Задать вопрос
8 800 511 38 27
Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

Решение суда о возложении обязанности предоставить жилое помещение № 2-860/2017

Смотреть все судебные практики о Другие жилищные споры

Дело № ******

Мотивированное решение изготовлено

27.02.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21.02.2017

<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием

истца ФИО1,

представителя ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО2,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права на получение жилого помещения, о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, в котором просит признать за ним право на жилое помещение в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации предоставить в собственность истца бесплатно благоустроенное жилое помещение в <адрес> из расчета на семью из 1 человека, общей площадью не менее 18 кв.м.

В обоснование иска ФИО1 указал, что проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен в запас в связи с истечением срока контракта. Общая продолжительность военной службы истца составила 20 лет 2 месяца. На момент увольнения истец не был обеспечен жилым помещением, проживает в служебном жилом помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, иного жилья не имеет. Перед увольнением с военной службы в 2005 году истец подал рапорт командиру войсковой части № ****** о предоставлении ему государственного жилищного сертификата. Далее неоднократно подавал заявления о включении в программу «Государственные жилищные сертификаты». Вместе с тем, до настоящего времени истец не обеспечен ни жилым помещением, ни жилищным сертификатом. ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отказало истцу в предоставлении жилого помещения, с чем истец не согласен, полагает, что приобрел право на получение жилья по избранному месту жительства ввиду соответствующей продолжительности военной службы.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал. Дополнительно пояснил, что с рапортами, заявлениями о предоставлении ему государственного жилищного сертификата он не обращался. До увольнения с военной службы подавал один рапорт о предоставлении ему жилого помещения. Однако впоследствии ему пояснили, что он не вправе требовать предоставления жилья ввиду того, что был уволен с военной службы не в связи с организационно-штатными мероприятиями, по состоянию здоровья или по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. Срок исковой давности им не пропущен.

Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Ахметзянова Р.Р. возражала против удовлетворения исковых требований. Указала, что право на получение жилого помещения может быть приобретено военнослужащим только с момента признания нуждающимся в получении жилья, которое должно иметь место до увольнения с военной службы. В отношении истца сведения о признании его нуждающимся до увольнения с военной службы не представлены. В настоящее время истец не является военнослужащим, уволен в 2005 году, основания для признания его нуждающимся в настоящее время отсутствуют. Решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об отказе в признании истца нуждающимся в жилом помещении не оспорено и незаконным не признано. Согласно ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на избранное место жительства может быть приобретено только при увольнении по трем определенным основаниям (по состоянию здоровья, по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в связи с организационно-штатными мероприятиями), поэтому положения указанной статьи на истца не распространяются. Кроме того, в настоящее время невозможно установить нуждаемость истца в жилом помещении, поскольку не исключено, что им в период брака были приобретены объекты недвижимости. Помимо этого истцом пропущен срок исковой давности, так как о нарушении своих прав он мог и должен был узнать в момент увольнения с военной службы.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации, представитель третьего лица войсковой части 03908 надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении заседания или о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявили.

Информация о времени и месте рассмотрения дела была до судебного заседания размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда <адрес> в сети Интернет: ***.

С учётом мнения истца и представителя ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие представителя Министерства обороны Российской Федерации и представителя третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Третье лицо войсковая часть 03908 в письменном отзыве возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что рапорт истца о предоставлении ему государственного жилищного сертификата в строевое отделение войсковой части не поступал, не был зарегистрирован. В списках получателей государственных жилищных сертификатов фамилия истца отсутствует. В книге протоколов заседаний жилищной комиссии в войсковой части 03908 записи о поступлении на рассмотрение рапорта истца и личное дело участника подпрограммы ФИО1 отсутствуют. Истец не обращался в воинскую часть с рапортом, не был включен в список участников подпрограммы.

Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта, исключен из списков личного состава войсковой части 03908 с ДД.ММ.ГГГГ. Продолжительность военной службы истца на момент увольнения в календарном исчислении составила 20 лет 2 месяца 23 дня.

Истец проживает в квартире по адресу: <адрес>-7, <адрес>. Данное жилое помещение было предоставлено ему по договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному им с Домоуправлением № ****** Тимоновской квартирно-эксплуатационной части, действующей от имени собственника жилого помещения Министерства обороны Российской Федерации. Договор поименован как «договор социального найма специализированного (служебного) жилого помещения». При этом в договоре указано, что квартира по адресу: <адрес> <адрес> передается нанимателю во временное пользование на период контрактной службы или на период трудового договора.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отказало истцу в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с отсутствием документов, подтверждающих его постановку на учет нуждающихся в получении жилого помещения, согласно порядку, действовавшему в период увольнения истца с увольнения с военной службы, а также по причине непредоставления истцом ряда документов.

На момент увольнения истца с военной службы порядок учета военнослужащих-граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ), Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******).

Смотреть все судебные практики о Другие жилищные споры

В силу п.п. 1,2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву).

При этом, помимо необходимого стажа военной службы и оснований увольнения военнослужащему для целей реализации права на жилье необходимо к моменту увольнения обладать статусом нуждающегося в получении жилья.

В соответствии с п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Инструкция) учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на момент увольнения истца с военной службы осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27 Инструкции).

В силу п. 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

Выполнение указанного порядка обеспечивало военнослужащему право оставаться на учете нуждающихся до обеспечения жильем, что гарантировалось пунктом 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (см. текст в предыдущей редакции)

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

При указанных обстоятельствах право состоять на учете нуждающихся, в случае его приобретения военнослужащим, не прерывалось и после изменения условий и порядка обеспечения жильем, связанного с отменой приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** и вступлением в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.

В соответствии с п. 12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.

Согласно п.п. 13, 14 указанных Правил военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. На основе рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Поскольку право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих», носит не абсолютный, а заявительный характер, для его реализации необходимо выполнение определенных действий, а именно обращение с рапортом о постановке на учет нуждающихся.

Между тем, при рассмотрении настоящего дела истцом не были представлены доказательства, однозначно и достоверно свидетельствующие о том, что до увольнения с военной службы он обращался к командиру воинской части с рапортом о признании его нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, а также о том, что этот такой рапорт рассматривался на заседании жилищной комиссии воинской части, которая по результатам его рассмотрения приняла решение о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, и данное решение, оформленное протоколом, было утверждено командиром воинской части. Также истцом не представлены доказательства того, что в КЭЧ района о нем имелись сведения как о военнослужащем, включенном в список нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), доказательства включения его в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), а также доказательства наличия в КЭЧ района карточки учета жилых помещений, предоставляемых истцу.

При таких обстоятельствах суд находит, что истец, нарушив заявительный порядок обращения к органу, осуществляющему принятие на учет, не вправе требовать признания за ним после увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации права состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

При этом в списках военнослужащих войсковой части 03908, граждан, уволенных с военной службы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, желающих получить государственный жилищный сертификат, граждан-получателей государственных жилищных сертификатов истец не указан. Учетное дело истца не передавалось войсковой частью 03908 ответчику ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Пунктом 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Право претендовать на постановку на учет нуждающихся в получении жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации у истца возникло в связи с увольнением с военной службы, которое имело место в 2005 году. Следовательно, уже в 2005 году истцу должно было быть известно о том, что он на указанный учет не принят, вопрос об обеспечении истца жилым помещением не разрешен. Таким образом, о нарушении своих жилищных прав истец мог и должен был узнать еще в 2005 году. Однако в суд с исковыми требованиями истец обратился только в 2016 году, спустя 11 лет со дня исключения его из списков личного состава войсковой части. Таким образом, истцом пропущен трехлетний срок исковой давности, что само по себе является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права на получение жилого помещения, о возложении обязанности предоставить жилое помещение – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья И.В. Кайгородова

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по жилищным вопросам с 1 по 10 декабря 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.