой государственной программой, отменены. На основании изложенного просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Выслушав пояснения истца ФИО1, представителя ответчика администрации <адрес> ФИО2, представителя третьего лица Министерства строительства <адрес> ФИО3, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно материалам дела, установлено, что <адрес>. 19 по <адрес> в <адрес>, является муниципальной собственностью.
В данной квартире, на основании договора социального найма с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживал на день чрезвычайной ситуации ФИО1 совместно с членами своей семьи: женой ФИО7, сыном ФИО8, а также опекаемым им несовершеннолетним ФИО10, имя Денис которого было изменено на имя - Роберт.
В результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории <адрес> в августе - сентября ДД.ММ.ГГГГ года, <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> попал в зону затопления, был поврежден, вследствие чего Городская межведомственная комиссия ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования данного жилого дома, приняла заключение № о признании жилого дома не пригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ему и членам его семьи меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма, на состав семьи три человека.
Между администрацией <адрес> и ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор социального найма жилого помещения №, согласно которого нанимателю и члену его семьи ФИО7 предоставлена в бессрочное пользование однокомнатная <адрес> общей площадью 43,3 кв.м. по адресу <адрес> взамен признанного непригодным из-за паводка жилья - <адрес>.19 по <адрес> в <адрес>.
Жилье было представлено без учета ФИО1, в связи с чем истец просит взыскать с администрации <адрес> денежную компенсацию за жилье в размере <данные изъяты>
Между тем, решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным отказ администрации <адрес> в удовлетворении заявления ФИО1 о включении в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения. За ФИО1 признано право на получение меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ).
Президентом Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий издан Указ от ДД.ММ.ГГГГ N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, Амурской и Магаданской областей, <адрес>" (далее - Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 693).
Подпунктом "д" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 693 в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в указанных субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 693 Правительство Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий приняло постановление N 923 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 923), которым в том числе были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, <адрес> и <адрес> иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года (приложение N 11(1) к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы).
Предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы на цели, указанные в пункте 1 этих Правил, и согласно распределению, приведенному в приложении N 4 к этой программе (пункт 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, <адрес> и <адрес> иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).
Одним из условий предоставления Правительством РФ трансфертов бюджетам субъектов РФ являлось наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта РФ порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья или строительства жилья (пункт 5 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, <адрес> и <адрес> иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре ДД.ММ.ГГГГ года).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что осуществление правового регулирования отношений по предоставлению мер социальной поддержки граждан, лишившихся жилых помещений вследствие чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года на территории <адрес>, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъекта - <адрес>. К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 693, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 923 отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки, в том числе такой меры, как предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета. При этом наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.
Согласно п.1.2 Приложения № к Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N347-пр «О внесении изменений в государственную целевую программу <адрес> "Развитие жилищного строительства в <адрес>", утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 205-пр", приложения № к Государственной целевой программе <адрес> «Развитие жилищного строительства в <адрес>» право на получение мер поддержки в виде предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате ЧС, вызванной наводнением в августе – ДД.ММ.ГГГГ г., имеют граждане Российской Федерации и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации (далее - граждане), в отношении которых одновременно соблюдены следующие условия, в том числе если они в результате чрезвычайной ситуации утратили жилые помещения, находившееся в их собственности.
Если пострадавшее в результате наводнения жилье было занято гражданами по договору социального найма, то в силу п.1.3 Порядка им предоставляется такая мера социальной поддержки как жилье по договору социального найма, найма специализированного жилого помещения взамен утраченного жилого помещения муниципального фонда.
Поскольку истец занимал жилье по договору социального найма, кроме того, решением суда за ним было признано право на получение меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания компенсации за восстановление его прав на утраченное жилое помещение в сумме <данные изъяты>
Кроме того, истцом не утрачено его право на получение меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения в связи с утратой жилого помещения <адрес>.19 по <адрес> в <адрес> в результате чрезвычайной ситуации наряду с членами своей семьи.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В свою очередь, истцом не представлено надлежащих доказательств в обоснование своих доводов, в связи с чем, правовые основания для предоставления ФИО1 меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств в сумме <данные изъяты> в счет компенсации за восстановление прав ФИО1 за утраченное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>1 не имеется.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении иска ФИО1 к администрации <адрес> о взыскании денежной суммы за утраченное жилое помещение отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Центральный районный суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий И.В. Пляцок
Копия верна: судья И.В. Пляцок
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ