Дело № 2-2565/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Оренбург 25 октября 2017 года
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Чукановой Л.М.
при секретаре Антонюк В.С.
с участием старшего помощника прокурора Стахиева А.Н.
представителя истца Пестовой Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Оренбурга к Пятиной Г.В. о выселении и снятии с регистрационного учёта,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Оренбурга обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что Пятина Г.В. является нанимателем муниципальной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: г. Оренбург, <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от 25.08.2011 г. № 35 указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. На основании данного заключения дом включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы», утверждённую постановлением администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п. Для предоставления по договору социального найма ответчику в собственность муниципального образования «город Оренбург» была приобретена квартира <адрес> г. Оренбурга. В ответ на предложение о переселении согласие либо отказ от вселения получен не был. Просили выселить Пятину Г.В. из квартиры по адресу: г. Оренбург, <адрес> с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения – квартиры <адрес> г. Оренбурга и снять её с регистрационного учёта по месту жительства.
В судебном заседании представитель истца Пестова Л.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям и обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Пятина Г.В., извещённая надлежащим образом, в судебное заседание не явилась. В адресованном суду заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие и указала, что с исковыми требованиями администрации г. Оренбурга согласна.
Выслушав пояснения представителя истца, заключение старшего помощника прокурора Стахиева А.Н., полагавшего, что требования администрации являются обоснованными и подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Частью 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 ЖК РФ.
Аналогичные положения закреплены в муниципальной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы".
В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населённого пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учёте, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населённого пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населённого пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населённом пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нём коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (далее - Положение). Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Согласно пунктам 12 и 20 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция). Объёмно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики.
Из приведённых положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
В своём Определении от 16.02.2012 г. N 327-О-О Конституционный Суд РФ разъяснил, что положение ст. 89 ЖК РФ, гарантирующее определённые условия проживания граждан, переселяемых в другие жилые помещения по основаниям, перечисленным в ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, направлено на обеспечение защиты их интересов и потому само по себе не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права и свободы (определения от 16.11.2006 г. N 503-О, от 28.05.2009 г. N 605-О-О, от 01.12.2009 г. N 1548-О-О, от 25.02.2010 г. N 302-О-О, от 15.07.2010 г. N 951-О-О и др.). Кроме того, положение ч. 1 ст. 89 ЖК РФ не ограничивает суды в возможности в ходе исследования и оценки того или иного варианта предоставления жилого помещения принять во внимание обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определённого жилого помещения.
Судом установлено, что нанимателем жилого помещения по адресу: г. Оренбург, <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. является Пятина Г.В.
Из акта обследования указанного многоквартирного жилого дома от 25.08.2011 г. усматриваются значительные перекосы и отклонения углов здания, трещины в ограждающих конструкциях цоколя с шириной раскрытия до 2 мм, локальное разрушение внешнего слоя отделки, трещины, не имеющие чёткого характера развития с шириной раскрытия до 5 мм, гниение деревянных конструкций чердачного перекрытия здания вследствие увлажнения, ослабление крепления листов кровли.
Заключением межведомственной комиссии № 35 от 25.08.2011 г. данный многоквартирный дом признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Данное заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу ответчиком не оспорено.
По правилам ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Истец просит выселить ответчика с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения – квартиры № общей площадью <данные изъяты> кв.м. в доме <адрес> г. Оренбурга.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга выдано разрешение на ввод жилого дома по <адрес> в г. Оренбурге в эксплуатацию, и на основании распоряжения от 01.08.2017 г. № 2986-р дому присвоен адрес – г. Оренбург, <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН от 25.08.2017 г. квартира <адрес> в г. Оренбурге имеет площадь <данные изъяты> кв.м., расположена на 9-ом этаже, имеет назначение жилое, кадастровый номер №
Учитывая, что предоставляемое ответчику жилое помещение является благоустроенным, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечает установленным требованиям и находится в черте г. Оренбурга, исковые требования Администрации г. Оренбурга являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Администрации города Оренбурга удовлетворить.
Выселить Пятину Г.В. из квартиры <адрес> г. Оренбурга с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения – квартиры № № общей площадью <данные изъяты> кв.м. в доме <адрес> г. Оренбурга.
Решение суда является основанием для снятия Пятиной Г.В. с регистрационного учёта по адресу: г. Оренбург, <адрес>
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья - Л.М. Чуканова