№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2017 года г. Оренбург
Промышленный районный суд города Оренбурга
в составе председательствующего
судьи Масловой Л.А.,
при секретаре Головиной А.В.,
с участием прокурора Стахиева А.Н.,
представителя истца Пестовой Л.Н. ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Оренбурга к Долженковой О.А. о выселении нанимателя, с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Оренбурга обратилась в суд с иском к Долженковой О.А. о выселении из квартиры № дома № по <адрес>, вселении в другое благоустроенное жилое помещение – квартиру № № дома № № по <адрес>, указав, что нанимателем муниципальной квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> является Долженкова О.А.
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, дом № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО г. Оренбург» на ДД.ММ.ГГГГ» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в указанную адресную программу.
Согласно п. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Для ответчика, в целях заключения договора социального найма была приобретена квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. Указанная квартира принадлежит МО г. Оренбург на праве собственности. Предлагаемая ответчику квартира расположена во вновь построенном доме, находится в черте города Оренбурга, по общей площади превышает занимаемое в аварийном доме жилое помещение и равнозначна с ним по количеству комнат, является благоустроенной применительно к условиям МО г. Оренбург и соответствует требованиям ч. 2 ст. 15 ЖК РФ.
Таким образом, предлагаемая ответчику квартира отвечает компенсационному характеру переселения граждан из аварийного жилья, гарантирует ответчику жилищные условия лучше, по сравнению с имеющимися в аварийном доме, в том числе с точки зрения безопасности.
Просили суд выселить Долженкову О.А. из квартиры № многоквартирного дома № по <адрес> с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения - квартиры № в многоквартирном доме № по <адрес>. Снять Долженкову О.А. с регистрационного учета по месту жительства.
В судебном заседании представитель истца Пестова Л.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, просила удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.
Ответчик Долженкова О.А. в суд не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие. В письменном заявлении указала, что исковые требования администрации г. Оренбурга признает в полном объеме. На основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии неявившегося ответчика Долженковой О.А., извещенной о дне и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения представителя истца, заключение прокурора, полагавшего заявленный иск подлежащим удовлетворению, и, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования администрации г. Оренбурга подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Частью 3 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 ЖК РФ.
Аналогичные положения закреплены в муниципальной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на ДД.ММ.ГГГГ".
По правилам ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населённого пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учёте, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 Жилищного кодекса РФ, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населённого пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населённого пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населённом пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нём коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 (далее - Положение). Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Согласно пунктам 12 и 20 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция). Объёмно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики.
Из приведённых положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Из материалов гражданского дела следует, что Долженкова О.А. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>., в квартире коммунального заселения.
Из материалов дела усматривается, что в квартире № дома № по <адрес>, на основании договора социального найма проживает Долженкова О.А.
Согласно карточке регистрации, в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрирована Долженкова О.А.
Из акта обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанный дом является <данные изъяты>
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Данное заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу ответчиками не оспорено.
В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 188-ФЗ, статьями 14, 16, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьями 9, 33, 34 Устава города Оренбурга постановлением администрации г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "город Оренбург" на ДД.ММ.ГГГГ".
Целями программы является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ, расположенного на территории муниципального образования "город Оренбург";
- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;
- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
В рамках реализации Программы будет решаться основная задача - переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Срок реализации Программы - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории города Оренбурга, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом предполагается участие Фонда, бюджета Оренбургской области и органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению из аварийного жилищного фонда путем привлечения на эти цели бюджетных и внебюджетных финансовых средств различных уровней.
Программа разработана в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" для привлечения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета.
На основании постановления администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на ДД.ММ.ГГГГ» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в данную программу.
Во исполнение условий названной программы заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, между подрядчиком ООО «<данные изъяты>» и заказчиком Управлением строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга, согласно которого подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по строительству жилого дома № по <адрес> в соответствии с условиями контракта, техническим заданием, проектной документацией и сдать из результата заказчику.
Из разрешения на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга осуществил выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию малоэтажного многоквартирного жилого дома по <адрес>, на земельном участке, с кадастровым номекром №.
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира № в доме № по <адрес> имеет площадь <данные изъяты> кв.м., расположена на <данные изъяты>, имеет назначение жилое, имеет кадастровый №, правообладателем является МО <адрес>.
Таким образом, при предоставлении квартиры ответчику муниципальное образование действовало во исполнение принятых региональных и муниципальных актов.
Равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.п.), с тем чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищные условия переселяемых граждан с учетом их разумных потребностей.
Согласно ст. 15 ЖК РФ, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В соответствии со ст. 16 ЖК РФ, квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии со ст. 42 ЖК РФ, доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника комнаты в коммунальной квартире, находящейся в данном доме, пропорциональна сумме размеров общей площади указанной комнаты и определенной в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире этого собственника площади помещений, составляющих общее имущество в данной квартире. Доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире следует судьбе права собственности на указанную комнату. При переходе права собственности на комнату в коммунальной квартире доля в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире нового собственника такой комнаты равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такой комнаты. Исходя из положений названных статей ЖК РФ в их взаимосвязи следует, что в общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находится при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты, а также доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной), используемых для обслуживания более одной комнаты.
Учитывая, что предоставляемое ответчику жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является благоустроенным, по общей площади превышает занимаемое в аварийном доме жилое помещение и равнозначно с ним по количеству комнат, отвечает установленным требованиям и находятся в черте г. Оренбурга, учитывая то, что ответчик согласен на переселение из аварийного жилого помещения в конкретное предоставляемое администрацией г. Оренбурга жилое помещение, исковые требования Администрации г. Оренбурга являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования администрации г. Оренбурга к Долженковой О.А. о выселении с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения удовлетворить в части.
Выселить Долженкову О.А. из квартиры № многоквартирного дома № по <адрес> с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения – квартиры № в многоквартирном доме № по <адрес>
Снять Долженкову О.А. с регистрационного учета по месту жительства.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Л.А.Маслова
В окончательной форме решение составлено 16.10.2017 года.
Судья Л.А. Маслова