Дело № ******
Мотивированное решение изготовлено
17.07.2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12.07.2016
<адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием
представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО3,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности включить в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просит обязать ответчика включить истца в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по Министерству обороны Российской Федерации в качестве гражданина, подлежащего переселению из закрытого военного городка.
В обоснование иска ФИО1 указал, что сообщением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 17.04.2017 ему было отказано во включении в состав участников указанной подпрограммы по мотиву того, что истцом произведено отчуждение принадлежавшей ему 1/2 доли в праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, и с этого момента не истек пятилетний срок. С таким решением ответчика истец не согласен, поскольку из представленного истцом ответчику постановления администрации ЗАТО <адрес> следует, что указанный дом признан непригодным для проживания.
В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что условиями подпрограммы предусмотрен учет сделок по отчуждению жилых помещений. ФИО1 было отчуждено жилое помещение. Истец в 2017 году действительно представлял в адрес ответчика постановление администрации ЗАТО Шиханы, где указано, что отчужденное истцом жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания. Однако на дату отчуждения это жилое помещение еще не было признано непригодным. При этом постановление администрации не содержит указания на дату, с которой жилое помещение признано непригодным для проживания, и это постановление приобрело силу с момента подписания его уполномоченными должностными лицами. В связи с этим издание такого постановления не может повлечь правовых последствий для истца и не свидетельствует о незаконности принятого ответчиком решения.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела, об уважительных причинах неявки не сообщил. Просил рассматривать дело в свое отсутствие.
Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда <адрес> в сети Интернет: ***.
С учётом мнения представителя ответчика и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы настоящего дела, а также дела № ******, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы. Пунктом 2 данного Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
В Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных указанным Постановлением в наименовании и пункте 1 слова «2002-2010 годы» заменены словами «2011-2015 годы» (п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******»).
Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******» в наименовании и пунктах 1 и 2 указанных Правил слова «2011 - 2015 годы» заменены словами «2015 - 2020 годы».
В соответствии с подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в подпрограмме намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации (утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2050) Право на получение за счет федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, выдаваемым Министерством обороны Российской Федерации в рамках подпрограммы, имеют, в том числе, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России. В настоящее время в указанном Перечне в разделе «<адрес>» значится <адрес>-<адрес>
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, <адрес>.
Указанное жилое помещение было предоставлено истцу на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № ******.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ******нс в ответ на заявление ФИО1, поступившее ДД.ММ.ГГГГ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации сообщило ему о том, что он не относится к категории граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями из фондов Министерства обороны Российской Федерации, и не может быть обеспечен жилым помещением посредством государственного жилищного сертификата, так как ДД.ММ.ГГГГ им было произведено отчуждение 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, и согласно представленным заявителем документам, на момент совершения сделки по отчуждению указанной доли жилой дом непригодным для постоянного проживания не признавался, поэтому, в соответствии с ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации отчуждение данной доли в жилом доме подлежит учету в течение 5 лет.
В соответствии с п. 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина.
Согласно п. 16.2 Правил в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "а", "б", "е" или "ж" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности, либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью отчужденного жилого помещения (доли в праве общей собственности на жилое помещение, приходящейся на указанного в настоящем абзаце гражданина и (или) члена его семьи, установленной соглашением собственников жилого помещения или рассчитанной пропорционально их доле в праве общей собственности на жилое помещение). Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет. Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров.
Как следует из материалов дела и не оспаривается истцом в его исковом заявлении, ему и ФИО4 на праве общей долевой собственности (по 1/2 доле у каждого) на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ принадлежал жилой дом по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, общей площадью 32,3 кв.м. Соответственно, на долю истца приходилось 16,15 кв.м общей площади жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО4 заключен договор, по условиям которого ФИО1 подарил ФИО4 и передал ей безвозмездно 1/2 долю в праве собственности на указанный жилой дом, а ФИО4 приняла в дар данное имущество. Стороны оценили отчуждаемую долю в 50000 руб.
Переход права собственности на основании этого договора зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку с момента заключения договора дарения на момент принятия ответчиком решения об отказе в признании истца участником подпрограммы (так же как и на момент рассмотрения дела судом) не прошло пяти лет, данная доля подлежит учету при расчете размера социальной выплаты. Расчет в силу вышеприведенных правил выполняется следующим образом: 33 кв.м – 16,15 кв.м = 16,85 кв.м, что менее 18 кв.м.
Доводы истца относительно того, что жилой дом признан непригодным для проживания, не могут быть приняты во внимание.
Действительно, постановлением администрации ЗАТО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ****** частное жилое помещение, находящееся на территории ЗАТО Шиханы, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для постоянного проживания.
Между тем, данное постановление, как обоснованно отмечено ответчиком, принято уже после того как истцом произведено отчуждение принадлежащей ему доли в праве собственности на указанный жилой дом. Истцом не представлены доказательства того, что данный жилой дом был признан непригодным для проживания в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N47), на ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ответчик при рассмотрении заявления истца вполне обоснованно учел совершенную истцом сделку по отчуждению доли в праве собственности на жилой дом и отказал ему во включении в состав участников подпрограммы.
Необходимо отметить и тот факт, что ФИО1 ранее обращался в суд с иском, в котором просил обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по Министерству обороны Российской Федерации в качестве гражданина, подлежащего переселению из закрытого военного городка.
Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в удовлетворении указанного иска.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения. В апелляционном определении судебная коллегия указала на то, что предоставление жилищного сертификата по основанию, предусмотренному подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, предусмотрено в случае принятия в установленном порядке решения и реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. В данном случае такого решения не принималось и переселение граждан из военного городка не производилось. Само по себе проживание истца в жилом помещении в закрытом военном городке, учитывая, что истец проходил военную службу, в настоящее время не является военнослужащим, членом семьи военнослужащего, не является основанием для участия истца в указанной подпрограмме.
В ходе настоящего судебного разбирательства истцом также не представлены доказательства принятия решения о переселении граждан из закрытого военного городка Вольск-18, осуществление переселения граждан из данного населенного пункта, и доказательства того, что истец в настоящее время является военнослужащим или членом семьи военнослужащего. Отсутствуют доказательства того, что в отношении истца инициирована процедура переселения из закрытого военного городка, к нему предъявлялись требования о выселении истца из занимаемого им жилого помещения, расположенного на территории закрытого военного городка.
В соответствии с подп. «а» п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленного ФИО1 иска не имеется ввиду отсутствия у него права на получение государственного жилищного сертификата в рамках указанной подпрограммы.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности включить в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья И.В. Кайгородова