РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2017 года г.Самара
Кировский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Башмаковой Т.Ю.,
при секретаре Селивановой Т.С.,
с участием прокурора Черновой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4036/2017 по исковому заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара к Маркову К.Н. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения посредством заключения договора мены,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом г.о.Самара обратились в суд с иском к Маркову К.Н. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, указав, что Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от *** № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Вышеуказанный дом включен в государственную программу Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, утверждённую Постановлением Правительства Самарской области от *** №. Финансирование программы строго целевое и осуществлялось за счёт средств бюджета Самарской области. Согласно копии лицевого счёта, в спорном жилом помещении зарегистрирован Марков К.Н., он же и является собственником указанного жилого помещения. В целях реализации вышеуказанной программы, Департамент управления имуществом г.о. Самара предложил ответчику заключить договор мены, по которому: Марков К.Н. обязуется передать в муниципальную собственность принадлежащее ему жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, а Департамент, в свою очередь, обязуется предоставить в собственность ответчику жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Распределённое жилое помещение не может быть заменено и не подлежит перераспределению иным гражданам. Однако ответчик не выразил согласие на переезд. Распоряжением собственникам жилых помещений в аварийном доме, необходимо осуществить снос указанного дома. До настоящего времени собственниками дом не снесён, что свидетельствует о невыполнении Распоряжения. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Следовательно, в результате неисполнения собственниками требований Распоряжения о сносе дома органом местного самоуправления должно быть принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд, которое, в свою очередь, подлежит регистрации в Управлении Росреестра по Самарской области. В свою очередь, для издания такого решения органу местного самоуправления необходимо идентифицировать земельный участок, занимаемый многоквартирным домом, поскольку согласно ч. 3 ст. 12 ФЗ от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном ФЗ от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». С заявлением в орган кадастрового учёта помимо иных документов должна быть представлена копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости. Следовательно, орган местного самоуправления не в состоянии единолично осуществлять постановку земельного участка на кадастровый учёт, поскольку является собственником не всех жилых помещений, расположенных на данном земельном участке. В связи с вышеизложенным, собственник спорного жилого помещения, должен осуществить совместно с иными собственниками жилых помещений на данном земельном участке постановку земельного участка на государственный кадастровый учёт. В связи с чем, необходимо оформление права собственности ответчика на долю земельного участка, на котором расположен аварийный дом, для определения выкупной цены, подлежащей возмещению ответчику. Проведение оценки рыночной стоимости изымаемого жилого помещения необходимо для определения выкупной цены указанного помещения с целью соблюдения требований ст. 32 ЖК РФ. При выкупе или ином предусмотренном законодательством РФ изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена независимым оценщиком по правилам ФЗ от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Проведение оценки объекта является обязательным. Однако проведение данных мероприятий является нецелесообразно длительным процессом и требует значительных финансовых затрат для собственников жилых помещений. Проживание в аварийных домах, представляет угрозу жизни и здоровью собственникам таких жилых помещений. Вместе с тем, изъятие земельного участка для муниципальных нужд в порядке ст. 32 ЖК РФ является процессом, пролонгированным во времени - 2-3 года. В связи с чем, наиболее целесообразным является заключение договоров мены аварийных жилых помещений на другие благоустроенные жилые помещения муниципального жилищного фонда на основании ст. 567 ГК РФ. Правомерность заключения подобных договоров подтверждена Постановлением ВАС РФ от 22.03.2011 года №14974/10. Просили выселить Маркова К.Н. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, посредством заключения договора мены.
В судебном заседании представитель истца Департамента управления имуществом городского округа Самара Геворгян А.С., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Ответчик Марков К.Н. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, пояснил, что он не является собственником кв.№ по адресу: <адрес>, он лишь зарегистрирован и проживает в ней. Собственником жилого помещения является Маркова Н.Н., которая не привлечена к участию в деле. Каких-либо предложений от Департамента не поступало, извещений не получали. В удовлетворении иска просил отказать.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение, или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение, или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п.4 ст. 1 ГПК РФ в случае отсутствия норм процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона),
В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населённого пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В силу ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Как установлено судом и подтверждается материалами гражданского дела Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара № от *** многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. На Департамент управления имуществом городского округа Самара возложена обязанность предоставить другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, согласно приложению. Собственники аварийного многоквартирного дома должны осуществить снос дома (л.д. 13).
Вышеуказанный дом включен в государственную программу Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, утверждённую Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 года №684. Финансирование программы строго целевое и осуществлялось за счёт средств бюджета Самарской области (л.д. 14).
Как установлено в судебном заседании ответчик не является собственником спорного жилого помещения, он лишь зарегистрирован и проживает в нём. Собственником является М.Н.Н. на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом г.Самары В.Т.Д. *** по реестру №.
В рамках реализации адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда ответчику Маркову К.Н. было предложено предоставить в Департамент управления имуществом г.о. Самара необходимые документы (л.д. 15).
В разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014 года, указано, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст. 2. ст. 16 Федерального закона №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч.8 ст. 32 ЖК РФ).
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В соответствии с п.п. «и» п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку Марков К.Н. не является надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу, а истцом не предоставлено суду доказательств, что между Департаментом и М.Н.Н. было достигнуто соглашение о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения, кроме того, М.Н.Н. не была привлечена к участию в деле в качестве ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом городского округа Самара к Маркову К.Н. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения посредством заключения договора мены - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение месяца.
Председательствующий Т.Ю. Башмакова
Решение в окончательной форме изготовлено 23.09.2017 года.