РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2015 года г. Москва Тушинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего федерального судьи Поповой З.Н., при секретаре Добрыниной О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское
дело №2-282/15 по иску
Шатохиной И. В. к Префектуре СЗАО г. Москвы, ГКУ г. Москвы «Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северо- Западного административного округа, ГБУ города Москвы «Жилищник района Покровское-Стрешнево» о возмещении ущерба, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Шатохина И.В. обратилась в суд с заявлением к Префектуре СЗАО г.
Москвы, ГКУ «Дирекция ЖКХ и Б СЗАО», ГБУ г. Москвы Жилищник района «Покровское-Стрешнево», в котором, после произведенных уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит взыскать солидарно с ответчиков ущерб, причиненный её транспортному средству, автомашине Пежо 206, государственный регистрационный знак ***, в результате падения на него дерева, просит взыскать материальный ущерб в размере *** руб. *** коп., компенсацию морального вреда в размере *** руб., судебные расходы в размере *** руб. и *** руб. *** коп.(л.д. 120-122) В обоснование своих требований истец указала, что является собственником автомобиля ***, государственный регистрационный знак ***, 01.05.2012 г. во дворе дома по адресу: ****, на припаркованную автомашину истца, упало дерево, причинив автомобилю значительные механические повреждения, размер причиненного истцу материального ущерба составляет **** руб. *** коп., который истец просит взыскать солидарно с ответчиков.
Требования о взыскании компенсации морального вреда Шатохина И.В.
мотивирует тем, что бездействия ответчиков привели к тому, что она, являясь инвалидом 2 группы, была лишена возможности пользоваться автомобилем, не смогла попасть к врачу, испытывала дискоморт, глубокие моральные и нравственные страдания в связи с невозможностью использовать автомобиль, причиненный моральный вред оценивает в **** руб., и просит его также взыскать с ответчиков.
В судебном заседании истец Шатохина И.В. и её представитель Макарова Т.Н., допущенная к участию в деле в порядке ст. 53 ГПК РФ, заявленные истцом поддержали просят их удовлетворить, ссылаясь на то, что на дворовой территории по адресу: ****, многие деревья находились в аварийном состоянии, по этому поводу жильцы дома неоднократно обращались в ГУ ИС района «Покровское-Стрешнево» с просьбой принять меры по вырубке поврежденных деревьев, обращения жителей дома оставались без внимания, и бездействие ответчиков привело к причинению ущерба имуществу истца.
Представитель ответчика, Префектуры СЗАО г. Москвы, Коркищенко О.О., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Шатохиной И.В. не признал, ссылаясь на то, что в обязанности Префектуры не входит вырубка аварийных деревьев на дворовой территории, правовых обоснований виновности Префектуры СЗАО в причинении ущерба имуществу истца не имеется, просит в иске Шатохиной И.В. к Префектуре СЗАО г. Москвы отказать.
Представитель ответчика ГБУ города Москвы «Жилищник района Покровское- Стрешнево», Зайченко Т.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Шатохиной И.В. не признала, просит в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, доказательств того, что дерево являлось старым и подлежало вырубке не представлено, кроме этого, истцом не доказано причинение ей морального вреда. В обязанности ГБУ г. Москвы «Жилищник района Покровское-Стрешнево» входит содержание придомовой территории, в том числе и зеленых насаждений, на момент падения дерева такими обязанностями были наделены ГКУ ИС районов, правопреемником которых в этой области являются ГБУ г. Москвы Жилищник.
Ответчик ГКУ «Дирекция ЖКХ и Б СЗАО» о месте и времени рассмотрения дела извещен, в судебное заседание представитель не явился, предоставлен отзыв на иск (л.д. 140-141), в котором указывает, что его функции и полномочия определены Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 г.
№299-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в г. Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации», которым на ГКУ «Дирекция ЖКХ и Б СЗАО» не возложены функции по отслеживанию деревьев, подлежащих спилу, в связи с чем, ГКУ «Дирекция ЖКХ и Б СЗАО» не является надлежащим ответчиком по требованиям Шатохиной И.В., просит в иске отказать Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля Уварова А.Н., исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Как установлено в ст. 2 Закона г. Москвы N 17 от 05.05.1999 г. «О защите зеленых насаждений» защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Работы по уходу за зелеными насаждениями, связанные с проведением агротехнических мероприятий, осуществляются специализированными организациями.
Как усматривается из п. 3 Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации» ГКУ ИС районов наделяются функциями заказчика и получателя бюджетных средств по соответствующим целевым статьям расходов с направлением их на оплату следующих работ, выполняемых по государственному заказу города Москвы на конкурсной основе: содержание дворовых территорий (включая расположенные на них объекты озеленения и благоустройства, контейнеры для мусора, переданные на баланс ГКУ ИС районов, и контейнерные площадки), не включенных в установленном порядке в состав общего имущества многоквартирного дома; Согласно п. 3.2 постановления N 146-ПП от 14.03.2013 г. «О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы», в связи с передачей ГБУ Жилищник района функций, предусмотренных пунктами 2.2 и 2.3 настоящего постановления, ГБУ Жилищник района являются правопреемниками соответствующих государственных учреждений города Москвы в части обязательств, возникших при выполнении ими указанных функций.
ГБУ Жилищник района были переданы функции, предусмотренные п. 2.2 постановления N 146-ПП, по выполнению работ по благоустройству и содержанию дворовых территорий, содержанию и ремонту объектов дорожного хозяйства, объектов озеленения и т.п.
В соответствии с Уставом, ГБУ «Жилищник района Покровское-Стрешнево» создан в порядке реорганизации в форме преобразования субъектом РФ- городом Москва на основании постановления Правительства Москвы от 14.03.2013 г. №146 –ПП «О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы» (л.д. 189-200).
В соответствии с п. 2.2.10 Устава, основной целью деятельности Учреждения является, наряду с другими, осуществление мероприятий по благоустройству и содержанию территории общего пользования, в том числе дворовых территорий (включая их обустройство, текущий и капитальный ремонт), парков, скверов и иных объектов благоустройства.
В силу п. 6.2 «Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы», утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 года N 743-1111, контроль состояния зеленых насаждений осуществляют организации, предприятия и др., в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами, сигнализацией о наблюдаемых негативных явлениях и процессах в вышестоящие организации и городскую службу защиты зеленых насаждений.
Согласно п. 7.2.6 и п. 9 «Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы», утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 года N 743-ПП, юридические владельцы территорий обязаны: обеспечить сохранность насаждений, в течение всего года доводить до сведения производственной службы защиты растений (ПСЗР) ГУН «Мосзеленхоз» информацию обо всех случаях массового появления вредителей и болезней и принимать меры борьбы с ними в соответствии с указаниями специалистов, обеспечивать уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев и лечение ран; во всех случаях вырубку и пересадку деревьев и кустарников, производимых в процессе содержания и ремонта, осуществлять в соответствии с требованиями данных Правил и технологическим регламентом; при наличии водоемов на озелененных и природных территориях содержать их в чистоте и производить капитальную очистку их не менее одного раза в 10 лет.
В силу и. 8.5.2 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 года N 743-ПП, для проведения санитарной рубки и обрезки деревьев, кустарников землепользователь организует обследование зеленых насаждений с привлечением представителя специализированной организации по уходу за зелеными насаждениями.
Согласно п. 6.3 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 года N 743-ПП Основные составляющие системы контроля состояния зеленых насаждений: - оценка (долгосрочная, ежегодная, оперативная) качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений и элементов благоустройства; - мониторинг состояния зеленых насаждений и городских почв на постоянных площадках наблюдения; - выявление, диагностика и идентификация причин ухудшения состояния зеленых насаждений; - прогноз развития ситуации (долгосрочный, ежегодный, оперативный); - разработка программы мероприятий и выбор технологии и средств, направленных на устранение последствий воздействия на зеленые насаждения негативных причин и устранение самих причин, а также мероприятий по повышению уровня благоустройства.
Согласно п. 2.1 Методических рекомендаций по оценке жизнеспособности деревьев и правил их отбора и назначения к вырубке и пересадке, утвержденных Постановлением Правительства г. Москвы от 30 сентября 2003 г.
N 822-ПП, вырубка деревьев относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям, ее выполнение обязательно по отношению к деревьям по показаниям их состояния, повреждениям, отклонениям в развитии, положении и строении ствола и кроны, опасности для окружающих насаждений, населения, строений и сооружений и невозможности выполнять экологические и эстетические функции.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Вырубке подлежат: - деревья неудовлетворительного состояния, утратившие жизнеспособность, декоративность и другие полезные свойства и относящиеся к категориям 4 - усыхающих, 5 - сухостоя текущего года (усохших в текущем году), 6 - сухостоя прошлых лет; - деревья, которые представляют опасность как аварийные; - деревья, пораженные опасными болезнями и вредителями.
Все категории деревьев определяются по визуальным признакам.
Оценку состояния хвойных видов древесных растений (кроме лиственницы) можно проводить круглогодично. Оценку состояния деревьев лиственных видов древесных растений и лиственницы следует проводить в период вегетации после полного завершения распускания листьев (и хвои лиственницы) в сроки, соответствующие фенологии видов рано и поздно распускающих листву деревьев: например, для тополя, ивы, березы, клена - с середины мая, а для липы, дуба поздней формы и ясеня - с конца мая - начала июня.
Кроме того, согласно п. 4.12 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утв.
Постановлением Правительства Москвы N 1018 от 09.11.1999 г. спил деревьев и их вывоз осуществляется организациями, производящими работы по удалению сухостойных, аварийных, потерявших декоративность деревьев и обрезке ветвей в кронах, в течение рабочего дня с озелененных территорий вдоль основных улиц и магистралей и в течение суток с улиц второстепенного значения и дворовых территорий.
Как следует из материалов дела, Шатохина И.В. является собственником автомобиля ****, государственный регистрационный знак **** (л.д. 6).
Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 10.05.2012 г., вынесенным УУП ОМВД России по району Покровское-Стрешнево г. Москвы Дерновым Э.А. по факту повреждения автомобиля установлено, что 01.05.2012 г. на автомашину ****, государственный регистрационный знак ****, припаркованную возле подъезда ****, упало дерево, в результате чего были причинены повреждения автомобилю: пострадала крыша, передняя и задняя дверь, задняя стойка, возможны скрытые повреждения (л.д. 28).
01.05.2012 г. Дознавателем ОД МВД России по району Покровское- Стрешнево г. Москвы Салимовским В.В. был составлен протокол осмотра места происшествия (л.д. 135-137), в котором зафиксированы повреждения автомашины истца, указано место расположения машины, сделаны фотографии (л.д. 138-139).
В связи с падением дерева 01.05.2012 г. к месту происшествия выезжали сотрудники МЧС (л.д. 105-106).
По ходатайству истца в судебном заседании допрошен в качестве свидетеля Уваров А.Н., который показал, что проживает в доме ****, в одном подъезде с Шатохиной И.В., их машины были припаркованы рядом. Во дворе дома много больших тополей, ранее, в 2010 г. на его машину упала ветка дерева и повредила её, после чего он неоднократно лично обращался в Префектуру СЗАО г. Москвы, ГКУ ИС района, просил произвести осмотр деревьев, их обрезку или вырубку аварийных, указывал на несколько деревьев, имеющих дефекты, осенью 2011 г. приходили сотрудники ГКУ ИС, отметили деревья на схеме, потом одно дерево спилили, остальные не стали. 23.04.2012 г. он обратился в ГКУ ИС очередной раз по вопросу вырубки деревьев, 01.02.2012 г. на машину Шатохиной И.В. упало одно из деревьев, имевших дефекты ствола, ствол внутри у него был трухлявый. В этот же день вечером приехала бригада МЧС и убрали дерево.
Неоднократные обращения жителей дома **** с просьбой принять меры по вырубке и короновке поврежденных деревьев подтверждаются представленными в материалы дела копиями заявлений (л.д. 33, 41).
У суда нет оснований не доверять исследованным в ходе рассмотрения дела доказательствам, которые подтверждают доводы истца о причинении ущерба её транспортному средству, автомашине ****, припаркованному возле **** в результате падения на него дерева.
Учитывая изложенные выше, установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу, что в соответствии с положениями действующего законодательства РФ, а также г. Москвы, ответственность по возмещению ущерба, причиненного падением дерева на транспортное средство Шатохиной И.В., следует возложить на ГБУ г. Москвы Жилищник района «Покровское-Стрешнево», которым в ходе рассмотрения дела не представлено доказательств надлежащего исполнения как самим ответчиком, таки его предшественником функций по надлежащему содержанию дворовых территорий, контролю за состоянием зеленых насаждений во дворе **** Оснований для взыскания в солидарном порядке причиненного ущерба с Префектуры СЗАО г. Москвы, и с ГКУ «Дирекция ЖКХ и Б СЗАО» суд не усматривает, поскольку функции по благоустройству и содержанию дворовых территорий возложены на ГБУ г. Москвы «Жилищник района Покровское- Стрешнево».
Стоимость восстановительного ремонта автомашины ****, государственный регистрационный знак ****, в соответствии с Отчетом №**** от 18.05.2012 г.
ООО «Московская экспертиза независимая» составляет с учетом износа **** руб. 42 коп. (л.д. 9-18, 19-27).
Поскольку ответчиками не оспаривался размер заявленного к взысканию ущерба, и не представлено в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ доказательств, опровергающих обоснованность требований истца и свидетельствующих об ином размере причиненного ущерба, суд считает возможным при определении размера причиненного Шатохиной И.В. ущерба руководствоваться Отчетом ООО «Московская экспертиза независимая» №**** от 18.05.2012 г.
С учетом изложенного, суд взыскивает с ГБУ г. Москвы «Жилищник района Покровское-Стрешнево» в пользу истца ущерб, причиненный в результате падения дерева 01.05.2012 г. на транспортное средство ***, государственный регистрационный знак ****, в размере **** руб. ** коп.
При этом суд не усматривает оснований для взыскания с ответчиков в пользу истца компенсации морального вреда в соответствии со ст. 151 ГК РФ, поскольку доказательств, подтверждающих причинение ответчиками нравственных страданий истцу, не представлено.
В удовлетворении остальной части исковых требований Шатохиной И.В. суд отказывает.
При рассмотрении настоящего дела истцом были понесены расходы по оплате услуг эксперта в размере *** руб. (л.д. 8, 29), а также почтовые расходы в размере **** руб., которые подлежат взысканию с ответчика ГБУ г.
Москвы «Жилищник района Покровское-Стрешнево» в пользу истца на основании ст. 98 ГПК РФ.
В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика ГБУ г. Москвы «Жилищник района Покровское-Стрешнево», в бюджет г.
Москвы государственную пошлину в размере **** руб. ** коп., пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, и от уплаты которой истец был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Шатохиной И. В. к Префектуре СЗАО г. Москвы, ГКУ г. Москвы «Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северо-Западного административного округа, ГБУ города Москвы «Жилищник района Покровское-Стрешнево» о возмещении ущерба, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с ГБУ города Москвы «Жилищник района Покровское-Стрешнево» в пользу Шатохиной Ирины Владимировны в счет возмещения материального ущерба **** руб. ** коп., расходы по оплате услуг эксперта в размере **** руб., почтовые расходы в размере *** руб., всего взыскать **** (****) руб. ** коп.
В удовлетворении остальной части иска Шатохиной И. В. отказать.
Взыскать с ГБУ города Москвы «Жилищник района Покровское-Стрешнево» в доход бюджета города Москвы государственную пошлину в размере *** руб. ** коп.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Тушинский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме Федеральный судья Попова З.Н.