2-2457/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2017 года г. Оренбург
Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Бураченок Н.Ю.,
при секретаре Усманове А.А.,
с участием старшего помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга прокурора Стахиева АН, представителя истца Пестовой ЛН, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г.Оренбурга к Фаркун СА, Фаркун СА Фаркун АГ, Фаркун ЮА о выселении с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Оренбурга обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что собственником жилого помещения, общей площадью 15,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, помещение коммунального заселения № 1, являются Фаркун С.А., Фаркун С.А., Фаркун А.Г., Фаркун Ю.А..
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с постановлением администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 года №788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО г. Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в указанную адресную программу.
Письмом администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № ответчикам было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в разумный срок.
В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №1846-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии указанного земельного участка для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО <адрес>.
Между сторонами было достигнуто соглашение на предоставление ответчикам другого жилого помещения на условиях договора мены взамен изымаемого жилого помещения по адресу: <адрес>, помещение коммунального заселения №.
Таким образом, ответчикам были предложены варианты реализации своих жилищных прав и они выразили согласие на предоставление им взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения. Однако до настоящего времени условия соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд не исполнены.
Просили суд изъять для муниципальных нужд у Фаркун С.А., Фаркун С.А., Фаркун А.Г., Фаркун Ю.А. жилое помещение, общей площадью 15,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, помещение коммунального заселения №. Предоставить в собственность Фаркун С.А., Фаркун С.А., Фаркун А.Г., Фаркун Ю.А. жилое помещение, площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>. Выселить Фаркун С.А., Фаркун С.А., Фаркун А.Г., Фаркун Ю.А. из жилого помещения, общей площадью 15,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, помещение коммунального заселения №, снять их с регистрационного учета.
Ответчики Фаркун С.А., Фаркун С.А., Фаркун А.Г., Фаркун Ю.А. в судебное заседание не явились, были извещены о дне и месте судебного заседания надлежащим образом. Просили в иске отказать, поскольку в настоящее время произвели обмен и регистрацию договора с администрацией.
На основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся ответчиков Фаркун С.А., Фаркун С.А., Фаркун А.Г., Фаркун Ю.А., извещенных о дне и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель истца Пестова Л.Н. исковые требования поддержала, просила удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении, просила удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.
Прокурор Стахиев А.Н. в своем заключении полагал, что исковые требования администрации г.Оренбурга не подлежат удовлетворению, поскольку между сторонами отсутствует спор, ответчики Фаркун С.А., Фаркун С.А., Фаркун А.Г., Фаркун Ю.А. произвели обмен квартир, зарегистрировали право собственности.
Заслушав пояснение представителя истца, заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Нормы, содержащиеся в этой статье, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Судом установлено, что Фаркун С.А., Фаркун С.А., Фаркун А.Г., Фаркун Ю.А. являлись собственниками жилого помещения, общей площадью 15,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельств о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, по ? доли каждый.
Согласно справке ООО «УК «Центр-ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ, в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, помещение коммунального заселения №, никто не зарегистрирован.
Из акта обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> литер А, от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что указанный дом является тринадцатиквартирным, площадь дома <данные изъяты>., дом двухэтажный, материал стен кирпич, перекрытие деревянное, перегородки деревянные, кровля шиферная, оборудован электроснабжением, центральным отоплением, холодным водоснабжением, газоснабжением, канализацией, износ на ДД.ММ.ГГГГ составил 70%.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Из заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> литер А признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Данное заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу ответчиками не оспорено.
В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ, статьями 14, 16, 18 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьями 9, 33, 34 Устава города Оренбурга постановлением администрации г.Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "город Оренбург" на 2013 - 2017 годы".
Целями программы является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ, расположенного на территории муниципального образования "город Оренбург";
- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;
- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
В рамках реализации Программы будет решаться основная задача - переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Срок реализации Программы - с 2013 по 01.09.2017.
Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории города Оренбурга, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом предполагается участие Фонда, бюджета Оренбургской области и органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению из аварийного жилищного фонда путем привлечения на эти цели бюджетных и внебюджетных финансовых средств различных уровней.
Программа разработана в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" для привлечения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета.
В соответствии с п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник жилого помещения, признанного аварийным, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
На основании постановления администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «<адрес>» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в данную программу.
Письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> в разумный срок. В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об изъятии земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> литер А, и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес> литер А, для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО <адрес>.
Во исполнение условий названной программы заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ между заказчиком Управлением жилищной политики администрации г. Оренбурга и поставщиком ООО «Строительная корпорация «Л предметом которого является право заключения договора участия в долевом строительстве на жилые помещения, указанные в технической части документации об аукционе в электронной форме, для предоставления гражданам переселяемым из аварийного жилищного фонда.
Из разрешения на ввод в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Департамент градостроительства и земельных отношений администрации <адрес> осуществил выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № адрес ориентира: жилой <адрес> застройки 1-ого микрорайона Зауральной части Оренбурга.
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес> имеет площадь 35,4 кв.м, расположена на 11 этаже, назначение жилое, кадастровый № и принадлежит на праве общей долевой собственности Фаркун С.А., Фаркун С.А., Фаркун А.Г., Фаркун Ю.А. на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ, по ? доли каждому.
Согласно договорам мены квартир от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «<адрес>», с одной стороны, и Фаркун С.А., Фаркун С.А., Фаркун А.Г., Фаркун Ю.А. с другой, произвели мену квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, на помещение коммунального заселения № <адрес>.
Таким образом, при предоставлении квартиры ответчику муниципальное образование действовало во исполнение принятых региональных и муниципальных актов.
Как следует из федеральных нормативных актов, принятых по вопросам переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилья, оно должно осуществляться не за счет средств граждан, а за счет бюджетов и специальных внебюджетных источников.
Так, п. 4 ст. 16 Закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" закреплено правило о том, что при приобретении субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья по цене, превышающей установленные этим Законом пределы, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется не за счет средств Фонда, а за счет бюджета соответствующего публичного образования.
Подобное регулирование обусловлено исключительно состоянием жилищного фонда, в котором проживают переселяемые граждане, и учитывает, что их квартиры в аварийных домах могут не иметь потребительской ценности и какой-либо рыночной стоимости, тем более сопоставимой со стоимостью предоставляемого им взамен жилья.
Заключение договоров между муниципальными органами и гражданами при переселении последних из ветхого и аварийного жилья преследует особую социальную цель, в связи с чем к ним не применяются общие правила гражданского законодательства о договорах мены, предполагающие равноценность обмениваемого имущества по его рыночной стоимости.
Равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.п.), с тем чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищные условия переселяемых граждан с учетом их разумных потребностей.
Учитывая, что процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная статьей 32 ЖК РФ, истцом соблюдена, в качестве способа обеспечения их жилищных прав, ответчиками Фаркун С.А., Фаркун С.А., Фаркун А.Г., Фаркун Ю.А. фактически был выбран вариант предоставления жилого помещения взамен изымаемого, ответчики зарегистрировали за собой право собственности на предоставленное жилье, поэтому требования администрации г. Оренбурга удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований администрации г. Оренбурга к Фаркун СА, Фаркун СА, Фаркун АГ, Фаркун ЮА об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Бураченок Н.Ю.
Решение в окончательной форме составлено 26 сентября 2017 года.
Судья Бураченок Н.Ю.