РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2016 года Хорошевский районный суд г.Москвы В составе председательствующего судьи Жедачевской И.Н.
При секретаре Портновой Д.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское
дело № 2-467/16 по
иску Махоновой И.Н. к ГБУ г.Москвы «Жилищник района Хорошево-Мневники» о возврате денежных средств за запирающееся устройство, обязании произвести перерасчет за холодную воду, взыскании компенсации морального вреда и штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Махонова И.Н. обратилась в суд с иском к ГБУ г.Москвы «Жилищник района Хорошево-Мневники» о возврате денежных средств за запирающееся устройство, обязании произвести перерасчет за холодную воду, взыскании компенсации морального вреда и штрафа. В обосновании своих требований ссылается на то, что является собственником квартиры по адресу: <адрес> и председателем Совета дома. Просит произвести перерасчет жилищно-коммунальных платежей по запирающим устройствам за 36 месяцев и вернуть ей 2304 руб., поскольку у нее отсутствует договор с управляющей компанией и она имеет право не оплачивать представленные услуги, пока управляющая компания не докажет законность и обоснованность их начислений. Жители <адрес> в г. Москве в 2001 году на свои деньги приобрели и установили запирающие устройства и металлические двери в пяти подъездах, был заключен договор с «Мослифтом» и данные документы были переданы в ГУП ДЕЗ в 2001 году. В 2009 году, без оповещения собственников дома, бывший директор ДЕЗ перезаключила договор с другой домофонной организацией и установила новое оборудование, которое стало считаться уже не собственностью жителей и им стали начислять платежи за запирающее устройство отдельной строкой. Считает, что предъявление управляющей компанией собственнику к оплате стоимости обслуживания домофона необоснованным и незаконным, в связи с чем она перестала оплачивать данную услугу с 01 января 2015 года. Кроме того, истица просит пересчитать ей платежи за холодную воду и водоотведение по показаниям прибора учета за период с июня по ноябрь 2015 года, в связи с тем, что отсутствует договор на управление и она регулярно передает показания счетчика. Также просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. и штраф в соответствии со ст. 13 Закона РФ « О защите прав потребителей».
Истица Махонова И.Н. и представитель истицы по доверенности Щербакова Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Фильцева Е.В. с иском не согласна, просила в удовлетворении отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Плата за помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в включает в себя: плату за содержание и ремонт помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме: плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Плата за коммунальные платежи включает в себя плату за электроснабжение и отопление.
Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещении и многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, истица является собственником квартиры по адресу: <адрес> и председателем Совета дома ( л.д. 7, 25). Из объяснений стороны истца следует, что она просит произвести перерасчет жилищно-коммунальных платежей по запирающим устройствам за 36 месяцев и вернуть ей 2304 руб., поскольку у нее отсутствует договор с управляющей компанией и она имеет право не оплачивать представленные услуги, пока управляющая компания не докажет законность и обоснованность их начислений. Жители <адрес> в г. Москве в 2001 году на свои деньги приобрели и установили запирающие устройства и металлические двери в пяти подъездах, был заключен договор с «Мослифтом» и данные документы были переданы в ГУП ДЕЗ в 2001 году. В 2009 году, без оповещения собственников дома, бывший директор ДЕЗ перезаключила договор с другой домофонной организацией и установила новое оборудование, которое стало считаться уже не собственностью жителей и им стали начислять платежи за запирающее устройство отдельной строкой. Считает, что предъявление управляющей компанией собственнику к оплате стоимости обслуживания домофона необоснованным и незаконным, в связи с чем она перестала оплачивать данную услугу с 01 января 2015 года.
Стороной ответчика не отрицается, что в 2001 году жители дома на свои денежные средства установили запирающие устройства и металлический двери.
Со стороны истца была представлена копия договора на техническое обслуживание замочного переговорного устройства от 01 января 2002 года с МГУП «Мослифт», ЗПУ марки «Визит 100» ( л.д. 18-19). Согласно сведений ООО ПТЦ « дом-инжиниринг» ( л.д. 106) следует, что ООО ПТЦ « Дом-инжиниринг» обслуживает домофонное устройство по адресу: <адрес>, подъезд 3 с 01 июня 2009 года. На подъезде был установлен домофон марки Визит 100, который представляет собой морально устаревшую модель, надежность которой не соответствует требованиям настоящего времени. От жителей поступали заявки о неисправностях и в мае 2010 года было принято решение заменить устаревшую модель на более современный домофон Визит БВД 321. Имеется договор на обслуживание между ГБУ Жилищник района Хорошево-Мневники и ООО ПТЦ « Дом- инжиниринг» ( л.д. 96-104). 26 октября 2015 года Махоновой И.Н., как председателем совета выдана справка ООО ПТЦ « Дом-инжиниринг», что претензий по обслуживанию домофонных устройств не имеют ( л.д. 105).
Запирающие устройства ( домофоны) не включены в состав общего имущества МКД. В рамках мероприятий по проведению порядка в подъездах жилых домов утвержден распоряжением правительства Москвы от 12 августа 1997 года № 872 РП « О наведении порядка в подъездах жилых домов в свете реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства» каким образом в подъезде дома было установлено запирающее устройство. Порядок оплаты технического обслуживания запирающего устройства – в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения или отдельной строкой ( как «прочая» услуга) зависит от того, в чьей собственности находится такое запирающее устройство. В соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития РФ от 20 ноября 2006 года № 11765-РП/07 оборудование, установленное за счет обслуживающего предприятия и вследствие этого являющееся его собственностью, не может быть включено в состав общего имущества многоквартирного дома. Оплата запирающего устройства по адресу: <адрес> статью « содержание и текущий ремонт» не входит, оказание услуг по размещению, монтажу, эксплуатации и ремонту запирающих устройств производит ООО ПТЦ «Дом-инжиниринг», в связи с чем оплата запирающего устройства является дополнительной услугой.
В соответствии с абзацем вторым пункта 6 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6.05.2011 г. N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
При таких обстоятельствах, исходя из положений закона, регулирующих спорные правоотношения, не связывают возникновение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги именно с фактом заключения договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией. Отсутствие договорных отношений не может являться основанием для освобождения собственника от указанной обязанности и не должно служить препятствием для реализации права управляющей компании на получение соответствующих платежей.
Факт не заключения истцом с управляющей компанией письменного договора как обоснование отсутствия между ними договорных отношений не может являться основанием для неуплаты жилищно-коммунальных и иных платежей, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ, сложившиеся между сторонами отношения в отсутствие заключенного письменного договора рассматриваются как договорные. Наличие договорных отношений между истцом и ответчиком предполагается в силу ст.ст.10, 153, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 30, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. п. 6, 7 Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". При этом отсутствие письменного договора не освобождает ответчика от обязанности произвести оплату коммунальных платежей за услуги, фактически оказанные управляющей компанией собственникам помещений.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (пункт 5 часть 2 статьи 153 ЖК РФ).
Таким образом, отсутствие договора с управляющей компанией, обязанность по заключению которого является двусторонней и лежит на обеих сторонах, не влияет на отношения собственности и не может служить основанием для освобождения собственника помещения от установленной ч. 1 ст. 158 ЖК РФ обязанности вносить плату за жилое помещение и участвовать в содержании общего имущества дома путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Иное означает неосновательное обогащение за счет других лиц.
Исходя из вышеизложенного, требовании истца о возврате ей денежных средств на три года за запирающие устройства не состоятельны и не подлежат удовлетворению.
Также истица просит произвести перерасчет ей платежей за холодную воду и водоотведение по показаниям прибора учета за период с июня по ноябрь 2015 года, в связи с тем, что отсутствует договор на управление и она регулярно передает показания счетчика.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 42. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении в случаях и за расчетные периоды, указанные в пункте 59 настоящих Правил, определяется исходя из данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил.
В соответствии с п. 59 Правил, Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения; б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд; в) в случае, указанном в подпункте "д" пункта 85 настоящих Правил - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета (распределителям) до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом "е" пункта 85 настоящих Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Пунктом 60 Правил установлено, что по истечении указанного в подпункте "а" пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, - в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
По истечении указанного в подпункте "б" пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, - в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
Судом установлено, что индивидуальные приборы учета воды, марки «Берегун» в квартире Махновой И.Н. установлен и введены в эксплуатацию с 19 февраля 2010 года. В технических паспортах на приборы учета марки « Берегун» от 2010 года межпроверочные интервалы указаны : на ГВС-4 года, на ХВС-5 лет.
По сведениям, полученным из МФЦ района Хорошево-Мневники, срок эксплуатации прибора ХВС, установленного в квартире истца закончился 01 февраля 2015 года. Начисление платы за холодную воду до 31 апреля 2015 года производилось по средне расчетному показателю, который сложился за предыдущий период времени. В связи с истечением межпроверочного интервала, с 01 мая 2015 года начисление платы по услуге ХВС произведено по показаниям ОДПУ на количество человек, зарегистрированных в квартире ( л.д. 108).
Доводы истца, что срок поверки ХВС 6 лет, суд считает несостоятельными, которые опровергаются представленными в суд материалами, а именно паспортом счетчика холодной воды ( л.д. 107).
В силу прямого предписания п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов именно потребитель обязан использовать приборы учета, прошедшие поверку, обеспечивать проведение поверок установленных за его счет приборов учета в сроки, установленные технической документацией, а также своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги (подп.
"г", "д", "и").
Исходя из вышеизложенного и оценивая представленные доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования истца несостоятельны и не подлежат удовлетворению в полном объеме, включая компенсацию морального вреда и штрафа.
Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ
В удовлетворении иска Махоновой И.Н. к ГБУ г.Москвы «Жилищник района Хорошево-Мневники» о возврате денежных средств за запирающееся устройство, обязании произвести перерасчет за холодную воду, взыскании компенсации морального вреда и штрафа отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Хорошевский районный суд г.Москвы.
Судья И.Н.Жедачевская.