Дело № 2-3569/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 сентября 2017 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Бузмаковой О.В.,
при секретаре Закировой А.Р.,
с участием истца Симоновой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми дело по иску Симоновой Натальи Александровны к администрации города Перми и управлению жилищных отношении администрации города Перми о возложении обязанности принять на учет,
УСТАНОВИЛ:
Симонова Н.А. обратилась в суд с иском в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Симоновой Милы Сергеевны к администрации года Перми и управлению жилищных отношений администрации города Перми (далее по тексту – администрация и УЖО соответственно) с требованием о возложении на ответчиков обязанности принять ее (Симонову Н.А.) и несовершеннолетнюю Симонову М.С. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование своего иска истец указала, что она и ее супруг Симонов Сергей Евгеньевич (брак зарегистрирован 11.06.2010), с 22.10.2010 по 15.05.2011 проживали в квартире по адресу: г. хх данный дом по заключению межведомственной комиссии от 22.04.2009 № 83 признан непригодным для проживания; 24.05.2011 родилась дочь Мила, 05.07.2014 Симонов С.Е. умер. В связи с пожаром в хх Симоновой М.С. и ей (истцу) как законному представителю дочери предоставлено муниципальное жилое помещение маневренного фонда по адресу: хх, согласно договору от 18.12.2014; решением Ленинского районного суда г. Перми от 23.09.2015 по гражданскому делу № 2-5498/15 Седельникова Мария Юрьевна, Седельников Николай Анатольевич, Симонова Евгения Петровна, Седельникова Екатерина Николаевна, Холопова Наталия Евгеньевна, Бельтюков Михаил Максимович, Уразова Елена Николаевна, несовершеннолетние Уразова Елизавета Алексеевна, Холопова Анна Игоревна, покойный на тот момент Симонов Сергей Евгеньевич и несовершеннолетняя Симонова Мила Сергеевна выселены из квартиры по адресу: г. Пермь, улхх в двухкомнатную квартиру по адресу: г. Пермь, хх. Апелляционным определением от 27.04.2016 судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда оставила решение суда первой инстанции без изменения. Она (истец) в решении не упомянута, а в силу возраста дочь отдельно от нее (истца) проживать не может, фактически проживает в жилом помещении маневренного фонда по вышеуказанному адресу, имея регистрацию по месту жительства по адресу: г. Пермь, ул. хх. По решению Кировского районного суда г. Перми от 20.01.2016 установлен факт ее (истца) постоянного проживания на территории города Перми с 24.06.1978, определением Кировского районного суда г. Перми от 28.04.2016 разъяснено, что совместно с ней (истцом) на территории города Перми с момента рождения и по настоящее время проживает Симонова Мила Сергеевна.
В судебном заседании истец на иске настаивала.
Ответчики о месте и времени рассмотрения дела судом извещены, в письменных отзывах просят рассмотреть дело без участия их представителей, иск не признают, поскольку истец с заявлением о принятии на жилищный учет не обращалась и соответствующие документы не представляла, в принятии на жилищный учет в отношении нее отказа не принималось, а суд не должен подменять собой установленную законодательством процедуру принятия решения органом местного самоуправления о признании гражданина нуждающимся (л.д. 45-47, 49-51).
Выслушав истца, исследовав материалы настоящего дела и материалы дела № 2-5498/15, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец Симонова (ранее – Шадрина) Наталья Александровна 11.06.2010 заключила брак с Симоновым Сергеем Евгеньевичем; 24.05.2011 у Симоновой Н.А. и Симонова С.Е. родилась дочь Симонова Мила Сергеевна; 05.07.2014 Симонов С.Е. умер. При этом Симонова Н.А. регистрации по месту жительства не имеет.
Данные обстоятельства подтверждаются сведениями в паспорте истца, свидетельствами о заключении брака, о рождении и о смерти (л.д. 5-8, 9, 10, 11).
По решению Ленинского районного суда г. Перми от 23.09.2015, вступившему в законную силу 27.04.2016, несовершеннолетняя Симонова М.С. и ее отец Симонов С.Е. (при отсутствии у суда сведений о его смерти на дату принятия решения) с остальными членами семьи (всего 11 человек), в числе которых Симонова Н.А. отсутствует, выселены из двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Пермь, хх в двухкомнатную квартиру общей площадью 46,7 кв.м., расположенную по адресу: г. Пермь, ул. хх, в связи с тем, что занимаемое жилое помещение находилось в хх, признанном непригодным для постоянного проживания (гр.дело № 2-х.д. 46, 51-52, 94-96).
С 14.02.2017 и по настоящее время несовершеннолетняя Симонова М.С. зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Пермь, хх, где она имеет право проживания в качестве члена семьи нанимателя, что подтверждается сведениями в свидетельстве о регистрации Симоновой М.С. по месту жительства (л.д. 22) и сведениями в договоре социального найма от 05.09.2016 (л.д. 23-24).
До предоставления жилого помещения, расположенного по адресу: г. Пермь, хх, несовершеннолетней Симоновой М.С. до обеспечения ее жилым помещением по договору социального найма предоставлялось жилое помещение маневренного фонда в виде комнаты, расположенной по адресу: г. хх, что подтверждается содержанием договора найма жилого помещения маневренного фонда от 18.12.2014 (л.д. 25-26).
Какие-либо жилые помещения, как установил суд на основании направленных запросов в регистрирующие органы, у Симоновой Н.А. и несовершеннолетней Симионовой М.С., принадлежащие им на праве собственности, на дату разрешения настоящего дела отсутствуют (л.д. 35, 36, 41, 42). Информация ГУП «ЦТИ Пермского края» о наличии зарегистрированного за Симоновой Н.А. с 05.11.1999 права собственности на домовладение, как установил суд, к истцу не относится, учитывая, что ей присвоена фамилия «Симонова» только 11.06.2010 в связи с заключением брака.
Вместе с тем, установленные судом обстоятельства, приведенные выше, основанием для удовлетворения иска не являются, исходя из следующего.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Частями 3 и 4 статьи 52 ЖК РФ предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
В силу частей 5 и 6 статьи 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.
Согласно части 7 статьи 52 ЖК РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Такой порядок определен в Законе Пермской области от 30.11.2005 № 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее по тексту – Закон Пермской области), где статьей 1 предусмотрено, что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется по месту жительства граждан органом местного самоуправления.
На основании части 1 статьи 6 Закона Пермской области для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданин подает заявление о постановке на учет по месту своего жительства в орган местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) и документы, перечисленные в части 2 статьи 6 Закона Пермской области.
В соответствии с пунктом 3.1.4. Положения об управлении жилищных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 213, к компетенции УЖО относится организация постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, снятия с учета и предоставления жилых помещений; создание, ведение и актуализация единой базы данных о жителях города Перми, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Именно руководитель УЖО на основании пункта 5.2.12. упомянутого Положения издает муниципальные правовые акты в форме распоряжений по вопросам постановки и снятия с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, постановлением администрации города Перми от 22.05.2012 № 40-п утвержден Административный регламент предоставления управлением жилищных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (далее по тексту – Административный регламент), согласно пунктам 2.1.-2.3. которого муниципальная услуга – прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; предоставление муниципальной услуги осуществляет УЖО, в предоставлении муниципальной услуги участвует МФЦ; результатом предоставления муниципальной услуги является принятие решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и выдача документов о принятии на учет или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, органом местного самоуправления, принимающим решения о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на территории города Перми является УЖО. Для принятия УЖО соответствующего решения необходимо обращение гражданина с заявлением о принятии на жилищный учет, представление с заявлением документов, приведенных в пунктах 2.6.1. и 2.6.2. Административного регламента.
Факт обращения истца в УЖО как орган, к компетенции которого относится решение вопроса о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с соответствующим заявлением и документами, подлежащими приложению к такому заявлению, истцом не доказан, а администрация города Перми и управление жилищных отношений администрации города Перми такое обращение истца в своих отзывах отрицают категорически.
Ссылка истца на то, что у нее отказались принимать заявление о принятии на учет, судом расценивается как не убедительная, принимая во внимание, что из объяснений истца усматривается факт ее устных обращений по вопросу принятия на жилищный учет.
Более того, ссылка истца об отказе принять у нее заявление о постановке на учет опровергается содержанием пунктов 2.3. и 2.9. Административного регламента, по смыслу которых УЖО принимает решения как о принятии гражданина на учет нуждающихся в жилых помещениях, так и об отказе в принятии на такой учет, в том числе при отсутствии документов, указанных в пунктах 2.6.1. и 2.6.2. Административного регламента.
Поскольку суд установил, что предусмотренный законодательно порядок, направленный на обращение граждан в орган местного самоуправления с заявлениями о принятии на жилищный учет, истцом не выполнялся, это обстоятельство позволяет суду придти к выводу об отсутствии нарушения права истца ответчиками (УЖО и администрацией города Перми) по вопросу принятия истца и ее дочери на жилищный учет.
При этом суд считает необходимым отметить, что администрация города Перми по настоящему иску является ненадлежащим ответчиком, так как не является тем органом местного самоуправления, к компетенции которого отнесено принятие решений о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановке на жилищный учет.
Также суд учитывает, что истец с дочерью в установленном порядке малоимущими в целях обеспечения жилым помещением по договору социально найма не признавались, что подтверждается сообщением департамента социальной политики администрации города Перми (л.д. 44), истцом не опровергается.
Кроме того, предъявление истцом иска о возложении на УЖО и администрацию обязанности принять ее (истца) и ее дочь на жилищный учет свидетельствует о необходимости выполнения судом обязанности за истца по сбору документов, перечень которых приведен в статье 6 Закона Пермской области, а также по анализу сведений в таких документах и по принятию решения о нуждаемости истца и ее дочери в жилом помещении и возможности принятия их на жилищный учет, что, как указано выше, относится к компетенции УЖО, в связи с чем суд соглашается с доводом ответчиков, приведенным в отзыве на иск, о том, что суд не должен подменять собой установленную законодательством процедуру принятия решения органом местного самоуправления о признании гражданина нуждающимся.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленного иска. Причем отказ в удовлетворении иска не препятствует истцу в установленном порядке, приведенном выше, обратиться в УЖО с заявлением о принятии на жилищный учет, приложив к заявлению соответствующие документы.
Доводы истца о том, что она с дочерью не являются членами семьи граждан, проживающих по адресу: г. Пермьхх что в департаменте социальной политики администрации города Перми у нее также отказались принимать заявление и документы, суд отклоняет, так как эти доводы также направлены на оценку нуждаемости истца и ее дочери в жилом помещении, что подлежит проверке на основе документов, подлежащих приложению к заявлению, адресованному в управление жилищных отношений администрации города Перми, о принятии на жилищный учет.
На основании части 1 статьи 98 ГПК РФ расходы по оплате государственной пошлины истцу при отказе ей в удовлетворении иска суд не возмещает.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Симоновой Наталье Александровне в удовлетворении иска к администрации города Перми и управлению жилищных отношений администрации города Перми о возложении обязанности принять Симонову Наталью Александровну и несовершеннолетнюю Симонову Милу Сергеевну на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также в возмещении расходов по оплате государственной пошлины отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись (О.В. Бузмакова)
Копия верна. Судья - (О.В. Бузмакова)