Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Шевцовой О.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации <адрес> о признании права пользования жилым помещением на период прохождения военной службы по контракту в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, о возложении обязанности заключить договор найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, просит признать за ним право пользования жилым помещением, расположенном по адресу: <адрес>, на период прохождения военной службы по контракту в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, об обязании заключить с ним договор найма на указанное жилое помещение. В обоснование заявленных требований указал, что он является военнослужащим проходящим военную службу по контракту, в силу положений ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» подлежит обеспечению по месту прохождения военной службы служебным жилым помещением. В соответствии с решением ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ему на состав семьи три человека (он, супруга и сын), предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В данную квартиру его семья вселилась после освобождения ее другим военнослужащим. Иного жилья в <адрес> у истца нет. Администрация <адрес> отказывает в заключении договора найма на указанную квартиру, по тем основаниям, что предоставление военнослужащим жилых помещений должно производиться их жилищного фонда РФ. Часть 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гарантирует предоставление жилых помещений военнослужащим и членам их семей в случае освобождения этих жилых помещений, занимаемых другими военнослужащими (за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности). Данная норма не содержит каких-либо изъятий для муниципального жилищного фонда. Кроме того, мнение ответчика противоречит позиции Конституционного суда РФ выраженного в определении от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования «Сертолово» <адрес> на нарушение конституционных прав и свобод п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, дополнений, изменений не имел, просил иск удовлетворить. Пояснил, что он совместно с супругой и сыном проживает по адресу, указанному в иске, в данном жилом помещении не зарегистрированы, договор найма на жилое помещение с ним не заключен. Квартира ему предоставлена ФГКУ «Востокрегионжилье», МО РФ на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ, однако договор найма не заключен, было дано устное разъяснение, что по вопросу о заключении договора найма необходимо обратиться в администрацию <адрес>. При обращении с данным вопросом в администрацию, им был получен отказ. В соответствии с действующим законодательством он не признан малоимущим, на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма не состоит.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, доводы которого поддержала. Пояснила, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> «А», <адрес>, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № относится к муниципальному жилищному фонду. Истец в установленном законом порядке малоимущим не признан; на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма не состоит; к категориям граждан, отнесение к которым закон связывает право на получение жилого помещения на условиях договора социального найма в жилищном фонде Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, не отнесен. В соответствии с действующим жилищным законодательством основанием дли заключении договора социального найма муниципального жилого помещении является решение органа местного самоуправления о предоставлении гражданину такого жилого помещении. Администрация <адрес> решение о предоставлении истцу <адрес> А по <адрес> не принимала. Кроме того, исполнение социальных обязательств, возложенных на государство, должно осуществляться за счет имущества, принадлежащего на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущества, принадлежащего на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Спорное жилое помещение относится к муниципальному жилищному фонду. Таким образом, решение о предоставлении специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № выданное ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» является не правомерным и не может рассматриваться как основание для возникновения у истца права на пользования вышеуказанной квартирой на условиях социального найма. В соответствии с действующим законодательством жилое помещение муниципального жилищного фонда может быть предоставлено в постоянное пользование на условиях договора социального найма и во временное пользования на условиях найма специализированного жилого помещения. Жилое помещение, в соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ включается в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений па основании решений органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом - администрации города. Администрацией города решение о включении <адрес> «А» по <адрес> в специализированный жилищный фонд не принималось, следовательно, указанное жилое помещение относится к фонду социального использования. Также пояснила, что администрация <адрес> подан иск о выселении ФИО1 из спорного жилого помещения, производство по делу приостановлено до вынесения решения суда по настоящему гражданскому делу.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 1 Закона).
Согласно п. 1 ст. 1 указанного Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Решение Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение об органах местного самоуправления <адрес>, из п. 1.1 которого следует, что администрация <адрес> в соответствии с Уставом городского округа «<адрес>» является исполнительно-распорядительным органом городского округа, деятельностью которого руководит мэр города на принципах единоначалия.
Администрация города осуществляет полномочия, отнесенные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и Уставом городского округа «<адрес>» к ведению органов местного самоуправления, за исключением полномочий, отнесенных федеральными и краевыми законами, Уставом городского округа «<адрес>» к ведению представительного органа муниципального образования.
В силу Конституции Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных жилищным законодательством, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 49).
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Жилищным кодексом Российской Федерации (ст. 92) предусмотрены виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, к которым относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
При рассмотрении дела установлено, что на основании решения ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1, который является военнослужащим проходящим службу по контракту, на состав семьи (супруга, сын) предоставлено жилое помещение, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, которое на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № относится к муниципальному жилищному фонду.
Истец в установленном законом порядке малоимущим не признан; на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма не состоит; к категориям граждан, отнесение к которым закон связывает право на получение жилого помещения на условиях договора социального найма в жилищном фонде Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, не отнесен.
Администрация <адрес> решение о предоставлении истцу <адрес> не принимала, решение о включении указанной квартиры в специализированный жилищный фонд администрацией <адрес> не принималось, в связи с чем она не относится к фонду социального использования, и оснований для предоставления ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований истца о признании права пользования спорным жилым помещением.
В силу требований ст. 1 ГК РФ граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободы в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии со ст. ст. 420, 421 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Действующим законодательством не предусмотрены случаи, когда возможно понуждение к заключению договора найма жилого помещения.
Таким образом, суд не может обязать администрацию <адрес> в данном случае заключить с истцом договор найма жилого помещения.
Учитывая изложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ
в удовлетворении исковых требований отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд <адрес>.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.В. Шевцова